Развитие зрительного восприятия в системе работы по профилактике дисграфии.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Филиппова Вероника Геннадьевна

 Здесь приведены упражнения по развитию зрительного гнозиса, которые используют учителя-логопеды в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  зрительного восприятия в системе работы по профилактике дисграфии у детей с нарушениями речи.

   Письмо представляет собой сложную структуру, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливаются тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Одной из сложнейших операций письма является анализ звуковой структуры слова, который осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонем с определённым зрительным образом буквы. Для точного различия графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Затем следует моторная операция письма – воспроизведение графемы с помощью  движений руки, осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

   В работе по профилактике оптических расстройств письма следует выделить следующие направления:

– развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);

– расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

– формирование зрительных представлений;

– развитие зрительного анализа и синтеза.

   Используются такие виды заданий:

– уточнение представлений о форме, цвете, величине. Подобрать из различных по цвету и величине геометрических фигур (круга, овала, квадрата, прямоугольника, ромба, полукруга) фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по цвету и форме;

– соотнесение геометрических фигур и реальных предметов (круг – арбуз,  овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц), цвета фигур и реальных предметов;

– для развития зрительной памяти различные игры «Чего не стало?» - предметы, картинки по соответствующей лексике;

– отбор ранее предъявленных картинок (4-6) из других (8-10);

– запоминание букв, цифр или фигур (3-5), а затем выбор среди других;

– «Что изменилось?» – изменение расположения картинок, восстановление их первоначального расположения, расположение в первоначальной последовательности букв, цифр, фигур.

   У детей с общим недоразвитием речи при развитии способностей в концентрации, распределения и переключения внимания значительное место занимают игры, задания и упражнения с наглядным материалом, используемые при работе по предупреждению расстройств письма и чтения (различные лабиринты, таблицы на переключения внимания и др.)

   По формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений:

– определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе;

– определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами «Где находится кубик, справа или слева от куклы?», «Положи мячик слева от кубика», «Положи тетрадку перед собой, справа от неё синий карандаш, слева красный»;

– игра «Где паучок?»: с постепенным ускорением темпа определяется положение паука на разлинованном квадрате – правый верхний, левый нижний, левый центральный;

– диктанты для рисования орнаментов и букв (от точки 4 клетки вниз, 1 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 5 влево, 1 вниз, 2 вправо – получается буква «Т»);

– выкладывание букв из палочек;

– написание букв справа и слева от вертикальной линии;

– выкладывание фигур или рисование по инструкции их расположения;

– нахождение фигур, букв в ряду сходных;

– найти заданную фигуру среди двух зеркальных изображений;

– определение букв, написанных на карточках, где представлены правильные и ложные (зеркальные) буквы;

– ощупывание букв (пластмассовых, картонных) с закрытыми глазами или в мешочке и выкладывание на стол в правильном положении;

– дополнение недостающего элемента фигуры или буквы по образу и представлению;

– реконструирование букв, добавляя элемент (Г – Б), (З – В), изменяя пространственное положение элементов букв (Р – Ь), (И – Н);

– демонстрация букв в различном положении;

– предъявление букв разного шрифта;

– определение различия сходных фигур или букв отличающимся одним элементом (Р – Б) или различно расположенными в пространстве элементами (П – Н);

– определение фигуры, буквы, «написанной» на спине, ладони, в воздухе с закрытыми и открытыми глазами;

– нахождение букв в геометрических фигурах и начертаниях;

– определение букв, которые можно выложить из трёх палочек, двух палочек, палочки и двух полуовалов, овала с длинной и короткой палочками;

– назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями;

– выделить буквы, наложенные друг на друга;

– чтение слов «по полубуковке»;

– работа с изографами – слова записаны различно расположенными буквами так, что напоминают изображение данного предмета;

– разгадывание различных ребусов, где используются буквы, схематические рисунки, разное расположение элементов ребуса для привлечения значения того или другого предлога и т.д.;

– определение количества слов в предложении с опорой на графическую схему, добавление слова, исключение слова из предложения;

– выделение границ слов, предложения в слитном написании:

ДАДОММЫИГРАЕММЫЛО;

– чтение текстов, где существительное заменено картинками;

– составление рассказов по опорным сигналам (моделирование рассказов о времени года, о животных);

– составление схем предложений к адаптированным текстам, выбор схемы к определённому предложению из текста, восстановление рассказа с опорой на графические схемы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Презентация системы работы по профилактике оптической дисграфии

Что такое оптическая дисграфия, что нарушено, как проявляется, направления коррекционной работы...

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

Приемы развития зрительного восприятия и профилактика зрительных нарушений

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их место...