Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику.
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Кузнецова Ирина Евгеньевна

Известно, что кисть руки по наличию акупунктурных зон не уступает уху и стопе, поэтому развивая мелкую моторику пальцев рук, мы тем самым развиваем интеллект и речь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_luchshe_govorit.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику.

Известно, что кисть руки по наличию акупунктурных зон не уступает уху и стопе, поэтому развивая мелкую моторику пальцев рук, мы тем самым развиваем интеллект и речь ребёнка. Существует огромное количество пальчиковых игр, направленных на развитие пальчиков, которые помогут избежать многие неприятные моменты в будущей школьной жизни вашего малыша. Заниматься этими играми с ребёнком можно с самого раннего детства.
Игры с пальчиками развивают мышление ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем « Сорока – Ворона». А тонкие движения пальцев рук  положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.

  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться  и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
  • Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  • Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
  • Развивает память ребенка, так как он учится запоминать определенные положение рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия.
  • В результате освоение упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I Группа упражнения для кистей рук.

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

 «Флажки» 
Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

          Я в руках флажки держу 
        И ребятам всем машу!

Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука – опущена вниз, правая рук – поднята вверх.

«Моем руки»

1. "Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

      Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

2. "Стряхиваем водичку с рук": пальцы сжать в кулачок, затем с силой    выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги - вправо, брызги - влево!
      Мокрым стало наше тело!

3. "Вытираем руки": энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым
     Вытрем ручки очень быстро.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Вилка».

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец при жимает мизинец к ладони.
Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5-10.

Вилкой мы едим сосиску, 
      Макароны и редиску.

«Колечко».

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.
Удерживать в таком положении до счёта 5-10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.
http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames54.gif

      На узорное крылечко
     Кто-то уронил колечко.
     И оно с крыльца скатилось,
     За ступеньку закатилось. 
     Дети смотрят там и тут,
     Но колечка не найдут.

II группа. Упражнения для пальцев динамические

-развивают точную координацию движений;

-учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-учат противопоставлять большой палец остальным.

«Семья».

Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка, 
      Этот пальчик - бабушка, 
      Этот пальчик - папочка, 
      Этот пальчик - мамочка.
      Этот пальчик - это Я.
      Вот и вся моя семья.
(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Домик».

Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять -
      (разгибаем пальцы)
      Вышли пальчики гулять.
      (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
      Раз, два, три, четыре, пять -
      (сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
      В домик спрятались опять.
      (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулик.)

«За работу».

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту. 
Большаку - дрова рубить.
(Разгибаем большой палец.)
Печки все - тебе топить.
(Разгибаем указательный и т. д.)
Тебе - воду носить. 
А тебе - обед варить.
А тебе - посуду мыть.
А потом всем песни петь.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.)

«Пальчик-мальчик».

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок.
Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.

- Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, 
С этим братцем щи варил, 
С этим братцем кашу ел, 
С этим братцем песни пел!

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать с 6-7 месяцев с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

  1. поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз;
  2. разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
  3. растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:

  • катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
  • рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Начиная  заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....

ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария    Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверня...

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....