Индивидуальный план самообразования учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны
проект по логопедии на тему

Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны

Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Актуальность

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика.

Для повышения качества развития артикуляционной моторики и выработки правильного артикуляционного уклада возникла необходимость внедрения в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество коррекционного процесса, повысить мотивацию детей к формированию артикуляционной моторики, ускорить процесс автоматизации нормативного звукопроизношения. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме  повысить качество и результативность коррекционно-образовательного процесса.

2. Цель и задачи  

2.1 Цель

Разработать и внедрить электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, ориентированный на повышение эффективности процессов выработки правильного артикуляционного уклада.

2.2 Задачи:

1.Изучить требования ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы  по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Разработать комплект презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

3. Реализовать комплект презентаций на практике для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

4. Оценить эффективность применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.

2.3 Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

2.4 Объект исследования интерактивная среда

2.5 Предмет исследования использование интерактивной среды в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста при формировании артикуляционной моторики

3. Проектное решение

В связи с тем, что использование ИКТ в ДОУ является новой и только внедряемой инновационной технологией, разработанных и широко используемых презентаций по формированию артикуляционной моторики еще недостаточно. Поэтому перед нами встал вопрос разработать комплект электронных презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта 09.2015г.-06.2020г.

4.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 09.2015г. по 08.2016г.)

2. Основной (с 09.2016г. по 05.2020г.)

3. заключительный (с 05.2020г. по 06.2020г.)

       4.3 Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Подготовительный этап

Изучение требований ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы  по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

МАДОУ

09.2015г. -08.2016г

Обработка имеющейся по данному вопросу литературы и методических пособий.

МАДОУ

09.2015г.-

08.2016

Создание комплекта презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

МАДОУ

11.2015г.-

08.2016г.

Основной этап

Использование разработанного комплекта электронных презентаций

МАДОУ

с 09.2016г. по 05.2020г.

Распространение педагогического опыта:

- Проведение  открытых  занятий, мероприятий:

- неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»;

- проведение ОД по теме «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»;

- «Создание педагогических пособий»

- Круглый стол

-Мастер-класс для родителей и воспитателей «Как правильно произносить звуки»

МАДОУ

МО

2015-2020 г.

Эффективность работы с родителями воспитанников:

- консультации по профилактике  речевых нарушений детей

- семинары «Занимаемся всей семьёй», «Развивающие упражнения для старших дошкольников»

- круглые столы «Сказки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков»,  

- методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников

-  индивидуальные консультации

МАДОУ

2015-2020 г.

Заключительный этап

Оценка эффективности применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.

МАДОУ

МО

с 05.2020г. по 06.2020г.

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

1 Повысить эффективность правильной выработки артикуляционного уклада.

2 Повысить мотивацию детей к правильному выполнению артикуляционных упражнений.

3 Увеличить качество выполнения артикуляционных упражнений, для облегчения этапа постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков.

4 Ускорить этап автоматизации нормативного звукопроизношения.

7. Заключение

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.  

Разработанный и внедренный электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями повышает эффективность процессов выработки правильного артикуляционного уклада для произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Список использованных документов и источников информации

Буденная Т. В. –  Логопедическая гимнастика. –  Детство-Пресс. – 2009

Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2012 г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – ГНОМ и Д. – 2011

http://shel-mkdoy19.moy.su АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ

http://www.myshared.ru Артикуляционная гимнастика Автор: учитель- логопед Савченко С.Г.

http://sad2542.mirastem.ru Артикуляционная гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год

Тема:  « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда

Индивидуальный план самообразования           на 2014 – 2015 учебный год...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ШАБАРДИНОЙ Ю.Н. НА 2017-2018 у.г.

Тема:«Устранение речевых дефектов дошкольников через развитие  мелкой и артикуляторной моторики с тяжелыми нарушениями речи».Актуальность выбранной темы:Нарушения    зв...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда

Индивидуальный план самообразования...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Индивидуальный план работы учителя – логопеда Шакировой Диляры Мирбатовны в межаттестационный период

Индивидуальный план работы учителя – логопеда Шакировой Диляры Мирбатовны в межаттестационный период 2019 – 2022 гг....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме: «Формирование навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...