Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии на тему

Сердюкова Елена Ивановна

Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима"".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zima.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет.

Учитель-логопед

МДОУ детский сад

комбинированного вида

№6 «Улыбка»

Сердюкова Е.И.

г. Тихвин

февраль 2015г.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Активизация словаря по теме.
  • Расширять знания детей о зимних явлениях.
  • Закреплять умения подбирать однородные определения.
  • Грамматически правильно строить предложения, используя предлоги.
  • Анализировать состав предложения.
  • Объединять предложения в рассказ с использованием картинного плана.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательная задача:

  • Воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки о зиме, снежинки-пушинки на ниточках, игрушка-снеговик, жираф, зубная паста по количеству детей, листы голубого картона.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: – Послушайте и повторите цепочки слов.

  • снег – снегопад – снежинки.
  • санки – лыжи – горка.
  • шуба – валенки – шапка.

II. Сообщение темы занятия.

Логопед: – Вы догадались, о чем мы будем говорить на занятии?

Дети: – Мы будем говорить о зиме.

III. Изучение нового.

1.Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов»

Дети отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

  • Зимой погода какая?
  • Снег какой?
  • Небо какое?
  • День какой?
  • Снежинка какая?

2. Дыхательные упражнения.

Логопед: – Сегодня к нам на занятие прилетели волшебные снежинки. Возьмите их на ниточку и подуйте на снежинки, а я в это время прочитаю стихотворение:

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встаем вместе все в кружок –

Получается снежок.

3. Гость из жаркой Африки.

Логопед: – Ребята, к нам на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки (Появляется фигурка жирафа). Он никогда не видел зимы и просит вас рассказать о ней. А потом жираф передаст ваш рассказ всем животным Африки.

4. Дидактическая игра «Найди быстро ошибку».

Логопед: – Скажите, что можно слепить из снега?

Дети: – Снеговика.

Логопед: – Вот к вам спешит снеговик, чтобы вместе с вами поиграть и убедиться, какие вы внимательные, и как много вы уже можете рассказать о зиме. Послушайте, правильно ли говорит снеговик, если нет, то исправьте его.

  • Зимой идет дождь.
  • На земле зимой травка.
  • На деревьях зимой зеленые листья.
  • Зимой дети купаются в реке.
  • Зимой люди надевают шорты и футболки.

IV. Физминутка.

Сопровождение речи с движением.

Как на горке снег, снег.

(поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»)

И под горкой – снег, снег,

(опустить руки вниз)

И на елке – снег, снег,

(соединить ладони над головой «домиком»)

И под елкой – снег, снег.

(опустить руки вниз)

V. Закрепление.

1. Отгадывание загадок.

Логопед: – Ребята, снеговик приготовил для вас загадки и хочет, чтобы вы их отгадали. Послушайте.

  • Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.         (снег)

  • С неба опускаются

Белые красавицы,

Кружатся, летают,

А в руке растают.         (снежинки)

  • В снегу уже все поуши,

Довольны малыши.

У всех намокли варежки –

Играем мы в …               (снежки)

  • Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

– Облетел я всю Сибирь.

– Как зовут тебя?          (снегирь)

2. Дидактическая игра «Волшебные снежки»

Логопед: – Ребята, снеговик принес мне корзину с волшебными снежками.

(Перед детьми выставляется корзина с круглыми ватными шариками).

С помощью снежков мы будем составлять предложения со словами-отгадками. Снежки будут заменять слова. Сколько я достану снежков из корзины, столько слов будет в предложении.

Логопед достает из корзины два снежка.

Логопед: – Сколько слов будет в предложении?

Дети: – Два слова.

Логопед: – Составьте предложение из 2 слов, используя слово снег. В этом вам помогут кубики с картинками-словами.

Дети: – Снег идет.

Логопед  достает еще один снежок.

Логопед: – А сколько сейчас будет слов в предложении.

Дети: – Три слова.

Логопед: – Составьте предложение из трех слов, используя слово «снежинки».

Дети придумывают предложение и выкладывают его на кубиках.

Логопед достает из корзинки еще один снежок.

Логопед: – Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети: – В предложении будет четыре слова.

Логопед: – Составьте предложение из четырех слов, используя слово «снежки».

Логопед из корзинки достает снежок.

Логопед: – Сколько слов будет в предложении?

Дети: – В предложении будет пять слов.

Логопед: – Составьте предложения из пяти слов, используя слово «снегири».

Дети придумывают предложение и выкладывают его на кубиках.

VI. Рассказы детей о зиме по наглядному плану.

Логопед: – Ребята, расскажите еще раз жирафу предложения о зиме, которые вы составляли.

VII. Дидактическая игра «Подари снежинку».

Логопед: – Придумайте и нарисуйте снежинку в подарок жирафу.

Детям раздаются тюбики с зубной пастой, дети с помощью зубной пасты на синем фоне листа изображают снежинки.

VIII. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: – О каком времени года мы говорим на занятии?

Дети: – Мы говорим о зиме.

Логопед: – Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.

Логопед: – Ребята, скажите, можно есть снежки или льдинки? Почему?

Дети: – Есть нельзя, потому что может заболеть горло, простудиться и т. д.

Логопед: – Я подарю вам сладкие снежки, от которых горло не заболит.

Каждый ребенок получает белый зефир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматического строя речи Тема. Дательный падеж существительных единственного числа. «Домашние животные»

Представлен конспект  фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. В рамках изучения лексичекой темы "Домашние  животные"  дети осваивают форму дат...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»

Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...