Научная статья. Помощь при затянувшихся формах заикания.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Рогулева Ирина Николаевна

В статье освещён материал для родителей и взрослых, общающихся с детьми,  у которых есть заикание.Приведены примеры общих двигательных упражнений для снятия мышечного напряжения с рук, ног, туловища.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь при затянувшихся формах заикания.

      Более трудными являются случаи, когда родители не предпринимают попыток помочь своему ребёнку и «запускают» речевое расстройство. Иногда можно слышать мнение, что это расстройство пройдёт само собой. Несмотря на то,  что такие случаи известны, всё же следует обратиться за помощью к специалистам, которые подскажут правильное решение в конкретной ситуации. Если заикание не лечить, то оно может приобрести хроническую форму, и тогда потребуются  более значительные условия по его преодолению. В этом случае родителям придётся освоить определённые приёмы специальной работы над речью, включая элементы психологической помощи.

      Особое значение в случае затянувшегося заикания приобретает речь родителей. Родителям необходимо освоить и постоянно использовать при общении с ребёнком, а также в его отсутствии, спокойную, чёткую  речь, хотя для этого для этого  придётся прилагать определённые, порой значительные усилия. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка во время разговора или проявлять любые формы недоброжелательности.

      Одна из причин заикания – психологическое и мышечное напряжение ребёнка. Следует научить его предотвращать или снимать это напряжение, если оно уже возникло. Постарайтесь превратить занятие в игру, сделать их интересными. Помните, что напряжение нельзя снять с помощью другого напряжения, вызываемого прямым приказом, особенно в резкой, а тем более в грубой форме. Здесь не подходит правило «клин клином». Детям свойственно стремление к новому, желание узнавать как можно больше.  Выделяют даже особый период «почемучки», когда взрослые устают от избытка детских вопросов. Полноценному восприятию и усвоению нового способствует состояние спокойной уверенности, отсутствие тревоги и мышечной скованности. Поддержанию подобного состояния очень помогает представление каких-то  приятных картин, для чего пригодна формула: «Вспомните, представьте, ощутите». Хорошо, если это будет какой-то известный вам эпизод из жизни вашего ребёнка – прогулка в саду, летний отдых у моря и тому подобное. Помогите ему представить букет ароматных цветов, пение птиц в лесу, журчание ручья. Лучше всего это делать, расположившись удобно в мягком кресле, прикрыв глаза, под звуки спокойной музыки или записи звуков природы, которые в настоящее время продаются на  SD дисках. После такой подготовки длительностью 5-10 минут можно приступать к следующим упражнениям.

Общие двигательные упражнения.

Упражнения для рук.

«Кулачки» - сжать пальцы рук в кулачки, а затем встряхнуть кистями так, чтобы пальчики расправились.

«Олени» - скрестив руки над головой с сильным напряжением (твёрдые, как рога), а затем быстро расслабить и опустить вдоль туловища. Повторить 8 раз.

«Подъёмный кран» - вытянуть руки вперёд и напрячь, как будто приходится удерживать на них тяжёлый груз. Затем быстро расслабиться, как после резкого снятия груза; уронить руки на «пуховые подушки». Сжимание и разжимание воображаемого резинового мяча.

Упражнения для ног.

«Загораем» - сидя, выпрямить ноги с напряжением  (потягивание как на пляже под солнцем) и затем расслабить. Повторить 8 раз.

«Ножницы» - сидя, выпрямить напряжённые ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные. Повторить 8 раз.

«Пружинки» - пальцами ног надавливать на воображаемые пружинки, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с  расслаблением. Повторить 8 раз.

«Журавль на болоте» - ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряжённых мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги. Повторить 8 раз.

Упражнения для туловища.

«Стирка» - наклониться и делать движения, напоминающие полоскание белья, затем после распрямления выполнить движения, имитирующие развешивание белья на верёвку. Повторить 8 раз.

«Куклы»:

А) «Деревянный Буратино» - замирание в позе навытяжку и расслабление. Повторить 8 раз.

Б) «Тряпичная кукла» - полное расслабление всего тела, «провисание». Повторить 8 раз.

Использованная литература:

В. Калягин «Если ребёнок заикается», СПб. , Питер 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям по предупреждению заикания у детей.

Уважаемые родители, надеюсь, моя статья позволит вам больше узнать о причинах возникновения заикания у детей и мерах предупреждения этого речевого недуга....

Научная статья "Эффективные формы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей детей с ЗПР в ГБДОУ д/с № 45"

Статья была подготовлена для участников I Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии - 2020 по разделу «Семья особого ребенка&raqu...

Научная статья на тему Развитие речи с помощью театрализованной деятельности

Театрализованная игра- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса.Ребенок усваивает богатство родгого языка,его выразительные средства(динамику,темп,и др).Совершенствует артикуляци...

Статья. "Характеристика основных форм заикания"

В статье дана подробная сравнительная характеристика, в виде таблицы, двух основных форм заикания....