Индивидульный план повышения профессионального уровня учителя логопеда на 2015-2020 год
материал по логопедии по теме

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя - логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения  профессионального уровня

учителя - логопеда Камаевой Р.З.

Тема самообразования: «Формирование правильного звукопроизношения  дошкольников  посредством игровых технологий  и авторских разработок».

Срок выполнения: межаттестационный период с 2015 по 2020 год.                          

Актуальность: Преодоление  нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана.  Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

- развитие моторики речевого аппарата;

- формирование правильного произношения звуков;

- автоматизация и дифференциация звуков в речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

             Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков, которая  возникает по разным причинам:

- недостаточное развитие артикуляционной моторики;

- недоразвитие фонематического восприятия;

- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;

- отклонения в нервно-психической сфере;

- снижение уровня познавательной активности;

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Направления работы:

  1. Организационно – методическая деятельность
  2. Работа с педагогами
  3. Работа с детьми
  4. Работа с семьёй, с родителями и лицами, их заменяющими.

Концепция: Самовыражение, индивидуальный и творческий подход, уважение и любовь к детям, использование инновационных технологий и программ.

Цель: Формирование развивающего стиля деятельности логопеда, отвечающего реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики коррекционно – развивающей направленности в работе.

Задачи:

- повышать профессиональное мастерство коррекционно – педагогической деятельности с целью обеспечения помощи детям в полноценном речевом развитии;

- проводить динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, выявить структуру дефекта  и потенциальные речевые возможности;

- развивать правильное звукопроизношение, фонематические процессы у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи посредством игровых технологий, авторских  разработок и традиционных логопедических методик;

- вовлекать семьи и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями в коррекционно – образовательный процесс;

- совершенствовать сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада в коррекции речевых и сенсомоторных нарушений дошкольников.

-  пропаганда своих профессиональных достижений.

Система логопедической работы в блоках:

  1. Диагностический блок – выявление особенностей и трудностей в речевом развитии ребёнка. Условия:

- систематичность изучения состояния речи дошкольников;

- чёткая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур;

- разнообразие методов и источников сбора информации  (наблюдение за ребёнком, изучение истории раннего развития и условий семейного воспитания, беседы с родителями, привлечение педагога – психолога, невропатолога и др.)

- оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов в «Речевой карте» в количественных и качественных характеристиках;

- разработка индивидуальной программы коррекционно – речевого развития.

  1. Профилактический блок – методическое содействие детям в своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития. Условия:

- совместная деятельность ребёнка со взрослым и сверстниками;

- окружающая среда (правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка);

- правильная речь взрослых (в соответствии возрасту, развитию детей, опора на их опыт, точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, размеренность темпа, громкости).

  1. Коррекционно – речевой блок – своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков в речевом развитии:

- изолированные недостатки фонетической стороны речи, ФФНР, ОНР, недостатки просодической (мелодико – интонационной и темпо – ритмической) организации речи.

Реализация задач: в ходе образовательной деятельности с квалифицированной помощью логопеда, в совместной деятельности педагогов с детьми и работы с родителями воспитанников.        

        Формы работы: индивидуальные, подгрупповые.

Этапы работы:

- Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных звуков – индивидуально.

- Этап автоматизации звука в речи в словах, текстах – в подгруппах из 2-4 детей со сходными проблемами.

- Этап дифференциации в той же последовательности, что и автоматизация.

Индивидуальный план повышения  профессионального уровня

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

1

Изучение нормативно-правовой базы организации работы ДОУ в логопункте с целью оптимизации работы

 2015-2020г.г.

2

Изучение психолого-педагогической,  коррекционной методической литературы, опыта работы учителей-логопедов через интернет ресурсы

2015-2016г.г.

3

Участие в региональных, республиканских методических объединениях учителей-логопедов

по плану МО

4

Курсы повышения квалификации

Один раз в три года

5

 Тематический контроль «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС».

2015-2020 г.г.

6

Распространение педагогического опыта:

- Проведение  открытых  занятий, мероприятий:

- неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»;

- проведение ОД по теме «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»;

- «Создание педагогических пособий»

- Круглый стол

-Мастер-класс для родителей и воспитателей «Как правильно произносить звуки»

- « Праздник чистой речи»

В межаттестационный период с 2015 по 2020г.г.

 Участие в семинарах,  конференциях, проектах, конкурсах, форумах на различных уровнях

2015-2020г.г.

6

Методические публикации в интернет сайтах, конференциях, методических журналах

2015-2020г.г.

8

Оказание дополнительных платных образовательных услуг «Тылсымлы авазлар», «Кызыклы грамматика»

2015–2020г.г.

9

Участие воспитанников в  конкурсах, смотрах, соревнованиях,  мероприятиях, проектах по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме.

2015-2020 г.г.

10

Эффективность работы с родителями воспитанников и лицами, их заменяющими:

- консультации по профилактике  речевых нарушений детей, «На пороге школы», «В мире звуков и букв»,

- семинары «Играем всей семьёй», «Развивающие упражнения для старших дошкольников»

- круглые столы «Уроки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков»,  совместные развлечения «Звуки изучаем – здоровье укрепляем»

- методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников

-  индивидуальные консультации  «В гостях у шипящих звуков», «Артикуляционная гимнастика», «Как увлечь ребенка занятиями по автоматизации звуков»

2015-2020 г.г.

11

Организация развивающей предметно – пространственной среды:

- разработка методических материалов по темам «Речевой материал по закреплению и автоматизацию различных звуков родного языка», «Игры на развитие речевого дыхания», «Пальчиковые игры»

- изготовление дидактических пособий  (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы)

2015-2020 г.г.

12

Использование современных  информационных технологий, мультимедийных средств в  профессиональной  деятельности, образовательной практике:

- мотивация детей, актуализация их знаний с применением аудио -  и видеозаписи  героев сказок , фрагментов мультфильмов;

- обогащение творческой лаборатории электронными презентациями, учебными программами 

2015-2020 г.г.

Литература:

  1. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Докутович В.В., Кыласова Л.Е. Логопедическая служба в дошкольном образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо: ОЛИСС,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015 – 2020 учебный год

Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования становиться повышение профессионального уровня педагогов , соответству...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020 учебный год

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период2015-2020 учебный год...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015 – 2020 год.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015 – 2020 год....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015 – 2020 год.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015 – 2020 год....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020 учебные годы воспитателя Шигаповой Альфии Фахриевны

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период  2015- 2020 учебный годы воспитателя  Шигаповой Альфии Фахриевны...

Индивидульный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда Муратовой Гюзелии Махасимовны на межаттестационный период 2012-2016 г.г.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нар...