Опыт работы по использованию занимательных упражнений в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР
статья по логопедии

Смелянская Наталия Юрьевна

Представлены игры и игровые упражнения, позволяющие решать ряд задач: закрепление произносительных умений, развитие фонематического восприятия, уточнение расширения словаря совершенствование грамматического строя совершенствование основных мыслительных операций и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: «ВЕСЕННЯЯ  КАПЕЛЬ»

 
Цели:

  1. Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.
  2. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
  3. Закреплять правильное  произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  4. Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  5. Развивать фонематический слух.
  6. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
  7. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
  8. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, дети!  Мы сегодня побываем на весенней полянке.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

II. Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

III. Закрепление лексической темы “Весна”

Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!

Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!

Тает снег: ах…АХ!

Бегут ручьи: блл…БЛЛ

Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.

IV. На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.

( на ковре лежат из белой бумаги «Солнечные зайчики»)

Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться   к солнышку. Мы им поможем.

Первый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)

- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?

- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?

- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р?

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР!- ракета рвётся ввысь!

РРР!- рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)

Второй “солнечный зайчик” (на нём лужицы)

- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?

- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?

Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:

Повторить слоги: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ,

ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)

- Какой первый звук в слове “шмель”?

- В каких ещё словах встречается этот звук?

- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:

Не галстук он не воротник,
А шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (ШАРФ)

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка,
И улетел под облака. (ШАРИК)

Пьёт бензин как молоко,
Может ездить далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (КОШКА)

Если ты его подточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (КАРАНДАШ)

Кто-то утром спозаранку
Потянувшись, вот крепыш!
Взял свою большую ложку,
Ну, конечно, наш …(МАЛЫШ)

Четвёртый “солнечный зайчик” (на нём сосулька)

- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?

- А как правильно произносить этот звук?

Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
По середине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС !

- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:

- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)

- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).

- А я знаю про солнышко игру.

Игра-упражнение «Солнышко»

(На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Пятый “солнечный зайчик” (на нём журавль)

- Какой звук первый в названии “журавль”?

- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая?

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:

Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ)
Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)
Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)
У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)
А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)
Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)

- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём …Зайчик

Шестой “солнечный зайчик” (на нём зайчик - Повторяйчик)

- Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать? (Повторять)

- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.

А вы догадались, какой  у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).

А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)

Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.

ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)

ЗУ-ЗУ-ЗУ - зуб болит внизу! (барабан)
ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)

Все солнечные зайчики возвращаются к своему солнышку

- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила … ВЕСНА.

Итог занятия:

Когда в детский сад ребята пришли,
То многие звуки сказать не могли,
Свистеть и шипеть ещё не умели,
Рычать и трещать они не хотели.
Но вот логопеды на помощь пришли
И трудные звуки сказать помогли.
Дети: Теперь говорим мы красиво,
Больше за это спасибо!

- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки! И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:

- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  

  об их соответствии друг другу;

- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;

- упражнять в составлении схемы слова с мягкими согласными;

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

  1. Образование новых слов путем замены начальных звуков в слове:

Замените первый звук в словах на звук [с]. Какие слова получатся? (Уточнить значение каждого слова.)

                ком – сом            бор – сор                    Клава – Слава

                бок – сок             мода – сода                Тоня – Соня                

  1. Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными кружками:

     Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? Далее выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов, количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, называнием звонких согласных.    Составьте схему слова БАНКА.

Карандаш: - А можно я составлю схему слова БАНЬКА? Она у меня уже готова, посмотрите.     Дети сравнивают и замечают несоответствие.

- Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давай сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка!

- В слове БАНКА третий звук – [н], а в слове БАНЬКА – [н’]. Звук [н’] произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синий кружок, который обозначает твердый звук, на зеленый.

- ЗЕЛЕНЫМ КРУЖКОМ МЫ БУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.

  1. Формирование представлений о твердых и мягких согласных.

- Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках. Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличаются их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, Нерезко.

- Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й только мягкие.

  1. Различение на слух твердых и мягких согласных.

- Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал.

Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й

  1. Звуковой анализ слов ЛИМОН и САНИ, выкладывание схемы слова цветными кружками.

- Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.

Ярко-желтый, ароматный,

Кислый, но на вкус приятный.

Как хорош с чаем он.        

Называется … (лимон).

     - Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук.

     - Звук [л’] произносится твердо или мягко? (Мягко.)

     - Положите кружок, который обозначает мягкий согласный звук.

     - Положите кружки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляют.)

     - Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков.) Прочитайте слово.

     - Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н)

      - Сколько в слове гласных? (Два гласных звука.) На каких местах в слове они стоят?

       Назовите гласные. (И, О)

- Какой слог ударный? (Слог МОН.) Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове    

  ударный слог? (Второй.)

- Уберите со схемы кружки в следующем порядке:

а) первый гласный;               в) второй согласный;

б) второй гласный;               г) третий согласный.

- Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова.)

  1. Образование слов путем замены твердого согласного звука мягким. Дидактическая игра «Принцесса на горошине»

- Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине». Там была одна изнеженная принцесса, которую уложили спать на семь матрасов и перин, а она все-таки почувствовала под ними маленькую твердую горошину. А вот на картинке другая принцесса. Она лежит на словах с твердыми звуками. Как только мы сможем заменить их похожими словами с мягкими согласными, горошины превратятся в мягкие подушки. Попробуем? (Если слово названо правильно, педагог заменяет изображение горошины на картинке изображением подушечки.)

Слова-горошины: УГОЛ, ГАЛКА, ШЕСТ, ЛУК, БАНКА, КЛАД, МОЛ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова).

  1. Дифференциация слов с твердыми и мягкими начальными согласными.

- У нашей принцессы были два дяди-короля. Один из них правил в Королевстве Твердых звуков, а другой – в Королевстве Мягкий звуков. И слова они любили разные: один – начинающиеся с мягких звуков, другой – с твердых. Догадайтесь, в чьем дворце были эти предметы. (Дети группируют картинки по начальному звуку названия предмета).

Слова: ШКАФ, ДИВАН, СТОЛ, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ПОЛКА, БУДИЛЬНИК, КНИГИ, ЛАМПА, ЛОЖКА, ВИЛКА и т.д.

  1. Формирование навыка фонематического синтеза, составление слова из звуков. Дидактическая игра «Поймай слово»

- Я сейчас буду бросать вам воображаемые звуки. Постарайтесь их «поймать» и догадаться, какое слово можно составить.

     Педагог и дети имитируют игру с мячом. При каждом «броске» педагог называет звук, а тот, кто ловит воображаемый мяч, звук повторяет. Когда все звуки произнесены, дети называют слово целиком.

П-Л-А-Т-О-К             Ш-У-Б-А               К-О-Ф-Т-А

Ш-А-П-К-А               П-Л-А-Щ                 и т.д.

  1. Постановка ударения в слове, определение ударного слога, первого и последнего звуков в слове. Дидактическая игра «Ромашка»

- Принцесса, которой мы сегодня помогали, была очень красива. Ей все дарили цветы. Мы тоже подарим этот цветок. Но чтобы он стал еще прекраснее, нужно выполнить задания. Каждому из вас достанется слово-лепесток с картинкой. Назовите слово, определите в нем ударный слог, скажите, какой звук в слове первый и какой последний. Если вы выполните задания правильно, цветок расцветет. (При каждом правильном ответе педагог заменяет картинку белым лепестком.)

  1.  Составление предложения по предметной картинке.

- Выберите любое слово-лепесток и составьте предложение с этим словом. Это предложение должно содержать вопрос. Вы не забыли, как нужно произносить предложения-вопросы? (Скрытая подсказка: четкая интонация вопроса педагога напоминает детям интонацию вопросительного предложения.) Назовите слова, обозначающие действия в ваших предложениях.

  1.  Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.

Упражнение «Пальчики-непоседы»

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Спать улегся на бочок.

(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)

  1.  Прописывание чередование маленьких и больших петель «МАЛЕНЬКИЕ  И БОЛЬШИЕ  ПЕТЛИ», «УЗОР  ИЗ  ПЕТЕЛЬ».



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

«Учимся с Карандашом» тема: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Задачи:

- формировать представление о предложении, значимости каждого слова в предложении;

- учить дошкольников подбирать родственные слова.

  1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Угадай, что делать»

У каждого из вас по 2 флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру!

  1. Формирование представлений о предложении.

Дети, нам сейчас принесли телеграмму от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает о том, что там увидел. Давайте прочитаем.

ПРЫГАЕТ       ПЕРЕЛЕТАЮТ           ТРЕЩИТ          СТУЧИТ

Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.

     Карандаш: Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно.)

                        Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ.

     Педагог: Карандаш, ты же не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.

     Карандаш:  ПРЫГАЕТ  ЗАЙЧИК.

     Педагог: Ребята, как вы думаете, почему нам была не понятна телеграмма? Правильно, потому что    

     Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово – ЗАЙЧИК – написать    

     забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не

     рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не

     слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную

     мысль. В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то

     сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК  ПРЫГАТ.  «Зайчик прыгает» - это

     предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.

     Давайте попробуем разобраться, о чем  еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.

          ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ.

          ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА.

          СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ.

      Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да.)

      Что мы сейчас говорили? (Предложения.)

      Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения.)

      О ком говорится в каждом из этих предложений?

      Из чего состоят предложения? (Из слов.)

      Послушайте, это предложение или нет:

МАШИНА  КРАСИВЫЙ  БЫСТРО.  (Нет.)

      Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не связаны между собой и не выражают

      законченную мысль.)

      Любой рассказ или сказка состоят из предложений. Посмотрите на картинку. К какой сказке эта

      картинка? ( К сказке «Репка».)

      Вы помните, как начинается эта сказка?

      Назовите первое предложение.

ПОСАДИЛ  ДЕД  РЕПКУ.

      О чем или о ком говорится в этом предложении?

      Какое второе предложение в этой сказке?

ВЫРОСЛА  РЕПКА  БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

      Что стало потом?

СТАЛ  ДЕД  РЕПКУ  ТЯНУТЬ.

      Сколько предложений вы сказали?

      О чем вы успели рассказать? (Мы рассказали начало сказки «Репка».)

      Что вы называли сейчас? (Предложения.)

      А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ  ДЕД  РЕПКУ? Сколько? (Три

      слова.)

      Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?

      Давайте с помощью полосок выложим это предложение:

      Почему у нас на схеме полоски разной длины? (Потому что слово «посадил» - длинное, а слово

      «дед» - короткое.)

      Чем слово отличается от предложения? Запомните, ребята:

       В  ПРЕДЛОЖЕНИИ  ГОВОРИТСЯ  О  ЧЕМ-ЛИБО  ИЛИ  КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО  

 НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ    

 СООБЩАЕТ.  КОГДА МЫ  ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

  1. Подбор родственных слов.

Мы учились подбирать к слову родственные слова. Помните? Слова-родственники звучат похоже. У них обязательно есть одинаковая часть. Давайте поиграем со словами-родственниками. Я назову слово и брошу кому-т мяч, вы подберете родственное слово и передадите мяч кому-то из своих товарищей. Когда все родственные слова будут названы, мяч вернется ко мне.

ВОДА – ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОЛАЗ.

ЛИСТ – ЛИСТИК, ЛИСТОК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТАТЬ .ЛИСТВЕННИЦА, ЛИСТОПАД, ЛИСТВА, ЛИСТВЕННЫЙ.

ГРИБ – ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК.

ЛЕС – ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСНИЧИЙ.

        А сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова. Все слова – родственники, а одно слово – не

       подходит к остальным, хотя похоже по звучанию. Если услышите такое «неродственное» слово –

       мяч не ловите.

            ГОРА – ГОРКА – ГОРНЫЙ – ГОРЕ

            МОРЕ – МОРСКОЙ – МОРЩИНЫ – МОРЯК

            БОЛЬ – БОЛЬНИЦА – БОЛЕТЬ – БОЛЬШОЙ – БОЛЕЛЬЩИК

            ЛЕС – ЛЕСНИК – ЛЕСОВИК – ЛЕСТНИЦА

  1. Развитие интонационной выразительности речи. Стихотворение Г.Сапгира «Футбол»

Послушайте стихотворение. Подумайте, как относятся к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра:

СКАЗАЛА ТЕТЯ:

- ФИ, ФУТБОЛ!

СКАЗАЛА МАМА:

- ФУ, ФУТБОЛ!

СЕСТРА СКАЗАЛА:

- НУ, ФУТБОЛ!

А Я ОТВЕТИЛ:

ВО, ФУТБОЛ!

Произнесите предложение, сказанное каждым персонажем стихотворения, выражая голосом разное отношение к футболу.

Тетя: «Фи, футбол!» - с пренебрежением.

Мама: «Фу, футбол!» - с раздражением.

Сестра: «Ну, футбол!» - с безразличием.

Мальчик: «Во, футбол!» - с восторгом, восхищением.

Прочитайте стихотворение еще раз по ролям.

  1. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Этот пальчик - я»

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЕДУШКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ПАПОЧКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАМОЧКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – Я,

ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ.

(Пальцы сжаты в кулак. Отгибается сначала большой палец, затем указательный, средний, безымянный и мизинец.)

  1. Проведение линии посередине листа по опорным точкам, написание на линии фигур круглой формы «Мячи»


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ»

Задачи:

- учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком;

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- учить определять позицию звука в слове и фиксировать ее на схеме;

- упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трех

  предметных картинок.

Ход занятия:

  1. Подбор слов, начинающихся на заданный слог. Дидактическая игра

     «Не разорви бусы»

- Сейчас мы будем нанизывать слова-бусинки на нитку. Последний слог в моем слове должен быть одинаковым с первым слогом вашего слова. Давайте попробуем. Я говорю: - АСТ-РА, вы – РА-КЕ-ТА. Следующий называет слово с каким слогом? (Со слогом ТА.) Каждое слово – это бусинка из наших бус. (Ребенок говорит слово и укрепляет на доске круг.) Кто не смог подобрать слово – тот бусы разорвал.

Например: АСТ-РА, РА-КЕ-ТА, ТА-РЕЛ-КА, КА-…     и т.д.

  1. Звуковой анализ слов «КИТ» и «ГУСЬ», выкладывание схемы слова цветными фишками.

- Догадайтесь, схему какого слова мы будем сейчас составлять.

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус в огромном рту,

Растянулся на версту.   (Кит)

- Какое это слово? (Кит)

- Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.

- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.

- Следующее слово – это …

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь!

Кто же это? … (Гусь)

- Составьте схему слова ГУСЬ. Чем она отличается от схемы слова КИТ. Сравните.

- Расскажите о каждом звуке, который входит в состав слова ГУСЬ:

а) звук [г] – согласный, звонкий, твердый, стоит в начале слова;

б) звук [у] – гласный, ударный;

в) звук [с’] – согласный, глухой, мягкий, стоит в конце слова.

  1. Формирование навыка слогового анализа. Дидактическая игра «Магазин».

Карандаш: - Ребята, я думаю, вы можете мне помочь. Мама отправила меня в магазин за продуктами и дала деньги. (Показывает карточки с цифрами – 1, 2, 3, 4.) Но чтобы купить продукт, нужно правильно его назвать и отдать столько денег, сколько слогов в слове. У меня ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста.

  1. Определение позиции мягкого согласного звука в слове.

- Выберите из названий продуктов те, в которых слышатся мягкие согласные звуки: ЛИМОН, ПЕРСИК, ХЛЕБ, ЧЕСНОК, ПЕРЕЦ.

- Покажите с помощью условных значков, какое место в слове занимает мягкий согласный звук: в начале, в конце или в середине слова.

  1. Подбор слов на определенный звук. Дидактическая игра «Звучащий кубик»

     Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

- Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.

  1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Возьмите из каждого слова только первый звук и составьте новые слова.

  1. Развитие навыков слогового синтеза. Дидактическая игра «Восстанови порядок»

     Карандаш: - Я хочу задать вам, ребята, сложную задачу. В словах перепутаны слоги. Интересно, сможете ли вы восстановить порядок.

НА-ШИ-МА – МАШИНА         ТИ-НА-КАР – КАРТИНА            ГА-КНИ – КНИГА

ТА-ПАР – ПАРТА                      РА-ИГ – ИГРА                               ЛА-КУК – КУКЛА

ЧИК-МЯ – МЯЧИК                    БИ-КУ-КИ – КУБИКИ                  

  1. Составление предложений по трем предметным картинкам.

- На столе лежат картинки, перевернутые лицевой стороной вниз. Каждый выберет любые три и составит с этими словами предложение.

- Посчитайте, сколько слов в вашем предложении. Назовите первое слово, назовите третье слово, назовите последнее слово.

- Есть ли в вашем предложении слова со звуком [р]? Назовите их.

- Есть ли в вашем предложении слова, состоящие из трех слогов? Назовите их.

  1. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение

     «Пальчики-непоседы»

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Спать улегся на бочок.

(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)

  1.  Прописывание петель на линии и под линией «ПЕТЛИ»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Если ребёнок плохо говорит…»

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, появление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течение беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обращайтесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привезти к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времен! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ  СЕВЕРА»

в подготовительной группе

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные Севера».
  • Закреплять навык правильного составления сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
  • Закреплять навык согласования имен существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Продолжать работу по воспитанию просодических компонентов речи (речевое дыхание, сила голоса, темп, ритм речи).
  • Развивать умение понимать мимическое выражение эмоций и изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации.
  • Формировать интонационную выразительность речи.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать произвольное поведение.
  • Создание положительного эмоционального фона.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент.

      Дети входят в группу. Слышится завывание ветра.

Л: - Ребята, вы слышите, как завывает ледяной, северный ветер. Мне кажется, что мы оказались на Севере, прямо в Антарктиде.

II. Упражнение «Северный ветер» (развитие речевого дыхания)

Сделайте вдох, на выдохе длительно произнесем «ВУ» с постепенным повышением голоса.                              

В – У – У – У – У – У – У

Затем выполним вдох и произнесем «ВУ» с понижением голоса.

В – У – У – У – У – У – У

Л: Звери, которые живут на Севере, совсем не боятся мороза. Белых медведей защищает от холода очень густой, теплый мех. У тюленей и моржей – толстый слой жира, поэтому они могут плавать даже в ледяной воде.

III. Пальчиковая гимнастика

Белые медведи мороза не боятся,                      (Руки на столе, ладошками вниз; разводить

                                                                                пальцы правой руки в стороны и соединять.)

Нравится им в море ледяном купаться.           (Руки на столе, ладошками вниз; разводить

                                                                                пальцы левой руки в стороны и соединять.)

Не страшны им в Арктике                                 (Поднимать пальцы правой руки

                                   клыкастые моржи,             по одному, начиная с большого.)

На рыбу и тюленей охотятся они.                     (Поднимать пальцы левой руки

                                                                                по одному, начиная с большого.)

IV. Игра «Превращение» (развитие выразительности движений и мимики)

(Ребята надевают маски, показывают с помощью движений и мимики разные ситуации, произносят одну фразу с разной интонацией – весело, грустно или сердито. Закреплять навык правильного составления сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»)

Вот белый медвежонок весело плавает и говорит:

- Я плаваю в огромном океане!

А вот моржонок сердито выходит из воды на льдину и говорит:

- Я плавал в огромном океане!

А вот тюлененок грустно говорит:

- Я плаваю в огромном океане!

Давай пофантазируем и скажем:

Белому медвежонку весело, потому что …   .

Моржонок сердится, потому что …   .

Тюлененку грустно, потому что …   .

Л: Чтобы не замерзнуть давайте зайдем в юрту, погреемся около костра и  

     послушаем северную сказку о хитрой лисе и тюленях.

V. Чтение сказки «Хитрая лиса» (развитие умения понимать эмоциональное содержание высказывания, формирование интонационной выразительности речи)

«Сидит лиса и думает: «Как бы мне рыбки свежей поесть?» смотрит лиса, - а по реке бревно плывет, на бревне две чайки сидят.

Спрашивает лиса: - Что вы, чайки, делаете?

- Рыбу ловим.

- Возьмите и меня с собой!

 - Прыгай!

  Прыгнула лиса. Бревно перевернулось, чайки улетели, а лиса в воду упала: «Плюх!»

  Понесло лису вниз по реке, вынесло в море.

- Ну-ка, вы, лапы, будьте моими веслами! – приказала лиса.

А хвосту говорит: - Ну-ка, хвост, будь рулем!

 Вот плывет лиса, будто в лодке. Лапы, как весла, воду загребают, хвост, как руль, поворачивает направо – налево, вперед – назад. …

VI. Задание «Слушай и повторяй» (развитие чувства ритма и темпа)

Взрослый произносит звукоподражания в разном темпе и ритме, ребенок повторяет так же. ( __ - тихий удар, / - громкий)

Плывет лиса, а лапы по воде стучат так:

Хлюп-хлюп-хлюп, хлюп-хлюп.      __  __   /   __  __  

Хлип-хлип    -   хлип,   хлип-хлип    -   хлип.    __  __      __ ,  __  __    __

Хлип -        хлюп-хлюп,     хлип -       хлюп-хлюп.   /  __  __ ,  / __  __

… Только забыла хвосту сказать, чтобы он к берегу правил. Правит он в открытое море. Плыла лиса, плыла, а берега все нет. На самую середину заплыла. И не знает она, куда ей теперь плыть. Тут встретила она тюленя. Говорит тюлень:

- Куда ты, лиса, заплыла? Заблудилась, верно, у нас в море? Не доплыть тебе до берега.

А лиса отвечает: - Знаю, куда плыву. Хочу посмотреть, есть ли еще звери в морских водах. Слыхала я, будто вас уже совсем мало осталось.

Тюлень говорит:

- Нет, много еще зверя в морских водах – и нас, тюленей, и моржей, и китов.

- Будто уж? – спорит лиса. – Пока сама не увижу, ни за что не поверю. Подымайтесь-ка вы, звери, из морской глубины и ложитесь в ряд до самого берега. А я считать вас буду!

  Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли на воду в ряд до самого берега. А лиса по их спинам, как по мосту, побежала. Бежит и считает:

- Один тюлень, два тюленя, три тюленя …

Так и добежала лиса до берега. Выскочила на берег и кричит тюленю:

- Правду ты сказал, тюлень! Много еще вас, глупых зверей, в морских водах. Через все море мост из вас построить можно! Ну, теперь плывите, куда хотите, а я отдыхать буду!

VII. Задание «Посчитай до десяти» (развитие плавного речевого выдоха)

Сделай вдох носом, на выдохе достаточно громко, спокойно считать до десяти.

VIII. Задание «Сосчитай тюленей, моржей, китов» (закреплять навык согласования имен существительных с числительными)

Один тюлень – два тюленя – три тюленя – четыре тюленя – пять тюленей

Один морж – два моржа – три моржа – четыре моржа – пять моржей

Один кит – два кита – три кита – четыре кита – пять китов

IX. Игра-инсценировка диалога лисы и тюленя (развитие диалогической, интонационно выразительной речи)

Логопед предлагает детям разыграть по ролям диалог лисы с тюленем.

X. Итог занятия. Вы были сегодня особенно ловкие, быстрые, умные и очень организованными. Какое задание вам показалось наиболее сложным? Наиболее интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников

Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....

«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных  заданий, которые  так...

Использование дидактических игр при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

Использование песочной терапии в коррекции звукопроизношения у детей.

Песок - это тот благодатный материал в работе с детьми, который должен использовать каждый учитель-логопед в своей практике. Происходит на занятиях с использованием песка легче коррекция звукопроизнош...

Использование дидактической игры в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...

Консультация для педагогов «Необходимость использования дыхательных упражнений в коррекций звукопроизношении у дошкольников»

Чтобы научить ребенка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны коро...