Дыхательная гимнастика с использованием нестандартного оборудования
статья по логопедии по теме

Выдувание через трубочку воздушной струи на цветную соль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика  с использованием

нестандартного оборудования

Андреева Г.С., Колесова В.В.

ГБДОУ №42 Пушкинского района,

Санкт-Петербург, Россия

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дети дошкольного возраста выполняют упражнения дыхательной гимнастики охотнее, если она проводится с использованием пособий и различных атрибутов. Традиционно в работе по развитию дыхания используется  сдувание, дутье на различные легкие предметы, надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей.  

Сдувать легкие предметы или дуть в воду, образуя пузырьки, можно и при помощи обычной коктейльной трубочки. Такие игры вызывают особый восторг у дошкольников. Выдувание через трубочку воздушной струи не только способствует формированию плавного, продолжительного выдоха, но и укрепляет мышцы губ.

Идея использовать технику выдувания через трубочку на цветную соль возникла в процессе работы с песком.  Специально для песочной терапии было изготовлено оборудование в виде  рабочего стола с высокими бортами и подсветкой. В дальнейшем, чтобы заинтересовать детей и разнообразить занятия, для рисования применили пищевую соль, которую покрасили в разные цвета пищевыми красителями.

В такой работе можно использовать и обычные коробки или контейнеры с высокими бортиками. Также необходимы одноразовые трубочки, можно использовать мелкую атрибутику по лексическим темам, картинки небольшого размера.

Перед началом занятий по развитию дыхания с помощью выдувания через трубочку  нужно обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

1. Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

2. Выдыхай через рот медленно и плавно, не надувай щеки.

3. Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой.

Необходимо также объяснить ребенку, что нельзя втягивать воздух в себя через трубочку. Такая подготовительная работа по формированию навыков диафрагмального дыхания проводится индивидуально с каждым ребенком, затем с подгруппой детей. На подготовительном этапе используются традиционные игры и упражнения по развитию дыхания.

На  начальном этапе обучения выдуванию воздушной струи через трубочку детям даются простые задания, не требующие длительного выдоха. Например, выдувание в цветной соли или песке небольших углублений, ямок, кружочков, коротких прямых линий.

В дальнейшем, в процессе освоения детьми техники выдувания через трубочку, когда продолжительность выдоха увеличивается, задания усложняются. Ребенку можно предложить нарисовать с помощью воздушной струи разнообразные геометрические фигуры, длинные и изогнутые линии, буквы и цифры.

Игры и упражнения подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Можно подбирать игры в соответствии с лексическими темами, запланированными на год. Например:

Осенние темы: сделать грядки для овощей, нарисовать к каждому жёлудю веточку, собрать грибочки, провести дорожку к домику. Морская тематика: найти и соединить линиями рыбок (морских коньков, ракушки). Новогодняя тема: нарисовать ёлочку, после чего можно «повесить» новогодние игрушки на веточки. Весна: нарисовать солнышку лучики, листочки на дереве и т.п.

Параллельно с развитием дыхания отрабатываются лексико-грамматические категории. Например: «Сколько яблок на яблоне? Сколько жёлтых яблок (красных, зелёных)? Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока» и т.д. Дифференциация понятий «фрукты» – «овощи»: найти и обвести линией с помощью выдувания через трубочку только овощи (или только фрукты).

Помимо выдувания линий, дорожек, можно использовать игру «Найди, что спрятано?».  Для этого следует насыпать соль сверху на картинки. Ребенок сдувает соль через трубочку с поверхности картинки. Если частички соли  всё ещё остаются на  изображении, закрывая его, то можно попросить ребенка угадать, что нарисовано. Таким образом, параллельно идет работа по развитию зрительного восприятия. Кроме того, эти игры можно объединить: соединить линиями картинки, и после этого найти то, что спрятано.

Подобные  занятия очень увлекают детей, и они с удовольствием самостоятельно рисуют на соли с помощью выдувания через трубочки.  Такую дыхательную гимнастику можно использовать не только в отдельных играх и упражнениях, но и включать в целые сказки.

Таким образом, дыхательная гимнастика с помощью выдувания воздушной струи через трубочку на цветную соль способствует не только формированию физиологического дыхания у детей, но и  познавательно-речевому развитию, а также позволяет разнообразить занятия, тем самым повышая интерес дошкольников к образовательной деятельности.

Список литературы:

1. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.

2. Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с использованием нестандартного оборудования

                           Спасём Винни-пуха...

Спортивное развлечение «Кабы не было зимы» с использованием нестандартного оборудования (для детей старшей группы) Инструктор по физич

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида № 66 «Журавушка» «Кабы не было зимы»спортивное развлечениес использованием нестандартного оборудования(...

использование нестандартного оборудования и элементов ЛФК на физкультурном занятии

Как правильно использовать нестандартное оборудование и элементы ЛФК на физкультурных занятиях...

Создание условий для физического развития детей через использование нестандартного оборудования

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!". Сохранение и укрепление здоровья ребенка- первооснова его полноценного развития....

Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)

Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...

"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"

Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.   Можно без особых затрат обновить игровой инвен...

Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.»

Мастер – класс«Использование здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.»...