План-конспект по лексической теме "Дары осени"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Анисимова Мария Сергеевна

Подгрупповое логопедическое занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по лексической теме: «Дары Осени»

 Цели:

Обучающие:

• активизировать словарный запас по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи»;

• закреплять названия основных цветов и оттенков;

• совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными;

• закрепить умение самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику; добиваться  точности, устойчивости и плавности движений органов артикуляционного аппарата;

• совершенствовать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями; 

• совершенствовать умение образование относительных прилагательных  с помощью суффикса –ов;

• развивать мыслительные процессы, учить определять лишний предмет;

• развивать связную речь.

Воспитательные:

• побуждать детей к активной работе на занятии, сосредоточенности, умению слушать и понимать информацию педагога с одного раза;

• воспитывать желание высказывать свои мысли,  не боясь,  отвечать на вопросы педагога; 

• сопереживать своим товарищам, спокойно относиться к их  ошибкам;

• формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

 Коррекционно-развивающие:

• учить детей отвечать на вопросы полным предложением; 

• учить детей грамматически правильно  формулировать свои ответы;

• развивать мелкую моторику;

• развивать артикуляционную моторику;

• развивать диафрагмальное и речевое дыхание;

• развивать слуховое восприятие и слуховое внимание;

• развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

• развивать ритмико-интонационную сторону речи;

• развивать фонематические процессы.

 Оборудование:

Демонстрационный материал: 

Магнитная доска, картина с осенним пейзажем, сюжетные и предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «волшебный» мешочек. 

Раздаточный материал: предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты»,   индивидуальные зеркала. 

Ход занятия

Психогимнастика:

 Цель: Создание хорошего настроения, позитивного настроя на занятие.

Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами.

К солнышку потянулись.

Лучик взяли, к сердцу прижали. 

Людям отдали и улыбнулись. 

Вот уже улыбки засияли на ваших лицах. Улыбнитесь себе!   Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Теперь ребята у нас хорошее настроение и мы готовы активно поработать.  

I. Организационный момент.  

Объявление темы занятия.

Круглый год, круглый год.

За зимой весна идет. 

А за весною следом лето, 

И у кого не спросим, 

Идет за летом осень.

А за осенью сама вновь 

Бежит, спешит зима.

Дети, что мы сейчас повторяли? (Времена года).

Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Скажите, пожалуйста, что собирают осенью в садах? (Фрукты).  На огородах? (Овощи).  Сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах, поиграем и почитаем. Подойдите к своим столам, возьмите картинки.

II. Основная часть.

Цель: активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», дифференциация овощей и фруктов.

Дети подходят к своим стульчикам. 

Сначала сядут те дети, у кого на картинках – овощи, потом, те ребята, у кого на картинках – фрукты.

 Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать занятие?

Всё ли на месте, всё ль в порядке?

Пожалуйста, сядьте правильно. Приготовьтесь слушать.

  Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Цель: активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», развитие слухового внимания, совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных местоимений.

Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки, поднимите картинки, про которые можно сказать мой (мой апельсин), теперь поднимайте картинки, про которые можно сказать моя (моя свёкла), и, наконец,  картинки, про которые мы говорим мои (мои помидоры)

Отлично! Молодцы!

  Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Цель: расширение и активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», развитие слухового внимания, логического мышления.

Дети, осень приготовила вам загадки.

Вы любите их отгадывать?

 

Колобок висит всё лето           Этот вкусный жёлтый плод

Среди зелёных веток.               К нам из Африки плывёт, 

Ударит гулко оземь,                 Обезьянам в зоопарке

Когда наступит осень.              Пищу круглый год даёт. 

       (Яблоко)                                      (Банан)

Он из тыквенной родни, С юга этот неженка,

На боку лежит все дни, Вкусненький и свеженький.

Как зеленый чурбачок (Абрикос)

Под названьем … (кабачок)  

Выставляются картинки-отгадки

Молодцы! Вы легко отгадали загадки.

  Дидактическая игра «Четвертый лишний» 

Цель: активизация словарного запаса по темам «Овощи», «Фрукты». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Посмотрите и назовите какая картинка не подходит, объясните свой ответ.

     Яблоко, банан, абрикос, кабачок

Артикуляционная гимнастика 

Ребята, есть ещё звуки, которые мы учимся произносить правильно, для этого необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

Логопед приглашает детей смотреть в зеркала и выполнить знакомые артикуляционные упражнения, напоминает, что сесть надо правильно, положить руки перед собой

«Лягушка-хоботок»

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

 «Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. Губы не напрягаются и не натягиваются на нижние зубы.

«Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко покусывать язычок по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая».

«Чашечка»

Улыбнуться,  открыть рот, положить  широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние губы  

 

«Вкусное  варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). 

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот.

Присосать широкий язык к небу. Это –  шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен поворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком.

Вы замечательно выполняли упражнения!

  Упражнение «Сильный ветер» 

Цель: развитие направленной воздушной струи.

Представьте, что мы превратились в сильный осенний ветер. Ветер ворвался в сад и раскачивает яблоки на ветках. Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание подуйте на фрукты, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе. Не раздувайте щёки на выдохе.

Физминутка. Подвижная игра «Яблоня»

Цель: координации речи с движением; работа над общими речевыми навыками 

(вопросительной интонацией); развитие мелкой моторики.

- Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за руки.

Где же твои яблоки? В центре стоит один ребенок – «яблоня».

Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую 

Или ветер их унес? строку загибают по одному пальцу 

Или молния спалила? .

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.

- Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребенок – «яблоня»

И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу, 

Не спалило их огнем, начиная с больших.

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается  их поймать.

    Дидактическая игра: «Опиши фрукт или овощ по плану»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса.

Сегодня мы заканчиваем рассказ об овощах и фруктах. Давайте попробуем составить рассказы о них. Сначала вы назовёте овощ или фрукт, опишите какой он на вид, на ощупь, на вкус, где он растёт и что из него можно приготовить.

Послушайте, как я скажу, и расскажите также: 

Яблоко  - это фрукт, оно красного цвета, круглой формы, небольшое по размеру, сладкое, растёт в саду на дереве. Яблоко можно есть сырым, сделать из него сок, компот, варенье, испечь яблочный пирог.

 Дидактическая игра «Назови соки»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных  с помощью суффикса -ов.

Дети, давайте вспомним, как называются соки из разных овощей и фруктов. Я называю фрукт или овощ, а вы говорите, какой сок из него получается. Например: из лимона – лимонный, из апельсина - …, из моркови - …, из яблока - …, из огурца - …, из чеснока - …, из помидора - … .

Молодцы, отлично справились с заданием.

Итог занятия  

Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать (отгадывали загадки). Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект образовательной деятельности тема: «Путешествие осеннего листочка» вторая младшая группа

Формирование у детей интерес к окружающему миру, родной природе Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, становится холодно, солнце греет слабо, ду...

План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"

План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"...

План-конспект НОД по познавательному развитию "Осень в нашей станице" для детей 3-4 лет

     Тема данного конспекта  несомненно актуальна и востребована, воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему От...

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....

План-конспект занятия по лексической теме «Профессии. Швея» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

План-конспект занятия по лексической теме «Профессии. Швея» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....

План-конспект занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР.

Задачи:        Коррекционно-образовательные: Расширение, уточнение и активация словаря «Насекомые» на основе систематизации и обобщения знаний (насекомое, жук, баб...