Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.
консультация по логопедии на тему

Исанова Любовь Васильевна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически бога-той и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в дошкольном образовательном учреждение и в семье.

Ребёнок  с  хорошо  развитой  речью  легко  вступает  в  общение  с  окружающими, он  может  понятно  выразить  свои  мысли, желания, задать  вопросы, договорится  со  сверстниками  о  совместной  игре. И  наоборот, невнятная  речь  ребёнка  затрудняет  его  взаимоотношения  с  людьми и нередко  накладывает  отпечаток  на  его  характер. К 6,7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой  патологией  начинают  осознавать  дефекты  своей  речи, болезненно  переживают  их, становятся  молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isanova.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.

Подготовила учитель-логопед: Исанова Любовь Васильевна

Понимание  речи  окружающих, собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка.

Речь одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Многие исследователи детской речи А. А. Люблинская, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева и др. считают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи, что всестороннее развитие родного языка должно быть поставлено в основу воспитания.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически бога-той и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в дошкольном образовательном учреждение и в семье.

Ребёнок  с  хорошо  развитой  речью  легко  вступает  в  общение  с  окружающими, он  может  понятно  выразить  свои  мысли, желания, задать  вопросы, договорится  со  сверстниками  о  совместной  игре. И  наоборот, невнятная  речь  ребёнка  затрудняет  его  взаимоотношения  с  людьми и нередко  накладывает  отпечаток  на  его  характер. К 6,7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой  патологией  начинают  осознавать  дефекты  своей  речи, болезненно  переживают  их, становятся  молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для  воспитания  полноценной  личности  нужно  устранить  всё, что мешает  свободному  общению  ребёнка с коллективом. Важно, чтобы  дети  как  можно  раньше  овладели  родной  речью, говорили  правильно, чётко, выразительно. В  семье  малыша  понимают  с  полуслова и он не испытывает  особых  неудобств, если  речь  его  несовершенна. Однако  постепенно  расширяется  круг  связей  ребёнка с окружающим  миром, очень  важно, чтобы  его  речь  хорошо  понимали и сверстники и взрослые.

Ещё  острее  встаёт  вопрос о значении  фонетически  правильной  речи с поступлением  ребёнка  в  школу. С  первого  дня  пребывания  в школе  ребёнку  приходится  широко  пользоваться  речью, отвечать и задавать  вопросы в присутствии  всего  класса, читать  вслух  и  недостатки  речи  обнаруживаются  очень  скоро.

Особенно  необходимым  для  ребёнка  становится  правильное  произношение   звуков  и  слов  тогда, когда  он  начинает  овладевать  грамотой. Между  чистотой  звучания  детской  речи и орфографической грамотностью  установлена  тесная  связь. Младшие  школьники  пишут  преимущественно  так, как  говорят,  поэтому  среди  неуспевающих  школьников  младших  классов, в первую  очередь по  родному  языку  и  чтению, отмечается  большой  процент  детей  с  дефектами  фонетической  стороны  речи.

Практика  логопедической  работы  показывает, что  часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов, это  одна  из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е., Маркова А.К., Усанова О.Н. и др.

А.Н. Гвоздев определил последовательность овладения ребенком структурой слога в онтогенезе.

 Н.С. Жукова соотнесла этапы формирования слоговой структуры слов с возрастными периодами.

Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития детей и, давая характеристику каждому уровню, подробно описала нарушения слоговой структуры слова на  каждом этапе речевого развития.

А.К. Маркова описала виды нарушения слоговой структуры слова, а также провела специальное исследование по особенностям овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи, и предложила методику коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

З.Е. Агранович разработала систему логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.

Но как показывает практика, предложенные системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме, недостаточно используются дидактические игры. Поэтому эта проблема очень актуальна в настоящее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи"

В презентации  представлен опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет грамматически правильной речи...

Значение изобразительной деятельности в формировании личности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить сво...

«Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения».

Данный материал можно разместить в информационный уголок для родителей....

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...

Значение развития фонематического слуха для успешного обучения в школе и его формирование у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной статье говорится о важности развития фонематического слуха у дошкольнико 6 - 7 лет , его значении для успешного обучения в школе и о том, чем грозит его нарушение. Также в статье представлены...

Методическая разработка для педагогов и родителей:"Игры и упражнения по формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя речи"

Методическая разработка учителя-логопеда на тему: "Игры и упражнения по формированию у детей  дошкольного возраста грамматического строя речи"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 ...

Формирование у детей дошкольного возраста грамматически правильной речи

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация:«Формирование у детей дошкольного возраста грамматически правильной речи".Грамматический строй речи — это взаимодейс...