Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Зиовенко Марина Ласловна

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 К. Д. Ушинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naotpravku.docx278.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №204»

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Составил

Учитель – логопед: Зиновенко Марина Ласловна

Первой квалификационной категории

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 К. Д. Ушинский

                                                                                                                              Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Актуальность данной темы   определятся тем, что связная речь, а особенно – монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Речь ребенка формируется под влиянием взрослых и нуждается в постоянной практике. Всесторонние развитие ребенка  зависит от активного участия взрослых, которые помогают ребенку познать мир. Большую роль в знакомстве с окружающей действительностью играет художественная литература:  заучивание стихов, составление рассказов, пересказов  является важным компонентом в развитии психических функций.

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является метод пиктограмм, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.  

Ещё Л.С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо» Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего  ребенка в общении является метод пиктограмм.

Собственная логопедическая практика со старшими дошкольниками в группах компенсирующей направленности показывает, что наибольшие трудности в коррекции речевых нарушений имеют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи – I уровень – до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития – III уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной). 

У детей с  общим недоразвитием речи (ОНР) словарный запас весьма ограничен. Такие дети нуждаются в специально организованных занятиях по развитию речи.  В своей практике для развития речи использую небольшие тексты с пиктограммами. Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве.  При составлении рассказов по пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. 

Следовательно, актуальность использования метода пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу, составление рассказов, заучивание стихотворений, облегчает запоминание произведения, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у  детей с ОНР, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать развитию детей в широкий социум. Использование пиктограмм  лучше начинать со знакомых произведений со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Рассмотрим использование метода пиктограмм, в формировании различных видов речевой деятельности.

I. Заучивание стихотворений.

 При воспроизведении ребенком стихотворного текста его глаза видят соответствующую опорную картинку. Когда ребенок выучит большенство  стихотворений ему можно предложить игру с разрезными карточками: «Угадай. К какому стихотворению относится карточка?»

 II. Пересказ текстов.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Читая рассказ. Показываю соответствующую пиктограмму. Затем ребенок смотрит на картинки и вспоминает услышанное.

III. Составление описательных рассказов.

 Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков,  свойств  или явлений.

IV. Составление рассказов по замыслу.

Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки. С помощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, они проявляют больше творчества, сочиняя рассказы на заданный сюжет.

Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Формирование логической цепочки  у детей использования пиктограмм:

 1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом  (пиктограмм) понимания.

2. Обобщающие понятия.

3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.•   Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.

4. Самостоятельная тренировка в системе знаков.

Из всего выше  сказанного можно сделать вывод: метод пиктограмм можно и нужно использовать в системе  коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Литература:

1. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.

2. Ткаченко Т.А.  Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.

3.Короткова Л.М. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию

4. Козлова Ю.М. Я учусь запоминать. // Ростов н/Д 2013, с. 3-5.

5. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.

6. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

7. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

8. . Ельцова О.М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №1, с.27-34.

Приложение

Составлению описательных рассказов по графическому плану на тему «Овощи»

http://www.pedlib.ru/books1/5/0147/image010.jpg

Цвет. (Какого цвета овощ?)

Форма. (Какой он формы?)

Два помидора. (Какого они размера?)

Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

Грядка. (Где овощ вырос?)

Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\картинки пиктограмм\сканирование0010.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\картинки пиктограмм\сканирование0008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушински...

Статья : "Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи."

Статья освещает, что развитие связной речи у детей с ОНР происходит в повседневной жизни, на занятиях с логопедом и с участием родителей и воспитателей. Она подчеркивает, что овладение связными формам...