" Речь дошкольников с ОНР".
статья по логопедии (старшая группа) по теме

В статье раскрывается состояние фонематического, грамматического и лексического строя дошкольников с ОНР".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние речи дошкольников с ОНР.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Она возникает - при условии общения ребёнка со взрослыми.

При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близкими для него взрослыми (матерью).

Потребность в общении формируется во взаимодействии ребёнка с окружающими людьми.

Современный ребёнок к 4, 5 -6 годам должен овладеть всей системой родного языка – говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

    Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова в фразы и  произнесения вместо слов  отдельных звукоподражаний (му-му, ту- ту) до  развёрнутой речи с элементами фонетико- фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы фонетической, лексической, грамматической. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей -1- ый, самый высокий  3 - ий.

Охарактеризуем речь детей с 3-им , наиболее типичным уровнем речевого развития.  В 5-летнем возрасте  словарный запас таких детей составляет примерно 2,5 -3 тысячи слов. В них отсутствуют или же присутствуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, признаков.

В грамматическом строе распространены ошибки:

- в употреблении предлогов – в, к, с (со), из-под, из-за, над, под, через).

(Платок лежит карман). (Мама взяла книгу от полки).

- в согласовании различных частей речи (подошёл к два коня), (заботился о ёжика).

- в построении предложений (Шёл Петя грибы лес собирать.)

В фонетическом плане дети:

- неправильно произносят 10 и больше звуков, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твёрдые звуки, гласные, а также звуки с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ, л-р и т. д.

- искажают слоговую структуру слова и звуконаполняемость слов

(водопроводчик—давотчик, магнитофон - матафон, восп-ца- питатифа).

- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию

(кот-кит-ток, бык- бак-бок).

В связной речи отражаются естественно все перечисленные особенности. Однако развёрнутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние , а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. При пересказе заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Пример рассказа по картине 5-летнего ребёнка с ОНР (3 уровень)

«Дети фепили снегока. Дети катавифа на их гойки. Питатифа повава детёф фат»

На 2- уровне речевого развития ошибки языковой ссссистемы грубы и стойки.

На 1-м уровне связная речь отсутствует.

Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерны

- нарушение внимания и памяти

- нарушена мелкая и артикуляционная моторика

-недостаточно логическое мышление (Зимой дома тепло, потомучто нет снега).

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично.

Надо помнить, что все эти особенности наблюдаются у детей четырёх с половиной – пяти лет с общим недоразвитием речи, имеющим нормальный слух и интеллект.



Предварительный просмотр:

Состояние речи дошкольников с ОНР.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Она возникает - при условии общения ребёнка со взрослыми.

При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близкими для него взрослыми (матерью).

Потребность в общении формируется во взаимодействии ребёнка с окружающими людьми.

Современный ребёнок к 4, 5 -6 годам должен овладеть всей системой родного языка – говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

    Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова в фразы и  произнесения вместо слов  отдельных звукоподражаний (му-му, ту- ту) до  развёрнутой речи с элементами фонетико- фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы фонетической, лексической, грамматической. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей -1- ый, самый высокий  3 - ий.

Охарактеризуем речь детей с 3-им , наиболее типичным уровнем речевого развития.  В 5-летнем возрасте  словарный запас таких детей составляет примерно 2,5 -3 тысячи слов. В них отсутствуют или же присутствуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, признаков.

В грамматическом строе распространены ошибки:

- в употреблении предлогов – в, к, с (со), из-под, из-за, над, под, через).

(Платок лежит карман). (Мама взяла книгу от полки).

- в согласовании различных частей речи (подошёл к два коня), (заботился о ёжика).

- в построении предложений (Шёл Петя грибы лес собирать.)

В фонетическом плане дети:

- неправильно произносят 10 и больше звуков, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твёрдые звуки, гласные, а также звуки с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ, л-р и т. д.

- искажают слоговую структуру слова и звуконаполняемость слов

(водопроводчик—давотчик, магнитофон - матафон, восп-ца- питатифа).

- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию

(кот-кит-ток, бык- бак-бок).

В связной речи отражаются естественно все перечисленные особенности. Однако развёрнутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние , а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. При пересказе заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Пример рассказа по картине 5-летнего ребёнка с ОНР (3 уровень)

«Дети фепили снегока. Дети катавифа на их гойки. Питатифа повава детёф фат»

На 2- уровне речевого развития ошибки языковой ссссистемы грубы и стойки.

На 1-м уровне связная речь отсутствует.

Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерны

- нарушение внимания и памяти

- нарушена мелкая и артикуляционная моторика

-недостаточно логическое мышление (Зимой дома тепло, потомучто нет снега).

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично.

Надо помнить, что все эти особенности наблюдаются у детей четырёх с половиной – пяти лет с общим недоразвитием речи, имеющим нормальный слух и интеллект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...