Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Дудченко Галина Ивановна

Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_dlya_samoobrazovaniya.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема для самообразования для логопеда на логопункте :

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношении»

                                                   Любой из нас пришёл на свет на этот
                                                  Творить добро, надеяться, любить,
                                                  Смеяться, плакать, но при всём при этом
                                                  Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению недостатков произношения.

Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Подобрать эффективные методы формирования произносительных возможностей дошкольников.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
4. Пополнить развивающую среду кабинета.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Обследование показало, что большинство упражнений дети выполняют замедленно и напряженно, испытывают затруднения с поиском нужной позы или совсем не выполняют движений.
Исходя из этого, был намечен план работы по данной теме.

№ п/п

Содержание

1

Изучение методической литературы.

2

Анкетирование родителей с целью выявления уровня педагогической освещенности по данной теме

3

Проведение семинара – практикума для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

4

Изготовление буклетов для родителей «Артикуляционная гимнастика. Что это такое?», «Комплексы артикуляционной гимнастики»

5

Оформление папки – передвижки:
«Этот маленький дружок – твой веселый язычок».

6

Консультирование по теме: «Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна», «Рекомендации по проведению артикуляционной имнастики».

7

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

8

Оформление картотеки артикуляционных упражнений.

При работе придерживалась следующих аспектов:

  • Артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно, на НОД логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты.
  • Артикуляционная гимнастика проводилась в группе в течении дня 2-3 раза, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Комплекс упражнений сочетал в себе статические и динамические упражнения.
  • При выполнении новых упражнений обязательно закреплялись старые.
  • Перед артикуляционными упражнениями использовались дыхательные, голосовые, мимические.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, стремилась выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
На наших занятиях использовала следующие формы проведения артикуляционной гимнастики:

1. Упражнения — стихокомплексы. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

2. Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Они могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.

3. Использование куклы – муляжа Веселый Язычок. Данная игрушка во время логопедических занятий, позволяет наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звукопроизношения. У игрушки четко обозначены, рот, язык, зубы.

4. Логоритмическая гимнастика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

5. Театрализация как форма проведения артикуляционной гимнастики. Дети самостоятельно обыгрывают сюжет сказки и демонстрируют образы главных героев. Язык выступает как помощник показа тех или иных образов и сюжетов.

6. Использование элементов биоэнергопластики. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

7. Встречи с героями веселых полянок. На «полянке» подобран комплекс картинок образов артикуляционных движений. Ребёнок раскрашивает их, рассказывает сказку или просто называет движение и выполняет гимнастику.

8. Сказочные истории из жизни Язычка. Ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром и биоэнергопластикой и театрализацией.

9. Упражнения для формирования воздушной струи.

10. Использование нетрадиционных упражнений с бусиной, джемом и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Дети не замечали, что их учат, т.к. занятия стали интересными, увлекательными, эмоциональными. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, был организован семинар – практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», открытые занятия с дошкольниками, беседы (индивидуальные и групповые), консультации, оформлены папки-передвижки, фото-презентации, совместно с родителями дети пополняли сборник сказок о «Веселом Язычке» своими собственными сочинениями, изготавливали перчатки для выполнения упражнений биоэнергопластики.
По
результатам проделанной работы было проведено повторное обследование, которое показало, что состояние артикуляционной моторики значительно улучшилось:.
Таким образом, в процессе работы над данной темой у детей повысился уровень развития артикуляционной моторики, появился интерес к трудоемкому процессу освоения правильного произношения, а также возросла педагогическая грамотность родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...

Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».Время работы над темой: март 2018 ...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

В процессе формирования правильного звукопроизношения у детей важнейшую роль играет развитие артикуляционной моторики. В данной презентации я хочу Вас познакомить с причинами и видами нарушений артику...

Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» ...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения у детей является достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходим...