Консультация "Сенсорное развитие детей"
материал

Шнайдер Жанна Николаевна

"Опаснное молчание"; "Единство в работе учителя- логопеда и семьи имеющей ребенка с речевыми нарушениями в условиях ДОУ»; «Развитие речи детей среднего возраста.Чем могут помочь своему ребенку родители?».

Консультация - практикум для родителей (средняя группа). Тема: «Что могут делать родители в условиях семьи, чтобы их ребенок говорил красиво и правильно!»

Памятки: Артикуляционная гимнастика; Развитие фонематических процессов; Развитие речевого дыхания; Развитие мелкой моторики и др.

Консультация "Сенсорное развитие детей".  Цель: повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание МБДОУ № 5

«9» октября 2014г.

Тема: ««Единство в работе учителя- логопеда и семьи имеющей ребенка с речевыми нарушениями в условиях ДОУ»».

Обсуждаемые вопросы: (слайд № 2)

1. Ознакомление с результатами обследования.

2. Ознакомление со списком детей зачисленных на логопедические занятия.

3. Речь ребенка 6-7 лет.

4. Беседа о выявленных нарушениях:

- Что такое ФНР; ФФНР;

- Легкая степень псевдобульбарной дизартрии (стертая дизартрия);

- Дислалия; Дисграфия.

5. Взаимосвязь в работу учителя-логопеда

6. Ознакомление с буклетами составленными логопедом, для выполнения домашних заданий.

7. Ваши вопросы – наши ответы.

Добрый вечер  уважаемые родители!

1.        С 01.09.2014 г. по 21.09.2014г. проходило логопедическое обследование детей подготовительной группы в составе 20 человек, которое включало в себя:

- обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- обследование звукопроизношения;

- обследование фонематических процессов (слуха, восприятия), фонематического анализа и синтеза;

- обследование лексико – грамматической стороны речи.

По результатам обследования из 16 обследованных детей не имеют речевых нарушении и не нуждаются в логопедических занятиях - 3 ребенка.

По данным обследования, на основе выявленных нарушений, были поставлены следующие логопедические заключения:

- __3__человека,  с диагнозом ФНР, дислалия;

- _2__ человека, с диагнозом ФНР, ст. дизартрия;

- __8__человека,  с диагнозом ФФНР, ст. дизартрия;

- __4__ человека не обследованы, т.к. Д/С не посещают.

2. Из 16 обследованных детей __2__ человека имеют нарушение звукопроизношения всех групп звуков (сист., шип., сонорные); _5___ человек – нарушение звукопроизношения двух групп звуков (шипящие и соноры); __5__ человека – нарушение 1 группы звуков (2-сонор.)

3. С учетом структуры выявленных нарушений  с 25.09.2014г. на коррекционные логопедические занятия зачислены 10 человек. (Остальные дети поставлены на очередь). (Слайд № 3 ) 

Для начала хотелось бы сказать несколько слов, о норме речевого развития детей 6-7 лет. (Слайд № 5)

Ребёнок 6 лет должен правильно произносить все звуки родного языка и различать эти звуки (выделять, слышать) в речи окружающих.

Дети шести лет употребляют все части речи, в том числе:

-  причастия (игравший) и деепричастия (вставая);

 - умеют согласовывать прилагательные в роде и числе (красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы);

-правильно употребляют родительный падеж множественного числа существительных (много стульев, гусей, мест, зим).

 - употребляют не только простые, но и сложные предложения (Не пойду гулять, потому что… Помогу, если…).

- правильно согласовывают слова в предложении, самостоятельно образовывают однокоренные слова (зима - зимний, лес-лесник-лесовик);

- речь детей насыщена обобщающими словами (посуда, мебель, инструменты, овощи, фрукты, домашние и дикие животные);

- активно используют синонимы (простой - несложный, чужой - неродной, ласковый -беззлобный) и антонимы (горячий - холодный, храбрый - трусливый);

- ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов (Ключ – это…).

     У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно, последовательно и связно.

(Слайд № 6) 4. Фонетическое недоразвитие речи – В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. ФНР (дислалия) – это частичное нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является нарушение произношения звуков, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Количество нарушенных звуков может быть разным:  от одного звука до нескольких из разных фонетических групп.

Фонетико – фонетическое недоразвитие речи. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух.

Фонетико-фонетическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и охранным интеллектом.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15 – 20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» - «пувица», «скорода» - «кода») и звуконаполняемости слов («книга» - «нига», «мост» - «мот»).

(Слайд № 7) Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. 

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии —функциональный.

Функциональная дислалия - (греч. dys - нарушение + греч. lalia - речь) нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения функциональной дислалии:

  • Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкают" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;
  • Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Как правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая или с диалектными особенностями речь;
  • Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;
  • Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;
  • Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;
  • Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
  • Функциональная дислалия также может быть вызвана снижением слуха. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных;

Механическая (органическая) дислалия - (греч. dys - нарушение + греч. lalia - речь) нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Причины возникновения механической (органической) дислалии:

  • Аномалии зубочелюстной системы: прогнатия, т.е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней; прогения, т.е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней; открытый прикус, т.е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний), неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.
  • Неправильное строение нёба. Узкое, высокое, низкое, плоское нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
  • Толстые губы, часто с отвислой нижней губой или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных звуков.
  • Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).
  • Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.  

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

(Слайд № 8) Нарушения письменном речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов.

(Слайд № 9) Зачем исправлять речь?

 В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

 К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

 О том, что надежда  само пройдёт  далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, у него недостаточно сформированы фонематические процессы, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок!. А это очень непросто исправить!

Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте!

5. Ознакомление с буклетами.

6. Ваши вопросы - наши ответы.



Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей среднего возраста.

Чем могут помочь своему ребенку родители?»

1. Нормы речевого развития детей 4-5 года жизни.

  • Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих (ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых);
  • Увеличивается  активный  словарь (от 2500 до 3000 слов к концу года). У ребенка появляется  возможность  полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли;
  • В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки  и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные: лисий хвост, заячья избушка);
  • Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около др.); появляются собирательные существительные (посуда, мебель, овощи);
  •  Свои высказывания четырехлетний  ребенок строит из двух и более простых  распространенных предложений
  • На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность  осуществлять более точные движения языком, губами,  что необходимо для артикуляции сложных звуков.
  • У детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
  • Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки,  «Л», «Р», «Рь»
  • Отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но   у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет), неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.
  • Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности; У ребенка удлиняется выдох.
  • В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваивается глагольное управление. 

Звукопроизношение.
К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение.

  • Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами.
  • Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

2. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ,  как помочь малышу перейти от лепета к связной речи.

  • Говорите внятно: Большинство родителей инстинктивно замедляют темп речи и подбирают простые слова, когда обращаются к малышу. Очень важно говорить отчетливо и раздельно, чтобы ребенку проще было различать знакомые и незнакомые слова.
  • Не подражайте детской речи: Как бы мило ни звучали детские словечки - ваша задача научить его говорить правильно. Поэтому вы не должны повторять за ребенком его ошибки, чтобы не закреплять их.
  • Избегайте говорить о себе в третьем лице: Маленькие дети не сразу постигают саму идею местоимения "я" - какое-то время они называют себя по имени. Но это не значит, что вы должны делать то же. Не говорите: "Мамочка хочет, чтобы Лелик доел кашу", пользуйтесь личными местоимениями - только так ребенок постигнет их смысл.
  • Поощряйте диалог: Многие дети постигают искусство беседы еще до того, как скажут свое первое слово. Когда ваш малыш лопочет что-то выразительное - отвечайте ему, общайтесь с ним. Общение матери и младенца, как разговор влюбленных, полно содержания вне зависимости от слов.
  • Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
  • Начиная с самых ранних лет жизни речь ребенка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.  
  • В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.                                                                    

3. Фонематический слух – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.

  • К 4-5 года в норме ребенок должен различать все звуки речи.
  • Неправильное произношение звуков приносит детям немного огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.
  • Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастают.
  • Ребенок станет комплектовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении.
  • Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если вовремя, в дошкольном возрасте уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«О дыхании».

- Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

- Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

- Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

- Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Правила выполнения дыхательных упражнений

Внимание!

- Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).

- Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.

- Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

- Выдох должен быть длительным, плавным.

- Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

- Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

- После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

- Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

С уважением учитель - логопед

МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 1

                                   

                       

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ

Упражнения на  развитие

правильного речевого (диафрагмального дыхания) 

Упражнения для развития речевого дыхания

г. Волчанск -  2013

«Дудочка»

Ребенку предлагается

поиграть на дудочке

 или подуть в свисток

 с разной силой, для

 получения звучания

 разной силы.

 «Загони мяч»

Вытяни губы

 трубочкой и с

силой дуй на

ватный шарик

на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

 

«Фокус»

1. Сделай «чашку»

(боковые края языка

 прижми к верхней

губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

 

«Одуванчик»

Ветер дул на одуванчик —
Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть  губы  вперёд

 трубочкой  и  длительно 

дуть  на ватный шарик,

 зафиксированный на ниточке.

 «Сдуй снежинку»

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрался мы в кружок,
Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

 «Вертушка»

Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

 

«Кораблик»

По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».

 «Мыльные пузыри»

Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

 «Бабочка» 

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

 «Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

 «Повороты»

Выполняется стоя, руки на поясе,

 повороты туловища в стороны,

 влево поворот — вдох, вправо —

 выдох.

Боком-боком, боком-боком.  Ходит галка

 мимо окон. Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей воспитанников младшего и среднего возраста МБДОУ ДС № 1

Сенсорное развитие детей

http://sensint.ru/sites/default/files/styles/img_200/public/24745fe247e20839e002783e839b2e7a.jpg?itok=vsizORJZ

Подготовила: учитель – логопед Шнайдер Ж.Н.

Волчанский ГО – 2018 год

Цель: повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. 

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом.

 

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными направлениями работы.  Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т.д.

Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. К концу периода младенчества у ребенка формируются практически все свойства восприятия. 

Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

 

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир. 

http://festival.1september.ru/articles/617990/img1.jpghttp://festival.1september.ru/articles/617990/img2.jpg

Дети встают на сенсорную тропу, дорожку, к которой крепятся разнообразные “кочки–мешочки”, “пуговицы”, “камешки” Ребенок ходит по пуговичной дорожке, тем самым активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском парных пуговиц или покатать машинку между ними.

Ходьбу по сенсорной тропе используют для развития движений и профилактики плоскостопия.

 

Постепенно надо усложнять упражнения для ног: взять несколько подносов, в один из них налить немного воды, в другой насыпать крахмал или соду, в третий положить ватные шарики, в четвертый – мех, в пятый – бархатную или наждачную бумагу, в шестой – фасоль. Предложить ребенку, потоптавшись в одном подносе, перейти в другой и спросить, что он при этом чувствует. Повторить хождение, но теперь с завязанными глазами. При этом вместе с малышом сочинить историю о том, какие препятствия и неожиданности встретились на пути у маленького путешественника. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе увлекательным и полезным.http://festival.1september.ru/articles/617990/img3.jpg

 

Разноцветные прищепки формируют у ребенка перцептивные действия по обследованию окружающих объектов (рассматривание, ощупывание), учат захватывать предмет в руке, а также выполнять действия с предметами, развивают движения кистей и пальцев рук, развивают зрительно – двигательную координацию.

 

http://festival.1september.ru/articles/617990/img4.jpg

Из небольших пластиковых бутылок можно сделать погремушки. Чистые и сухие бутылки, наполнить разными материалами: мелкими камушками, горохом, песком, крупой, монетками и плотно закрыты крышками, чтобы малыш не смог открыть их.

Получаются интересные погремушки, издающие разные звуки, разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые  в них свойства.

Все дети любят играть песком и водой. Для таких игр придумано много игрушек: формочек, совочков, ведерок для игры в песочнице. Дети с удовольствием грают в такой песочнице. Самые маленькие просто пересыпают песок, пропускают его через пальцы, трогают ручкой. Сухой и влажный песок дает разные тактильные ощущения, поэтому воду тоже хорошо подключать к игре.http://festival.1september.ru/articles/617990/img5.jpg

Пересыпаем песок из одной емкости в другую.

"Норки" – делаем норки для зверушек.

"Прятки" – закапываем предметы в песок и находим их.

Разыгрываем сказки на песке – "Посадил дед репку...".

Рисуем палочками и пальчиками дорожки и следы.

 

Сенсорные игры и игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей. Сенсорное восприятие является основой для формирования речи, фантазии и воображения, эстетического восприятия окружающего мира, развития творческих способностей.

При нормальном уровне сенсорного развития и мышления уже к первому классу малыш будет знать все фигуры, их характеристики, различать размер и цвета.

Литература:

http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html Сенсорные коробки: что это такое и как их можно соорудить?Вомбатик.ру Магазин детских товаров.Творческое развитие ребенка на Ноябрь 23, 2016 .

https://vk.com/kinderquest

Сайт в контакте KinderQuest | Активация речи Сенсорная интеграция и развитие речи с Марианной Лынской

https://sensoricinru.wordpress.com/2013/Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.

Приложение 1

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие  в анкетировании по вопросу "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада". Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

да;

нет;

не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

считаю нужным;

не считаю нужным;

затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

да;

нет;

не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

информация отсутствует;

есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

я не обращаю внимание на информацию;

информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

высокий;

средний;

низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

да;

нет;

не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме

сенсорного развития вашего ребенка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...