Конспект непосредственно коррекционно – образовательной деятельности для детей с ФФН в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лукашова Светлана Макаровна

Конспект непосредственно коррекционно – образовательной деятельности для детей с ФФН в старшей логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква р»

Приключения звука р.

     Цели: 

 -  привитие интереса к познавательной деятельности;

 - воспитание правильной артикуляции, автоматизации  звука  [р] в слогах, словах, предложениях, свободной речи;

 -  , дифференциация понятий «звук-буква»;

 - развитие фонетико – фонематических представлений и навыков аудирования, умения слышать себя и других;

- развитие функции языкового анализа и синтеза

 -  обобщение словаря, развитие связной речи, артистизма;

 -  развитие сукцессивных процессов (восприятия и запоминания, внимания переключением на разные виды деятельности);

 -  развитие тонкой моторики рук.  

Материал. Рисунки зверей и птиц (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, верблюд, сорока и др.), гор, замка; картинки (Буратино, Петрушка, крокодил Гена, Чебурашка, Дракон); символ звука р; замки звуков, Черный замок.

Ход занятия

  1. Оргмомент

Логопед. – Ребята  сегодня  на  занятии мы с вами окажемся в сказке. Я прикоснусь к вам рукой, и вы превратитесь в животных.

Психогимнастика

Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р.) Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом ... (кар-р-р-р), а мама-ворона отвечает ему низким голосом ... (кар-р-р, кар-р-р). Вы догадались, о какойм звуке мы будем говорить? (Озвуке р.) Послушайте присказку. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук р. Произнесите этот звук. Чем он вам понравился?

  1. Артикуляция звука р (положение губ, зубов, языка).  При произнесении звука р рот открыт, губы округлены, широкий кончик языка дрожит за верхними зубами, образуется голос, воздушная струя сильная и длинная (произнесение звука р 3-4 раза четко).

         3. Характеристика звука р

Какой он? Радостный или грустный? Звонкий или глухой? Гласный или согласный? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий). Вот он какой наш звук. (выставляется звук р ).

4.        Произношение изолированного звука. Работа над
голосом

Вокруг звука р рычали звери. Как они рычали?

Произносится звук р с  усилением и ослаблением голоса.

Это были звуки, с которыми нельзя подружиться. Стало ему грустно.

Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад, там все буквы и звуки живут в волшебных замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук р этому известию и отправился в дорогу. .

.

5.        Произношение звука р в слогах, слоговых сочетаниях.

Выставляется картинка с изображением гор. Что это? (Горы.) Звуку р надо помочь перебраться через горы. Мы сможем их преодолеть, если правильно составим слоги и слова. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук а. Какой слог получился? (Ра).

Аналогичное задание дается со звуками у, ы, о. Получилось волшебное заклинание — ры-ро-ру-ра. Повторите его. А теперь прочитаем слова:

                  Ра                       ры                      Ра        

       Ко  /         \      но    /             \    ба     /           \     бан

Расступились горы.

6.        Произношение звука р в словах.

 Пошел звук р дальше. Видит — стоит черный замок.

 Выставляется изображение Черного замка.

Слышит звук р чьи-то рыдания.

Уточнение значения слова рыдание.

Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу_атино, Пет_ушка, Чебу_ашка, к_око-дил Гена.

Открываются  картинки.

Какой звук забрал у них Дракон? Знаете, зачем? (ответы детей).    Чтобы помочь нашим героям мы должны отгадать загадки.

Бабушка девочку очень любила.                                                                              

Шапочку красную ей подарила.                                                                          

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажи имя ее.

   (Красная шапочка)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

  (Три поросенка)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

  (Карлсон)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

 (Три медведя)

У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный

Кто же это ?..

 (Буратино)  

7.        Произношение звука р в чистоговорках

Развеселились наши герои, стали песенки распевать, чистоговорки сочинять

Ра-ра-ра, стоит высокая гора. Рад-рад-рад, растет сладкий виноград. Нат-нат-нат, я люблю гранат.

8. Определение позиции звука  р.

« Куда же мне идти дальше?» - спросил звук р у Дракона. « Я покажу тебе волшебную дорогу, - сказал Дракон, - если выполнишь моё задание

Роза, рот, творог, топор,  торт, рысь, корова, ведро, рыба, дорога, шар (логопед называет слова ,а дети определяют позицию звука р).

Придумывание слов со звуком р.

Выкладывание слов  используя звуковые символы : рак, шар, радуга, труба, горох, перо, пирог, сорока.        

   Показал Дракон звуку р дорогу. Шёл, шёл звук р и решил отдохнуть.

9.        Физминутка

В лес пришёл волшебник злой.

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал

Но пришли друзья детишки

Озорнишки, шалунишки

Стали думать и решать

Как заданья выполнять

Наконец они решили

И зверей освободили

А теперь друзья – плясать

           Нам не надо унывать..

   Отдохнул звук р, хотел идти дальше, видит ручеёк бежит. Как же перебраться через него?

( Дети выкладывают из геометрических фигур кораблик.)

 Идёт звук р, вдруг перед ним огромные «та-во-ро». Что я перепутала? Произнесите слово правильно. (Ворота.)

10.        Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза

Чтобы охрана пропустила звук р через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу — хорошие слова. Зло. (Добро.) Лень. (Трудолюбие.) Трусость. (Храбрость.) Грусть. (Радость.) Ура! Ворота открылись! За воротами — звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку р, укажут ему путь.

Задания:

а)  Соберите «рассыпанные» звуки ж, р, и, а, ф в слово. (Жираф.); г, и, р, т.(тигр).

б) Отгадайте названия животных в словах с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, блюд-вер. (Крокодил, кенгуру, зебра, верблюд.) С кем подружился звук р? (С крокодилом, зеброй, верблюдом, кенгуру.) Кто помог ему продолжить путь? (Верблюд.)

     11        .        Произношение звука р в предложениях.

Говорят звери звуку р . «Что ты знаешь о нас расскажи?»

Верблюд живет в пустыне, длинные густые ресницы защищают его глаза от песка. Питается верблюд растениями. Он может несколько суток не есть и не пить, потому что у него в горбах запасы питательных веществ.

Жираф – самый высокий зверь. У него длинные тонкие ноги, узкая грудь, длинная шея и маленькая головка с рожками. Длинная шея и ноги помогают ему выжить во время засухи. Жираф умеет быстро бегать. Спят жирафы стоя и очень мало.

Тигр – самая грозная и большая дикая кошка. Это хищное животное. Охотится тигр в одиночку. Оранжевая шкура с темными полосками помогает ему прятаться в зарослях тростника. Тигр очень любит плавать.

Крокодил большую часть жизни проводит в воде. Он легко и быстро плавает. У него большая зубастая пасть. Он охотится на других животных.

Зебра это полосатая лошадка она живет в Африке. Питается зебра травой. Любит резвиться на зеленом лугу.

Кенгуру это сумчатое животное, которое носит своих детенышей в сумке. Кенгуру питается травой. Кенгуру живет в Австралии.

Попрощался звук р со своими новыми   друзьями, повернулся идти дальше, смотрит, а перед ним его звуковой замок. Обрадовался звук р и быстрей домой (логопед вставляет звук р в окошечко звукового замка).

Вот и закончились приключения звука р.

  1. Буква р.

- Ребята посмотрите, а это что за знак?
Выставляется буква р.

- Правильно, это буква Р. А чем буква отличается от звука?

( ответы детей)

Букву Р писать несложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

Л. Леонова

Прописывание буквы  р в воздухе.

Дети у вас на столах лежат  конверты с буквами. Покажите мне букву Р.

А теперь каждый выложит из букв название животных о которых рассказывал.

(дети выкладывают, читают слова)

13. Раскраска символов животных.        

14. Итог занятия.  

 Рефлексия

 Ребята, понравилось ли вам занятие? Вам было весело или грустно? Скучно или интересно?  С каким звуком мы сегодня путешествовали?

Ребята посмотрите перед вами волшебная поляна. Давайте её украсим

цветами. У вас у каждого лежат цветы :красного, жёлтого и коричневого цвета. Это непростые цветы: красный может выбрать тот, кто лучше всех работал на занятии, отвечал на все вопросы правильно, самостоятельно выполнял задания; жёлтый выберет тот кто ошибался, кому помогали при выполнении задания; коричневый цветок выберет тот кто был не внимателен и часто ошибался.

( дети самостоятельно оценивают свою работу)

Литература:

1.   Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.  Развитие и коррекция речи детей 6-7 лет. – М.:  Творческий центр, 2004г

2.  Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов. – М.:  Владос. 2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность "Путешествие в зимний лес" в старшей логопедической группе

Конспект занятия направленного на обобщение и расширение представлений детей о диких животных и птиц зимой...

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием метода «песочной терапии» в логопедической группе «Сказочная страна»

Цель: Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук через взаимодействие с песком....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Теремок» в старшей логопедической группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию«Теремок»в старшей логопедической группе...

Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности по заданию логопеда с детьми старшей возрастной группы

Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности по заданию логопеда с детьми старшей возрастной группы. Тема: "Подготовка к постановке звука "Р"...