Крупная польза мелкой моторики
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Орлова Елена Геннадьевна

В настоящее время у большинства современных детей наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, подметать, мыть полы, чистить и выбивать ковры и многое другое. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной прокеции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.  В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krupnaya_polza_melkoy_motoriki.docx624.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ» 

H:\ВСЕ ФОТО\Фото\Детский сад\DSC00322.JPG

«Представление, что при любом двигательном тренинге…

 упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным

и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н.А. Бернштейн.

В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?

       Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

Так почему же падает уровень речевого развития? Ответьте на этот вопрос сами…

Две значимых моторики.

      Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, а крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).

Остановимся подробнее на мелкой моторике.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

       В настоящее время у большинства современных детей  наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук.  

       Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

          http://images.myshared.ru/337980/slide_9.jpg

       Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

       Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

       Народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие.

       Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению! Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.

Что же делать, если вы обнаружили

плохое развитие мелкой моторики руки  своего ребенка?

       Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то, полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

        Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты. Собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).

                    H:\ВСЕ ФОТО\Фото\Детский сад\Фото к семенару\167.JPG                      https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTeK3TL8JndWuHanLzOzd0j6j278_8fnk2ynvc64cDxr618bF7C

  1. Помогать перебирать крупу, вытирать пыль, ничего не упуская. Включать и выключать свет. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  2. Играть с мозаиками и пазлами. Собирать конструкторы.
  3. Лепите вместе из пластилина.

               H:\ВСЕ ФОТО\Фото\Детский сад\DSC00317.JPG            H:\ВСЕ ФОТО\Фото\Детский сад\DSC00342.JPG   

  1. Рисовать! Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру.   Вырезать из бумаги разные фигурки.  

                                           H:\ВСЕ ФОТО\Фото\Детский сад\DSC00318.JPG       

  1. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  2. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  3. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  4. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
  5. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

          H:\ВСЕ ФОТО\Фото\Детский сад\DSC00332.JPG        H:\ВСЕ ФОТО\Фото\Детский сад\DSC00328.JPG

Внимание, взрослые!

       Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания, удерживаться от обвинений в адрес малыша: «Что у тебя за руки-крюки?!» и не злиться, когда очередная деталь сервиза будет разбита. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не при чем. Особое внимание развитию навыков руки ребенка должны уделять родители, чьи дети не посещают детский сад. В детских дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели большую часть времени уделяют занятиям на мелкую моторику: дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами. Все это – залог успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"...

Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики".

Две значимых моторики.Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – д...

Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики".

Консультация для родителей"Крупная польза мелкой моторики"....

"Крупная польза мелкой моторики"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"

Все ли родители догадываются, что многие способности ребенка скрыты в пальчиках его рук? Своевременное развитие мелкой моторики пальцев рук - это начало успешного полноценного развития малыша и станов...

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...