Конспект занятия по теме Зимние забавы. Автоматизация группы свистящих звуков.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Полицковая Оксана Леонидовна

Конспект может быть полезен студентам, учителям-логопедам, воспитателям речевых групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность учителя-логопеда  с детьми старшего дошкольного возраста

   

Зимние забавы. Автоматизация группы свистящих звуков.

Цель: автоматизировать группу свистящих звуков, расширить словарь по теме «Зимние забавы».

Задачи:

Коррекционно-развивающие.

Развивать сенсорные и моторные функции, формировать кинестетические основы артикуляторных движений, развивать мимическую мускулатуру.

Работать над усвоением лексико-грамматического строя речи.

Формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза.

Развивать интеллектуальные функции: мышления, памяти, внимания, воображения, ориентировке в пространстве и на себе.

Воспитательные.

       Воспитывать любознательность и активность детей, умение взаимодействовать в коллективе.

       Создавать положительный эмоциональный настрой.

       Современные образовательные технологии:

       Здоровьесберегающие технологии, игровые, информационно-коммуникативные, ТРИЗ.

      Оборудование и материалы:

       Ноутбук, презентация « Зимние забавы», предметные картинки, звездочки, снежинки для выкладывания букв, мнемотаблицы, мяч.

                                               Ход работы

Организационный момент. Психогимнатика.

Ребята, какое сейчас время года? (Зима.) Покажите, как вы замерзли и съежились, а теперь отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело. Снеговик готов, вы радуетесь! (показ слайдов)

        Сообщение темы.

Вы узнаете, какие звуки мы будем повторять, если отгадаете загадки. Эти звуки есть в отгадках.

Первая загадка. Растет она вниз головою,

                            Не летом растет, а зимою.

                            Но солнце ее припечет -

                            Заплачет она и умрет.  (Сосулька)

Какой звук дважды повторяется в этом слове? (Звук  [С]).

Вторая загадка. Ясными ночками

                            Гуляет мама с дочками.

                            Дочкам не твердит она:

                                   « Спать ложитесь, поздно!»

                            Потому что мать — луна,

                            А дочурки - … (Звезды)

 Какой звук дважды повторяется во второй отгадке? (Звук  [З]).

 Показ слайдов к загадкам.

                Артикуляционно-акустическая характеристика звуков [С] и [З].  

Что вы знаете о звуке [С]? Что вы знаете о звуке [З]? Чем похожи эти звуки?  А чем они отличаются? Дети при помощи логопеда и с опорой на таблицы делают сравнительную характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

       Выкладывание букв из раздаточного материала.

       Вспомните, чем звуки отличаются от букв? (Дети отвечают с опорой на таблицы). Предлагаю вам выложить букву С из снежинок, а букву З из звездочек. Мальчики будут выкладывать букву С, а девочки — букву З.

Дети работают с раздаточным материалом.

Молодцы, получились очень красивые буквы.

        Физминутка.

Зимой много игр для детей. Какие зимние забавы вы любите? Дети рассказывают о том, как они играют зимой  на улице. Логопед следит за построением фраз и за группой свистящих звуков.

А сейчас мы вместе покажем, во что зимой можно играть.

Логопед читает стихотворение, а дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом и проговаривают повторяющиеся строки.

                            Выпал беленький снежок,

                            Соберемся мы в кружок.

                            Снег, снег, белый снег

                            Засыпает он нас всех.

                            Мы на саночки садимся

                            И под гору быстро мчимся.

                            Снег, снег, белый снег,

                            Мчимся мы быстрее всех.

                             Дети все на лыжи встали,

                             Друг за другом побежали.

                             Снег, снег, белый снег

                             Кружит, падает на всех.

                             Мы из снега ком слепили,

                             Снеговика мы смастерили.

                              Снег, снег, белый снег.

                             Снеговик наш лучше всех.

Физминутка сопровождается показом слайдов.

       Подбор родственных слов. Словообразование.

        Какие похожие слова вы услышали в стихотворении? ( Снег, снежок,         снеговик). А какие еще похожие слова вы знаете? Показ слайда. Дети добавляют слова (снегирь, снежки, Снегурочка). Я скажу вам два слова, а вы из них составьте одно: снег падает...(снегопад). А теперь назовите машину, которая ходит по снегу. (Снегоход). Показ слайдов к сложным словам.

      Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.

      А сейчас представьте, что у меня в руках снежок ( показываю мяч белого цвета ). Я буду бросать вам мяч по очереди и говорить слово, а вы мне мяч возвращаете и называете слово ласково. Снежок холодный, а руки теплые. Чтобы снежок-мяч не успел растаять от тепла, нужно его очень быстро бросить. Четко проговаривайте свистящие звуки в словах. Словарь: зима, мороз, снег, снегирь, сосулька, сугроб, снеговик, звезда, санки, снегоход, узор, Снегурка, синица, забор.

      Дифференциация в словах звуков [С] и [З].

      Давайте вспомним, какие слова я вам называла. Дети вспоминают, логопед выкладывает картинки ( снег, снегирь, звезда, санки, узор,снеговик, забор, сосулька). Теперь нужно каждую картинку положить рядом с буквой С или с буквой З, в зависимости от того, какой свистящий звук в слове вы слышите и говорите. Дети выполняют задание, потом коллективно проверяют результат.

     Подведение итога.

     Все молодцы, старались! Предлагаю вам дома вылепить буквы из пластилина на картоне и нарисовать на альбомном листе зимние картинки к своим буквам. Потом мы сделаем выставку из ваших работ.

   

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия на тему "Зимние забавы"

Программное содержание: Закрепить знание детей о повествовательных монологах, умение ориентироваться в пространстве.Воспитывать желание составлять повествовательный рассказ и определять, какая структу...

Конспект занятия по теме "Зимние забавы"

Педагогический замысел: способствовать закреплению знаний детей о зимнем сезоне.  Образовательная область «Социализация». Задачи:Совершенствовать  у детей навыки игрового взаимодей...

Конспект логопедического фронтального занятия по теме "Зимние забавы" (старшая логопедическая группа)

Расширить словарный запас детей. Закрепить знания о зимних забавах, уточнить признаки зимы. Развивать речь, память, мышление, воображение....

Презентация к занятию по теме "Зимние забавы" младшая группа

И взрослые, и дети очень любят зиму и ждут ее целый год, ведь в это время года есть масса возможностей поиграть со снегом, чем можно развлечь своего ребенка на улице зимой. Подвижные игры на свежем во...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимние забавы».

Формировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы, о зимних забавах...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимние забавы».

Цель:- формировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы, о зимних забавах...