Консультации учителя-логопеда для родителей
консультация по логопедии на тему

Володина Ирина Георгиевна

Подборка консультаций учителя-логопеда для родителей дошкольников на различные темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

подготовила учитель-логопед МКДОУ «ЦРР-д/с №4»

п.г.т. Анна Воронежской области

Володина И.Г.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают  дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности  и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Поэтому работа по формированию скоординированной моторики очень важна в дошкольном возрасте, и она не  должна ограничиваться обучением рисованию и письму. Основная ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:

Двигательной области коры головного мозга:

  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
  • умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
  • формирование зрительно-моторных координации.

Речевой области коры головного мозга:

  • формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
  • развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
  • формирование координации крупных движений и умения владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
  • развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  • Формирование навыков учебной деятельности: умения слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умения действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ограничивать длительность и нагрузку.

Игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей.  

Вспомним сказанное И.П. Павловым: «...развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.

Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.

Такая « межполушарная специализация» — явление не врожденное, а вырабатываемое. Все зависит от конкретной направленности развития способностей личности в процессе воспитания с раннего детства.

Таким образом,  повторяя игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

Консультация: «Взаимодействие с родителями при подготовке и реализации образовательных проектов». «Организация тематических встреч с родителями».

Консультация: «Взаимодействие с родителями при подготовке и реализации образовательных проектов». «Организация тематических встреч с родителями»....

Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".

Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...

Работа с родителями. Консультация. Папка передвижка "Родителям о прививках" 01.2020

Работа с родителями. Консультация. Папка передвижка "Родителям о прививках" 01.2020...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы  нарушения речи, звукопроизношения. В данной статье есть рекомендации родителям по устранению ошибок в развитии речи детей....