Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

пилюгина лилия алексеевна

Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_tsentra.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мелкой моторики у детей  дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

      Я работаю логопедом с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

У многих детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:

  • скованность, плохая координация,
  • неполный объем движений,
  • нарушение их произвольности;
  • недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации:
  • несогласованность, неловкость движений рук.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка.  Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.

Под термином «тонкая моторика» понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.  Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.

Для развития мелкой моторики в процессе совместной деятельности я использую следующие упражнения:

·      выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков;

·      нанизывание сначала крупных пуговиц, бусинок на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;

·      сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса);

·      застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

·      завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

·      подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;

·      наматывание длинного шнура на катушку и сматывание его в клубок;

·      собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);

·      нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);

·      игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы).  В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости, в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.

Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.

В работе по формированию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

•    работа со счётными палочками;

•    нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку;

•    работа с вкладышами;

•    собирание пирамидок, матрёшек;

•    работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание);

•    лепка  из глины, пластилина, теста;

•    работа с различными видами шнуровок;

•    рисование в воздухе;

•    работа c мозаикой различной величины;

•    игры с песком, с водой;

•    рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и

раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур). 

Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина, глины, солёного теста, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

Родителям в летний период  рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков,  прополку сорняков и т.д. во время прогулок к водоёму,  в лес, отдыха  на даче или в деревне.

Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.

                                                                                       Логопед Л.А.Пилюгина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование цветовосприятия с помощью аппликации у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В моей работе представленно поэтапное формирование цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста...

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».

Актуальность  моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность ...

Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  Я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они затрудняют координацию  работы о...

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность»

В данной работе  раскрыты теоретические основы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности развития мелкой моторики у детей...

Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данные игровые упражнения позволят родителям заниматься развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата,...

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...