Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Непомнящая Светлана Александровна

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстников. Поэтому важно, чтобы учебно-воспитательный процесс всесторонне охватывал и использовал принцип взаимодействия ДОУ и семьи для полноценной реализации процесса социализации ребёнка с тяжелыми нарушениями речи на данном возрастном этапе. Ведущая роль в реализации основной цели и решении задач по социальной адаптации старших дошкольников, имеющих системное нарушение речи, принадлежит специалистам ДОУ: педагогу-психологу, учителю-логопеду, врачу-педиатру.  Совместная работа осуществляется на внутреннем консилиуме, где разрабатывается психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов.  Внимание уделяется не только устранению речевого дефекта и развитию психических процессов, но и социальной адаптации ребёнка в коллективе сверсников, в окружающем его обществе вне детского сада. Значительное время в  работе  отводится детям 6-7 летнего возраста, посещающим подготовительную группу, с целью предупредить школьную дезадаптацию, осуществить плавный переход ребёнка из стен дошкольного учреждения в новую образовательную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya_detey_st._doshk._vozrasta.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

Непомнящая Светлана Александровна

Учитель-логопед,  детский сад № 78

Г. Иркутска

       Человек - существо социальное, его всестороннее развитие зависит как от биологических, так и, от социальных законов.  Полноценное формирование личности происходит только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми человек получает определенный социальный опыт, он субъективно усваивается личностью, и становится его неотъемлемой частью. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс называется социализацией, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

       По  мнению  В.И.  Войтко,  социализация  включает  в  себя  адаптацию.  Он  говорит,  что  понятие  «социализация»  введено  в  категориальный  аппарат  научного  описания  взаимодействия  личности  и  общества,  потому  что  является  более  емким,  чем  адаптация  [2]. Г.М.  Андреева  считает,  что  адаптацию  можно  рассматривать  и  как  составную  часть  социализации  и  в  качестве  ее  механизма  [1]. Б.Д.  Парыгин  отмечает, что  социально-психологическая  адаптация  –  это  часть  или  момент  социализации  [8,  с.  165].

       Экономические, политические и социальные изменения, которые происходят в современном обществе, отражаются во многих областях жизнедеятельности, в том числе и системе образования. Демократические тенденции  в образовании, перестройка прежних способов жизни и деятельности, изменения  социальной активности детей привели к необходимости  изменения  роли подрастающего поколения в преобразовании общества, акцентируя внимание на активной жизненной позиции личности, основы которой формируются в детстве. Среди  действующих в нашей стране институтов социальной направленности, влияющих на личность ребенка, необходимо особо выделить деятельность учреждений дошкольного образования. В настоящее время, данные учреждения организуют  образовательное пространство таким образом, что оно предполагает своевременность педагогических воздействий, создающих специфические условия для разрешения многих вопросов социализации детей. 

       По своей сути образовательная среда в детском саду социальна. Главную роль играют люди, которые окружают ребёнка в дошкольном возрасте. Это прежде всего его родители, бабушки и дедушки, педагоги дошкольного учреждения, а так же дети, близкие по возрасту. Кроме того, среда детского сада наполнена  самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека, в том числе руками педагогов, родителей и самими детьми.   

       Отечественные учёные: Д.Б. Эльконин, А.С.Белкин, В.В.Давыдов и др. считают, что дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей.  Дошкольники старшего возраста учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического  мышления в образном и предметном плане именно в  дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников в социальном познании прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество». Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей жизни и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются основные психические процессы, в том числе мышление и речь, которые тесно взаимосвязаны.  

       В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. За несколько последних лет, и по настоящее время, отмечается  тенденция  роста количества детей с речевыми нарушениями. У этих дошкольников так же снижены уровни развития памяти, внимания, мышления и восприятия. Отмечаются сложности в формировании пространственных, временных представлений, соотношение величины и количества. Можно констатировать значительный процент детей-логопатов со слаборазвитой, либо незрелой эмоционально-волевой сферой, характерной  для возраста среднего дошкольника. Все перечисленные нарушения способствуют снижению социализации ребёнка в коллективе сверстников и взрослых. Дошкольник испытывает сложности в установлении контактов,  нередко возникают проблемы в том, что ребенок с речевыми нарушениями не может найти себе друзей,  некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен. Он не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации в силу трудностей с подбором нужных слов, оформлением их в грамматическую форму и формированием связной фразы или предложения.

        В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (2 и 3 уровня) в среду  нормально развивающихся сверстников. Поэтому важно, чтобы учебно-воспитательный процесс всесторонне охватывал и использовал принцип взаимодействия ДОУ и семьи для полноценной реализации процесса социализации ребёнка с тяжелыми нарушениями речи на данном возрастном этапе.

       Ведущая роль в осуществлении основной цели и решении задач по социальной адаптации старших дошкольников, имеющих системное нарушение речи, принадлежит специалистам ДОУ: педагогу-психологу, учителю-логопеду, врачу-педиатру.  Совместная работа осуществляется на внутреннем консилиуме, где разрабатывается психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов, внимание уделяется не только устранению речевого дефекта и развитию психических процессов, но и социальной адаптации ребёнка в коллективе, в окружающем его обществе, вне детского сада. Особое внимание уделяется детям 6-7 летнего возраста, посещающим подготовительную группу, с целью предупредить школьную дезадаптацию, осуществить плавный переход ребёнка из стен дошкольного учреждения в новую образовательную среду.

       Реализация коррекционно-образовательного маршрута каждого ребёнка, имеющего общее недоразвитие речи II-III уровня, осуществляется по нескольким направлениям всеми участниками педагогического процесса: учителем-логопедом, психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, а так же с участием медицинской службы и родителей. Методическую и консультативную помощь оказывают старший воспитатель и специалисты МБДОУ.  

       Остановимся подробнее на направлении социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  Результативность всей коррекционной работы с детьми, и в частности по социализации и адаптации, зависит от регулярной, тесной, системной и интегрированной работы всех участников психолого-педагогического процесса. Одну из главных ролей в этой работе занимают родители или законные представители воспитанников. С целью плодотворной совместной работы родителей и детского сада,  учителем-логопедом, психологом и другими участниками воспитательного процесса проводятся следующие виды деятельности:

-консилиумы с участием специалистов сада и приглашенных родителей, либо по личному обращению родителей ребёнка;

- тематические групповые и индивидуальные консультации /логопед, психолог, педиатр/;

- индивидуальные дистанционные консультации /телефон, электронная почта - логопед, психолог/;

- круглый стол /тематические дискуссии - ответственные педагоги, согласно годовому плану учреждения, а так же темы по запросам родителей/;

- тематические родительские собрания, с участием  заинтересованных в теме родителей, дети которых посещают другие группы детского сада,

/ ответственные специалисты, согласно годовому плану учреждения/;

- мастер-классы и открытые занятия социальной и речевой направленности /логопед, воспитатели/;

 - мастер-классы и тренинговые занятия, деловые игры /психолог/;

-  календарные, тематические праздники; развлечения, конкурсы /музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре/;

- анкетирование, тестирование /психолог, логопед/;

- информационные стенды, папки-передвижки, фотовыставки, памятки-рекомендации, тематические выставки. Участие принимают специалисты, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

       В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в мир окружающей действительности и с помощью педагогов осваивает его закономерности. Социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но так же способствует раскрытию их индивидуальности. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей группы, которую посещают дети с общим недоразвитием речи, сводится не только к коррекции и развитию речевой деятельности, но и реализуются задачи по активизации социального познания воспитанников.  Эффективность совместной работы  достигается путём ежедневных занятий, тематика которых диктуется образовательными областями, входящими в программу дошкольного учреждения, в которой значительный объём занимает социализация дошкольников. Используемые педагогические методы и приёмы, знания и опыт педагога, природная любознательность ребёнка дают в совокупности положительные результаты.  

       Основным каналом познания у дошкольника является игра. Значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребёнка в целом, развития его сознания» подчёркивал Д.Б. Эльконин. Именно через игру мы активизируем социальное познание детей и тем самым повышаем уровень социальной культуры дошкольников. Утром, перед занятиями играем в «социальные дистанции», где каждый ребёнок здоровается друг с другом за руку, хлопая ладонь о ладонь, девочки обнимают друг друга. В начале занятий используем «игры-приветствия», «глаза в глаза», «тактильный телефон» и другие. Телесный контакт, нежность,  доброжелательность и  радость во взгляде – всё это составляющие для эмоционального благополучия. В процессе занятий логопеда используются дидактические и коммуникативные игры, которые соответствуют теме занятия. При изучении осенней тематики: «Соберём вместе урожай, в лес по грибочки, у тебя дерево – у меня листок». Зимние лексические темы: «Встреча зверей на зимней полянке», «Ты мне сено, я тебе молоко», «Птичий двор»- в данных играх используется диалог от лица диких и домашних животных, птиц. Применяя аналогичные игры, учитель- логопед одновременно решает несколько задач: закрепляет и активизирует словарь по теме, формирует грамматический строй, развивает связную речь, помогает детям моделировать ситуации из жизни зверей в лесу, домашних животных, птиц в деревне. Полезный социальный опыт приобретают дети в процессе подобных игр, с учётом того, что большинство городских дошкольников никогда не были в деревне, в лесу, не видели, как в действительности растут грибы, лесные ягоды.  

       Деятельность воспитателей отличается от занятий логопеда тем, что у них нет чёткой структуры и регламента занятий. Поэтому в своей работе они больше времени могут уделить той или иной социально направленной игре, в частности сюжетно-ролевым играм, в которых закрепляется пройденный материал, развивается связная речь, совершенствуются коммуникативные способности речевых детей, в процессе воссоздания  различных жизненных ситуаций. Игры режиссёрские: «Магазин, парикмахерская, аптека, транспорт, больница, улица-дорога» и многие другие. Применяются театрализованные игры, в которых эффективно развиваются процессы восприятия, образного мышления, диалогической и монологической речи, а так же дети передают состояние героев интонационно и эмоционально. Родители, совместно с детьми, логопедом и воспитателями выполняют коллективные творческие работы типа коллажа из рисунков, фотографий, тематических картинок. Создание творческой работы происходит в группе, затем передаётся кому-то из родителей, которые дополняют своими рисунками или фото. К концу недели «коллективная картина», побывавшая в пяти семьях возвращается в группу, и по её содержанию проводится детский анализ с незначительной помощью педагогов. В следующем месяце «картину» составляют другие семьи.

       Социальная адаптация и коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения будет успешной, при использовании творческого потенциала ребёнка, учёта его индивидуальных особенностей, опоры на совместное сотрудничество и взаимодействие всех участников психолого-педагогического процесса.  Особое внимание следует уделить семьям воспитанников, как важнейшему звену в цепи достижения полноценной социализации ребёнка.

       

 

 

     

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с основами архитектуры детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В программе М.В. Васильевой, В. В. Гербовой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей  формируется представление  о том, что здания - это архитектурные сооружения. Дети...

«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения....

Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонемати...

Примерная адаптированная программа по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Перечень физических упражнений для детей с тяжёлыми нарушениями речи, перечень основных движений, подвижных игр и упражнений на год, материально - техническое оснащение, список литературы, расписание ...

О ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности социа...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...