Конспект занятия по обучению грамоте у детей с ОНР "Звук С"(на материале лексической темы "Зима")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Абдураимова Наталья Викторовна

Закрепить изолированное произнесение звука С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_s.docx157.6 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
                  «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области



                                                 
Методическая разработка по теме
                «Педагогическое мастерство в коррекционно — развивающей работе»
                                                               
   Конспект
                                            по обучению грамоте у детей с ОНР
                                   «Звук С(на материале лексической темы «Зима»)
                                              (подготовительная  логогруппа)






                                                                                                 

1111114ег-600x450

                                                                                                 

                                                                                                        Учитель - логопед:
                                                                                         Абдураимова Наталья Викторовна
                                                                                        Томская область, Верхнекетский район
                                                                                         р.п Белый Яр, ул. Чапаева, 7 (2-10- 45)

                                                                 

                                                       р.п.Белый Яр

                                                             2015

                                                        Пояснительная записка

Проблема преодоления общего недоразвития у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество идей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознования квалифицированной диагностики выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющие речевые нарушения.

Для детей с ОНР характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов. Мало слов, характеризующих качество, признаки, недостаточное количество обобщающих слов. Одним из типов лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте: замена целого частью, названия действия, названия признака. Не знают оттенков цветов, плохо различают и формы предметов. Характерезуя величину предмета, используют, как правило, понятия большой-маленький, которые заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Недостаточная ориентировка в звуковой форме слов лежит в основе неправильного усвоения морфологической системы. Много ошибок в употреблении суффиксов, приставок и окончаний. Это затрудняет расширение словарного запаса, подбор однокоренных слов и делает речь детей бедной и стереотипной.

В грамматическом строе речи наблюдаются стойкие ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных, ошибки в согласовании числительных с существительными. Характерно также неправильное употребление предлогов.

Отмеченные недостатки в употреблении лексики и грамматике с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи( пересказ, составлении рассказов, различных типов). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением действий или ошибаются в логической последовательности, особенно во время пересказа и пропускают целые части рассказа. Рассказ-описание мало доступен детям, обычно они ограничиваются перечислением нескольких свойств(лимон-желтый, кислый). В составлении рассказа используют простые мало распространенные предложения. Допускаются ошибки в согласовании и управлении.

У детей с ОНР наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушение слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом, в различении акустически и артикуляторно близких звуков, отсюда недостаточная сформированность фонематического восприятия. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

1.Закрепить изолированное произнесение  звука С;

2.Развивать умение произносить звук С в прямых слогах;

3.Познакомить с понятием «слог».

Коррекционно-развивающие:

1.Формировать длительную непрерывную воздушную струю;

2.Развивать умение кодировать и декодировать информацию, использовать наглядные модели;

3.Закрепить представления по теме «Зима».

Коррекционно-воспитательные:

1.Развивать доброжелательность и выдержку.

Планируемые результаты(целевые ориентиры):

1.Сформировать длительную воздушную струю;

2.Закрепить артикуляционный уклад звука С;

3.Закрепить произношение звука С в слогах.

Оборудование: счетные палочки, бумажные снежинки, сюжетная картина «Зима», интерактивная игра «Ветерок» из альбома дошкольников Л.А.Комаровой «Автоматизация звука С в игровых упражнениях, наглядные модели звуков С,А,О,У, Ы, предметные картинки: лопатка, горка, лиса, усы, часы, колесо, оса, бусы, санки, схема-образец для выкладывания из палочек предмета, магнитофон, диск с мелодией.

                                                                       Ход занятия

1.Создание мотивационного поля

Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.

Приветствие

«Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, я».

Введение в игровую ситуацию

Логопед загадывает загадку.

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я (ЗИМА)

Детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку ЗИМА.

Упражнение «Снег»(на развитие мимических мышц лица):

Закройте глаза. Представьте себе, что с неба падают снежинки. А вы их ловите ртом.

А теперь снежинка упала на правую щечку-надуйте ее.

Упала на левую щечку-надуйте ее.

Упала на носик-наморщите его.

Упала на лоб-пошевели бровями.

Упала на веки –поморгай глазами.

Снег закончился, откройте глазки.

Дыхательная гимнастика «Ветерок» (выработка центрально-направленной воздушной струи, дифференциация вдоха и выдоха: вдох носом-выдох ртом):

В какие игры дети играют зимой? (Играют в снежинки, катаются на лыжах, лепят снеговика и др.)

Поиграем со снежинками, подуем на них.

Логопед кладет каждому ребенку на ладошку бумажную снежинку.

                       Падает снежинка на мою ладошку.

                       Ты не тай, снежинка, подожди немножко.

Дети 3-4 раза сдувают снежинки с ладошки.

Артикуляционная гимнастика (укрепление мышц артикуляционного аппарата, закрепление правильного артикуляционного уклада автаматизируемого звука):

Дети садятся на стульчики за стол.

Много выпало снега, возьмем «лопатки» и расчистим дорожки.

Логопед показывает детям предметную картинку ЛОПАТКА

Дети выполняют в несколько подходов под счет до 5 артикуляционное упражнение «Лопатка».

Затем логопед показывает детям предметную картинку ГОРКА.

                         Вот так горка, что за чудо!

                         Выгнулся язык упруго.

                         Кончик в зубы упирается,

                         Бока к верху поднимаются.

Дети выполняют в несколько подходов под счет до 10 артикуляционное упражнение «Горка».

2.  Артикуализация знаний.

На столе интерактивная игра «Ветерок» из альбома дошкольников Л.А.Комаровой «Автоматизация звука С в игровых упражнениях».

Сегодня мы будем кататься с горки.

Вспомните, какой звук помогает нам скатиться с горки?(С-СС).

Губы растянуты в улыбке.

Кончиком языка упереться в нижние зубки.

Воздухом при произнесении звука холодный.

Логопед вместе с детьми зарисовывает модель звука С на корточке.

При этом дети могут себя проверить: произносят звук и подносят ладонь ко рту.

Интерактивная игра «Ветерок»

Логопед предлагает ребенку скатиться с горки:

Садись, Ваня, на санки. Скатись с горки.

                                         Санки как ветер мчатся с горы,

                                          Вместе с ними ты посвисти.

Ребенок «съезжает» с горки, четко произносят изолированный звук С-С-С-С-С-С.

Молодец, Ваня. Хорошо растягивал губы в улыбке, ветерок звучал правильно.

Дети по очереди несколько раз «съезжают» с горки, четко произносят С.

3.Окрытие детьми нового знания.

Логопед выкладывает на стол наглядные модели гласных звуков А,О,У, Ы.

Звуку С стало скучно одному кататься с горки, и он пригласил покататься другие звуки.

Дети, вы узнали эти звуки? Произносите их.

Дети показывают на наглядные модели гласных звуков и произносят их.

Логопед выкладывает внизу горки наглядную модель звука А и дает детям речевой образец:

Звук С «съезжает» с горки и встречает звук А. (СССА).

Что у нас получилось?(СА). Нам понятно, что это?

А если я скажу САНИ (картинка) вам понятно ?

СА- это часть слова (слог). Если согласный звук дружит с гласным, то получается СЛОГ.

Когда звук Сдружит со звуком А, получается слог.

Дети по очереди несколько раз «съезжают» с горки, четко проговаривая слог СА. Логопед каждый раз закрепляет новое понятие СЛОГ.

Сколько звуков ты произнес?(два звука: С, А).

Какой «слог» получился?

Затем внизу горки поочередно выкладываются другие наглядные модели гласных звуков.

Дети несколько раз «съезжают» с горки, четко проговаривая слоги: СО,СУ, СЫ, закрепляя понятие СЛОГ.

4. Самостоятельное применение нового знания на практике

Игра «Здравствуй пальчик»

Логопед и дети встают в круг.

На горку пришло много детей ( логопед показывает пальцы руки). Послушайте, как они разговаривают: СА-СА-СА-СА (логопед поочередно соединяет большой палец с остальными, начиная с указательного). И вы покажите, как дети разговаривают.

Проговаривая слоги СА, СО, СУ, СЫ.

Дети удивились: СА-СО-СУ-СЫ? (логопед поочередно соединяет большой палец с остальными, начиная с указательного). Покажите, как удивились дети (дети повторяют).

А затем дети обрадовались, вот так: СУ-СА-СЫ-СО!

Дети произносят за логопедом слоги. Можно соединять пальцы на правой или левой руке, или одновременно на двух руках.

Игра «Будь внимателен».

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимательным». А, что значит быть внимательным ?(ответы детей).

Произноси слог столько раз, сколько: тебе лет, услышишь хлопков, санок на рисунке.

Игра «Закончи слово»

А сейчас мы узнаем, кто самый догадливый. А , что значит быть догадливым?

Логопед показывает предметную картинку.

Я начну, а ты закончи:

Ли(са), о(са), коле(со), у(сы), ча(сы), бу(сы).

Дети заканчивают слова слогами: СА, СО, СУ, СЫ.

Выкладывание из палочек по образцу «Сани»

Посмотрите на картинку. На что похоже?

Из чего можно выложить по образцу из палочек предмет-САНИ, звучит спокойная мелодия.

Посчитайте, сколько палочек вы взяли?(дети считают). Молодцы, дети. Сани получились, как на картинке.

5. Рефлексия (итог).

А теперь пора домой. Какой звук нам помогал кататься с горки? Какие слоги ты запомнил? Чему ты научился? За что себя похвалишь? Что тебе удалось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

конспект занятия по обучению грамоте для детей с онр в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной логопедической группеТема:"Звуки (Д) (дь) и буква Дэ....

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"

На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...