Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.

Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. Особенно импонируют беседы с куклами детям. Для ребенка именно игрушки – наперсники, как с равными общаешься без напряжения. Да и взрослые не без удовольствия возвращаются к своей открытой детской сущности.

Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_chast_art_terapiya_iz_raboty.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

§1.Сущностная характеристика куклотерапии как одного из

видов арт-терапии……………………………………………………………….5

         §2.Состояние и развитие проблемы использования

куклотерапии для коррекции речевых нарушений в дошкольном

возрасте………………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………...16

Литература……………………………………………………………….17

Введение

Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы: от психологических до сексуальных.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.

Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. Особенно импонируют беседы с куклами детям. Для ребенка именно игрушки – наперсники, как с равными общаешься без напряжения. Да и взрослые не без удовольствия возвращаются к своей открытой детской сущности.

Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии.

Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Как показывают исследования, первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Дети с нарушениями  речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Важным моментом является владение воспитателем различными эффективными коррекционными методами, в число которых входит и куклотерапия.

Задачи:

1.        Рассмотреть проблему использования куклотерапии для коррекции речи в современных условиях.

2.        Рассмотреть характеристику куклотерапии как одного из видов арт – терапии

§1.Сущностная характеристика куклотерапии как одного из видов арт-терапии.

В последние годы в специальном образовании заметно усилился интерес к использованию арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Из работ многих авторов (Е. Ю. Рау, Ю.Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т.А.Добровольской, О.А. Карабановой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой и др.) известно, что использование арт-терапии существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка.

Арт-терапия - это использование самых разных видов искусства в лечебно-коррекционных целях. Например, изобразительного искусства, когда пациенты под руководством арт-терапевта занимаются живописью, но не для того, чтобы стать художниками, а чтобы изжить в себе какие-то комплексы, выплеснуть и переосмыслить те или иные переживания. Обрести внутренний покой и душевное равновесие. Существуют ассоциации арт-терапевтов. Например, Международное общество арт-терапевтов и арт-педагогов «Метаморфоза», которое объединило в своих рядах врачей, психологов и педагогов, использующих такие виды искусства, как живопись, театр, оригами, керамику, компьютерную анимацию и т. п.

Существуют разные виды арт-терапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др.

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые осуществлялись  в разных видах деятельности.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.

Показания для применения метода «Куклотерапии»:

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность,

- неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.

В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Кукла – одна из самых древних игрушек. Ее роль в жизни малыша совершенно особая: это и безотказный партнер по играм, и воплощение идеального друга, который все понимает и не помнит зла. А еще – это уникальная «актриса», которая с легкостью вживается абсолютно в любой образ. Отношение к кукле у ребенка очень эмоциональное.

Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

В практике куклотерапии ярко выражено театральное начало. Она построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей».

Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой.

Сторонники индивидуальной работы устраивают для пациента своеобразный «театр одного актера». В таком случае врач предлагает выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Многое поведает уже сам выбор куклы пациентом. Скажем, зайка может говорить о страхах, волк – об агрессивности, а «непонятную фигуру с глазами» (что-то вроде куба с лицом) и вовсе выбирают расторможенные психопаты. В процессе сеанса психотерапии пациенту могут предложить сменить куклу, чтобы он попробовал сыграть другую роль.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Пациент надевает на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа «Добрый день» или «Который час?». Забавно, что эти виды куклотерапии используются и в терапии самих психотерапевтов, у которых из-за частой встречи с человеческими страданиями нередко развивается «синдром эмоционального выгорания».

Искусствоведами выделены разные виды театральных кукол.

1. Одни из простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки.

2. Еще проще устроены куклы «на палочках»: ножки и ручки у такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны.

3. Есть куклы, которые можно только передвигать. Их используют в особых кукольных театрах, называемых на Украине «вертепами», а в Польше - «шопками». Это двух - или трехэтажные ящики с открытой передней стенкой. Между этажами сзади можно просунуть руку и этой рукой сквозь щели в полу каждого этажа водить куклу. А кукла может только передвигаться с помощью кукольника и взмахнуть рукой, если дернуть за нитку.

4. Существуют куклы, которые называются тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям.

Перчаточные и тростевые куклы называют еще  «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловод за ширмой его не видно.

5. Есть куклы, которыми актер - кукловод управляет сверху. Он стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которого отходят нитки. Ниток бывает много. Ведь кукле приходится делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать глазами, руками. Их еще называют куклами - марионетками.

6. Есть еще один вид кукол, которыми управляют сверху. Ниток у них немного, одна - две, чтобы взмахнуть кукольной рукой. В голове куклы палка. Ноги болтаются сами по себе, но можно палкой так раскачивать куклу, что ноги у неё начинают шагать. Куклы большие, тяжелые, одеты в блестящие доспехи, со щитами и мечами.

7. А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках и тростях. Они плоские вырезанные из картона или кожи. Очень сложно и аккуратно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии.

8. Во Вьетнаме существует театр на воде. Под водой, на небольшой глубине, длинная бамбуковая палка. На одном ее конце деревянная кукла, другой - держит кукольник. Он стоит, покалено в воде отгороженный пленкой ширмой от зрителей, находящихся на берегу.

9. Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, может появиться дракон - огромная кукла, метров 15 длинной. В Италии или Южной Америки во время карнавалов можно увидеть огромные, до 10 метров в высоту, надувные резиновые куклы.

Куклотерапия как часть игровой терапии имеет большие возможности в работе с детьми в целях профилактики дезадаптивного поведения. Такая коррекция, как отмечают исследователи (А.И. Захаров, 1986; А. Спиваковская, 1988,  Осипова А, 2003 и др.), достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, в которых оказываются дети.

Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.

§2.Состояние и развитие проблемы использования куклотерапии для коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, чье психическое развитие отстает в той или иной степени от возрастной нормы. Дети имеют сниженный объем памяти, отстает словесно-логическое мышление, в то время как наглядно-образное нарушено меньше, значительно отстает от нормы речь. Как следствие интеллектуальные функции формируются с опозданием.

Учитывая специфику контингента детей, необходимо определить средства и способы коррекции нарушений у детей (поведения, речи, эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер):

- психотерапевтическое воздействие, связанное с мышечным расслаблением, снятием психоэмоционального напряжения, создание обстановки доверия и принятия, внушением желаемого настроения;

- психотерапевтическое воздействие, связанное с организацией группового взаимодействия детей: беседы, игры на сюжет народной сказки.

В коррекционно-развивающей работе с детьми логопедической группы задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Коррекционная работа предполагает:

Воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы;

Непосредственное взаимодействие с ребёнка с куклой;

Лечебные этюды;

Лечебные спектакли.

Коррекционная развивающая работе должна содержать следующие задачи:

- снижение напряженности связанной с тревогой, робостью и аффективностью;

- выработка новых конструктивных способов поведения в затрудненных для ребенка ситуациях: овладение вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта, формирование нового опыта взаимоотношений, самоконтроля;

- повышение у ребенка уверенности в себе, развитие самопринятия и принятия других;

- речевое развитие, дающее возможность компенсировать недостатки общения.

Выделяется несколько аспектов куклотерапии, используемые в работе с детьми с недостатками в развитии речи.

Диагностический аспект. В комплексе с методами психологической диагностики куклотерапия дает объективный материал для оценки индивидуальных способностей в развитии речи.

Катарсический аспект. Отреагирование подсознательных аффектов и комплексов у детей происходит во время присутствия их в качестве зрителей на спектакле, содержание которого отражает в драматической или  трагической форме типичные возрастные проблемы.  Метафорический характер сценического действия, заложенный в самой специфике кукольного представления, облегчает перенос ребенком своих внутренних переживаний на символический объект по усвоенным ранее механизмам.

Поведенческий аспект. Десенсибилизация нарушенной реакции на публичное выступление достигается в процессе систематических репетиций. Например, во время репетиций кукольно-театрального спектакля при коррекции невротического заикания, неуверенности в произнесении монолога, ширма постепенно опускается на более низкий уровень, вплоть до того, что, в конечном счете, ребенок, работающий с куклой, оказывается отделенным от зрителей лишь каркасом.

За счет многократного повторения насыщенная положительными эмоциями игра в кукольном театре позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее грамматических навыков.

Воспитательный и развивающий аспект. Не будучи непосредственно направленным на ликвидацию конкретных симптомов и разрешение психогенных механизмов нарушения, этот аспект нацелен на дизонтогенетическое проявление в форме общей или парциальной незрелости личности или отдельных психических свойств. Воспитание чувств через специально написанные для этих целей произведения, знакомство с ними, вживание в образы героев в процессе инсценировки формируют речевые обороты, обращения, монолог, диалог.

Важным воспитательным моментом является формирование и удовлетворение творческих потребностей детей, опирающееся на их индивидуальные способности и социально положительные качества, выявленные в процессе диагностики. Реакции, связанные с участием в работе кукольного театра, компенсируют неудовлетворенность в других жизненных сферах.

Коррекционно-педагогический аспект. Куклотерапия положительно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, внутренней и внешней речи, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, тонкой моторики, чувства ритма, координации движений и др. Занятия с куклами строятся на дидактических принципах, что позволяет обеспечить освоение детьми навыков счета, письма, чтения.

Суггестивный аспект. Использование куклы в качестве объекта, через который осуществляется косвенное внушение наиболее актуально и действенно в раннем и дошкольном возрасте. Обязательным требованием при ее применении в качестве носителя коррекционного внушения является сохранение магического значения, что исключает использование данной куклы по прямому игровому назначению, а также убежденности родителей в реальности кукольного героя.

Педагоги и психологи (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.) отмечали, что в игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, чувства им переживаемые, вполне реальны, и таким образом игра заключает в себе большие воспитательные возможности, а роли и правила могут способствовать развитию личностных качеств ее участников. Куклотерапия представляет собой уникальный опыт для социального развития ребенка, давая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым и другими детьми. В таких играх происходит социализация детей, развиваются позитивные межличностные отношения, происходит более адекватная адаптация детей.

Ребенок с психоречевыми нарушениями, самостоятельно работает с трудом. В силу того, что у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам, ему требуется помощь педагога, его ориентировка. Такие дети обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, т.е. быстро устают в течение дня. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, а утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении занятий. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на занятии, могут, встают, ходят по группе детского сада, выбегают в коридор. Во время отдыха и игр дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи, с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в усвоении знаний.

Дети  с функциональными  отклонениями в  состоянии  ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, неуважительное отношение со стороны воспитателя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

В занятия куклотерапии включают разнообразные приемы активизации различных компонентов креативности, что позволяет детям развивать воображение и мышление. Расширение двигательного опыта детей – важнейшее условие компенсации недостатков интеллектуальной и моторной сфер развития.

Поскольку дети с ОНР отличаются импульсивностью, психомоторной расторможенностью, но при этом у них отмечается робость, у них часто преобладает пониженный фон настроения. В этой ситуации важно поддержать ребенка, помочь ему осознать свои недостатки и достоинства, принять себя. Соблюдение норм поведения, благодаря постоянной положительной поддержке и обратной связи от взрослого начинает восприниматься ребенком как нечто положительное само по себе и обязательное условие отношений с окружающими.

В работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения развития, успешно применяется метод ролевой игры с использованием кукол, кукольного театра. Подбор ролей происходит с учетом особенностей поведения конкретных детей. Детям предоставляется возможность разобраться в условных обстоятельствах заданных сюжетом народной сказки разобраться со своими личностными проблемами, получить новый опыт отношений, осознать полярные нравственные понятия. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать с сюжетом сказки, они могут добавить что-то в сюжетную линию, изменить по желанию характер героя, изменить финал знакомой сказки. Так  достигается совершенствование и развитие эмоций в игре, развитие диалогической речи, появления внутренней саморегуляции в поведении.

Куклотерапия в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи психологами и педагогами предлагается использоватьчерез театральную деятельность, речевые игры и как элемент психодрамы, игротерапии, сказкотерапии.

В театральной деятельности, психодраме, игротерапии и  сказкотерапии буквально организуются импровизированные и организованные спектакли, которые имеют счастливый конец.

Речевые игры с использованием куклотерапии направлены на развитие речи. Они расширяют кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух,  координацию движения со словом.

Таким образом, куклы могут многое - и учить, и лечить, и корректировать, но только если попадают в добрые руки.

Заключение

Метод куклотерапии  имеет огромное значение в развитии речи и положительных эмоций детей, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Куколотерапия позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Для эмоционального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами куклотерапии определены следующие условия.

Психологические:

• создание эмоционального комфорта в  процессе развивающей деятельности;

• учет   индивидуальных и возрастных особенностей старших дошкольников.

Педагогические:

• создание предметно - развивающей среды, направленной на развитие речи средствами кукольного театра;

• обогащение речевого и эмоционального опыта детей через   формы куклотерапии;

• проведение упражнений с детьми по усвоению техники кукловождения.

Литература

  1. Вакулено Ю. А. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет, - Волгоград: учитель, - 2010
  2. Гуськова А.А. развитие монологической речи детей 6-7 лет, - Волгоград: Учитель, - 2011.
  3. Жукова Р.А. Театрализованная деятельность, - Волгоград: Корифей, - 2010.
  4. Захаров А. - Неврозы и их коррекция у детей, М.,2011.
  5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2010
  6. Осипова А.А. – Общая психокоррекция. М., 2011.
  7. Спиваковская А.С. - Нарушение игровой деятельности, М., Изд. МГУ, 2010.
  8. Театр кукол и игрушек в детском саду/ сост. О.П. Власенко, - Волгоград: учитель, - 2012.
  9. Щеткин А.В. театральная деятельность в детском саду, - М.:Мозаика-синтез, - 2012.
  10.  Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство // Начальная школа – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

Во время мастер-класса родители знакомятся с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений в домашних условиях. Родители вместе с детьми практи...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Не...

Методическая разработка «Использование нейромячиков в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке представлена серия игр и упражнений  с нейромячиками (кинезиологическими мячами), направленных на развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики, фонематического ...