Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гусенкова Татьяна Ермахановна

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе

для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе

для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»

Цели и задачи

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  • Активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Деревья»  
  • Учить образовывать относительные прилагательные,  
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов  НА, ПОД,
  • в образовании множественного числа существительных  в родительном падеже, в образовании  существительных с  уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Развивать фонематические процессы слуховое  внимание и восприятие, память
  • Развивать мелкую, общую моторику.
  • Формировать память и мышление.
  • Расширять кругозор.
  • Воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Оборудование

  • Музыкальные инструменты: дудочка, трещётка, колокольчик, свисток, погремушки, бубен, палочки, колотушка;
  • Предметные картинки: деревья,  берёза, клён, рябина, липа, дуб,
  • Панно к д/игре «Один-много»
  • Листья деревьев берёзы, клёна, рябины, липы, дуба, осины, ивы
  • Шишки,  жёлуди, грибы, ели, пень
  • Наборное полотно
  • Стульчики по количеству детей

Предварительная работа:

-Познавательное занятие воспитателя по теме  «Деревья»,

-Целевая прогулка в парк,

- рассматривание иллюстраций

   

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Речевая  деятельность

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дети!

-Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте и мы улыбнемся им.

 Оргмомент.

Игра «Угадай, что звучит?»

 Инструкция: «Слушайте  внимательно,  скажите, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

- Назовите эти инструменты (погремушка, колокольчик, бубен)

Логопед: Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Листочек».

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Дыхательное упражнение «Листочек»

Логопед:  Осенью много красок у нас под ногами. Это опавшие листья. И ваши ладошки похожи на листочек ю. Покажите их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах! » с восклицательной интонацией, и сдуйте листок -ладошку . (Дети повторяют упражнение 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Речевое развитие

Речевая деятельность

II Введение в тему.

- Рассмотрим инструменты, из чего они сделаны? (из дерева)

- Возьмите только деревянные. Почему они так называются? (они сделаны из дерева)

- Что еще вокруг сделано из дерева, деревянное? (деревянный стол, деревянный стул)

Логопед: Вот и поговорим сегодня о деревьях, раз вокруг так много деревянного.

На наборном полотне выставлены 4  дерева.

-Рассмотрите картинки назовите каждый предмет (берёза, клён, рябина..)

- Назовите одним словом что это? (деревья).

- Какие деревья вы ещё знаете? (липа, дуб, сосна, и т.д.)

По мере называния логопед выставляет картинки.

- Где растут деревья? (в лесу, в саду, в парке, на улице)

- Мы были с вами в саду, в огороде, а вот в лес ещё не ходили. Хотите? (да)

- Поедем мы на поезде.

 

Речевое развитие

Речевая деятельность

III Образование существительных с  уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра “Назови ласково”

- Сядет в вагон тот, кто назовет дерево ласково

Рябина - рябинка

Береза - березка

Осина - осинка

Ель - елочка

Сосна - сосенка

Клен - кленок

Дуб - дубок

Тополь - тополек

Дерево - деревце

Ветка - веточка

Лист - листочек

-Молодцы, все заняли свои места? Отправляемся.

Поезд наш едет, колеса стучат,

В лес, он везет хороших ребят.

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность, речевая деятельность

IV   Образование множественного числа существительных  в родительном падеже

Игра « Один - много»

- Посмотрите  в окно вагона,  вдали  виден лес.

-Назовите чего много в лесу? (много берёз, много рябин, много,  много осин, деревьев,  берез, дубов, клёнов и т.д.)

-Внимание остановка, выходите из вагона

-По узкой тропинке мы шагаем, тут корни деревьев и ноги мы с вами высоко поднимаем.

 -Мы пришли на полянку

-Чего много на поляне? (много ёлок, листьев, грибов, шишек, желудей.)

- чего много в лесу?

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность, речевая деятельность

V.   Образование относительных прилагательных

Игра « Какой лист?».

- Осенью ветер срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю. Как называется это явление? (листопад)

-Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех.

-У меня лист клена, он называется кленовый лист.

-У тебя какой лист? Назови!

- А у тебя? (с липы - липовый)

А у тебя? (с рябины - рябиновый)……

 (дубовый, рябиновый, липовый, березовый)

- С  каких деревьев упали ваши листья.

-Мой лист упал с клена, а у тебя? (с дуба, липы, рябины, с клена)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

VI.  Физминутка.

- Поиграем  с листочками .

Станем мы деревьями сильными, большими

Ноги - это корни, их расставим шире,

Тело ствол могучий и чуть-чуть качается

И своей верхушкой в небо упирается

Руки это ветви, крону образуют.

А на ветках листья.

Листья осенние тихо кружатся,

Падают листья, на землю ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят

- Что делали листочки? (висели, летели, кружились, падали, шуршали, шелестели)

- Как называется  явление, когда падают листья? (листопад)

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность, речевая деятельность

VII . Употреблении предлогов  НА, ПОД,

Игра «Где прячется лист?»

-Мой кленовый  лист любит играть в прятки.

-Лёг на грибок,  спрячется под грибок

- Куда спрятался листок?

На  ёлке,  под ёлкой.

На пне и т.д.

И ваши листья умеют прятаться?

- Положите на гриб

-Куда спрятался листок?

-Под гриб

-А сейчас, где листок?

-На ёлку

--Куда спрятался листок?

-Под ёлку

А сейчас, где листок?

IX.. Фонопедическое упражнение

Логопед: Молодцы! А давайте теперь с вами споём как листочки.

Осенние листочки на веточке сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Березовый – О-О-О,

Дубовый – У-У-У,

(Пропевание гласных) .

Подуй на листочек.

(Дети 3-4 раза дуют на руки - «листья», не раздувая щек) .

Очень хорошо!

Речевое развитие

Речевая деятельность

Речевое развитие

Речевая деятельность

X.   Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше путешествие, мы вернулись в детский сад.

Расскажите,  где мы были? Где гуляли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Профессии».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия;- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;- упражнять в образовании имен существитель...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Мебель».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы;- упражнять детей в назывании частей мебели;- закреплять навык правильного употребления имен существительных ...