Выступление на семинаре – практикуме для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чем хороша и чем полезна». «Польза логопедического массажа для лица и рук»
учебно-методический материал по логопедии на тему

 Бровенко Дарья Анатольевна

Добрый вечер, уважаемые родители!

 

= Я рада приветствовать всех Вас в нашем любимом детском саду.

Сегодня мы говорим с Вами о здоровом образе жизни, о профилактике заболеваний, о мерах предосторожности в повседневной жизни.

Так как я по первой специальности учитель-логопед, многие знают, что я веду логопедический кружок в нашем саду, то тема моя, конечно же, касается моей профессии.

Мы сегодня с Вами поговорим на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чем хороша и чем полезна».

А так же «Пользе логопедического массажа лица и рук», я покажу вам некоторые приёмы массажа. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_prezentatsii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре – практикуме для родителей на тему:

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чем хороша и чем полезна».

 «Польза логопедического массажа для лица и рук»

Подготовила: воспитатель МДОУ №2

«ЮБИЛЕЙНЫЙ»

Бровенко ДА

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

с АЛЕКСАНДРОВСКОЕ 2015 г.

Добрый вечер, уважаемые родители!

= Я рада приветствовать всех Вас в нашем любимом детском саду.

Сегодня мы говорим с Вами о здоровом образе жизни, о профилактике заболеваний, о мерах предосторожности в повседневной жизни.

Так как я по первой специальности учитель-логопед, многие знают, что я веду логопедический кружок в нашем саду, то тема моя, конечно же, касается моей профессии.

Мы сегодня с Вами поговорим на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чем хороша и чем полезна». 

А так же «Пользе логопедического массажа лица и рук», я покажу вам некоторые приёмы масса.  

1. И сначала мы приступим к первой теме:

Так что же такое артикуляционная гимнастика? Зачем она нужна и как её делать?

Родителям уже с самого раннего возраста необходимо позаботиться о развитии речевого аппарата ребенка и профилактике нарушений звукопроизношения. В этом нам и поможет артикуляционная гимнастика.

Упражнения для язычка — развивают подвижность языка, ребенка учат  делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

Упражнения для губ — ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке.

Упражнения для нижней челюсти - удерживать челюсть в определенном положении.

Родителям надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда малыш освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям.

Начните развивать артикуляционный аппарат малыша уже в 9-10 месяцев. Для этого научите его дуть в  дудочку.  Для ребенка это будет и отличным развлечением, и тренировкой артикуляционного аппарата, и формированием правильного дыхания.

Когда малыш подрастет, предлагайте ему упражнения для тренировки речевого аппарата в форме игры.

Начинайте с упражнений для губ и щек.

2. Далее я хочу Вам рассказать о Пальчиковых играх.

Сегодня большинство молодых мам и пап знают о пользе пальчиковых игр. Игры с пальчиками стимулируют процесс речевого и умственного развития. Об этом свидетельствуют и исследования физиологов, и опыт многих поколений. 

Эти упражнения развивают мелкую моторику детских ручек. Пальчики становятся гибкими, ловкими и способными. Развиваются ещё и речь, творческие способности, внимание, скорость реакции. 

Это подтверждается и последними научными открытиями, и тем фактом, что подобные игры есть в традициях всех народностей. И это понятно – ведь при любом двигательном тренинге развиваются не руки, а мозг. Особенно мощным средством улучшения работы головного мозга является постоянная тренировка пальцев рук. Сейчас учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребёнка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма. 

Кроме огромной пользы для развития познавательных способностей ребёнка, пальчиковые игры также помогают наладить с ребёнком доброжелательные отношения. А ещё для малыша они – интересный мостик между ним и окружающим миром. Ведь в пальчиковой гимнастике, по обыкновению, отображается мир реальный – люди, животные, явления природы. Пальчиковые игры являются отличным переключателем внимания, если ребёнок начинает капризничать. Это незаменимое занятие в путешествии, когда больше нечем его заинтересовать.

3. Теперь мы с Вами приступим к последней тоже очень интересной теме:

«Польза логопедического массажа для лица и рук»,

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. А, следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей).

Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Проводится логопедический массаж после обследования мышц речевого аппарата. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Эффективность логопедического массажа

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

 Сегодня я так же хочу немножечко коснуться темы БАТ.

 Что такое БАТ. Биологически активные точки. В этих точках кровеносные, лимфатические сосуды и нервные сплетения проходят максимально близко друг от друга.

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональная связь между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.

Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов; регуляция вегетативных функций и обменных процессов; регуляция эмоционального состояния; профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

 

Приемы точечного массажа

Приемы точечного массажа для детей и взрослых одинаковы, но при массаже детей надавливание на точки должно быть менее интенсивным.

В зависимости от техники воздействия на локальную точку метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при повышенном мышечном тонусе используют расслабляющий, или «тормозной», метод точечного массажа. Он проводится следующим образом. Найдя необходимую точку, подушечкой пальца производят вращательное движение по часовой стрелке в течение 5 — 6 с, постепенно углубляясь, надавливая на точку, наращивая усилие; в течение 1 — 2 с фиксируют достигнутый уровень, а затем в течение 5 — 6 с производят противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшая силу надавливания. Не отрывая пальца от точки, данный цикл движений повторяют несколько раз. Общее время воздействия на одну точку может составлять от 1 до 5 мин, в зависимости от возраста массируемого.

При явлениях пониженного тонуса применяется стимулирующая техника. Найдя точку, проводят в течение 3 — 4 с вращательные движения по часовой стрелке, ввинчивая палец с надавливанием на точку, а затем палец резко отрывают от точки. Это движение повторяют 6 — 10 раз.

 

Методические указания к проведению точечного массажа

1. На первых сеансах массируют не более 3 — 4 точек, постепенно увеличивая их количество.

 2.  Во время одного сеанса рекомендуется массировать точки как общего, так и локального действия.

 3.  Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

4.  Точечный массаж можно сочетать с классическим.

5. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

 6.  Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1-ми 2-м курсом перерыв две недели; между 2-м и 3-м перерыв может составить около трех месяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3 — 6 месяцев.

Сеанс массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого целым курсом, не должен превышать трех дней.

 7.  В том случае, если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.

 

 БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ

В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим комплексы биологически активных точек, оказывающих различное воздействие.

Комплекс БАТ 1 

Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.

А — одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;

Б — точка в центре подбородочно-губной складки;

В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Г — парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;

Д — парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.

 На этом у меня информация исчерпана. Надеюсь, Вам понравилось, и Вы придете к нам вновь.

Благодарю Всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Артикуляционная разминка и пальчиковая гимнастика» во II младшей группе

Цели: знакомство с органами артикуляции, тренировка артикуляционной мускулатуры, её силы и умения удерживать и менять артикуляционное положение; тренировка мелкой моторики рук, в том числе умений пооч...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...

Семинар-практикум для родителей на тему «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»

обучение родителей методам и приемам работы с детьми, имеющими нарушения артикуляционной моторики...

Семинар-практикум для родителей на тему: Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.

- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного ап...

Выступление на семинаре-практикуме для родителей на тему «Задания для усвоения счета в пределах 5-ти у детей с ЗПР»

Выступление на семинаре-практикуме для родителей на тему «Задания для усвоения счета в пределах 5-ти у детей с ЗПР»...