НОД по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи. Тема: "Нет лучше друга, чем родная матушка"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Спильная Елена Валерьевна

Цель занятия: Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_luchshe_druzhka_chem_rodnaya_matushka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Цель : формирование лексико-грамматических категорий и связной речи

Задачи для детей:

Образовательные задачи:

Упражнять детей в согласовании числительных и существительных. Упражнять детей в подборе родственных слов,

 Упражнять детей в подборе имен прилагательных.

Упражнять в  составлении  предложений с опорными словами, опорными картинками.

Упражнять  в согласовании предлога «для» с существительными.

Развивающие задачи:

 Развивать связную речь, память, мышление, внимание,

воображение. Учить слушать и слышать.

Развивать артистические способности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь и уважение к родителям, особенно к маме. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям разных профессий

Воспитывать любовь к труду и знаниям.

Задачи для родителей:

Показать, как важна родительская любовь для детей в разных проявлениях. Показать разные виды любви.  Показать, что любое проявление любви очень продуктивно.

Подчеркнуть невероятную важность безусловной любви для развития гармоничной личности, а также показать в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, исправляя недостатки речи, следуя рекомендации логопеда.

Оборудование:

Коробка с индивидуальными подарками для детей  от мам; кроватка и постельные принадлежности для сценки «Наступило утро» и аудиозапись песни «Доченька» сл. и муз. Анны Лукашиной и песни «Момантенок» сл. Д. Непомнящей, О. Шорохова, муз. В. Шаинского; одежда для мамы и малышки; мультфильм «Мамонтенок», цветок «Любовь»  на лепестках слова: внимание, время, подарок, поощрение, прикосновение; большой тетрадный лист, картинки людей разных профессий и их инструментов, схема для описательного рассказа о маме, схемы – маски настроений; березки и цветы по количеству детей; письмо от мамонтенка с отдельными карточками для составления предложения « Нет лучше дружка, чем родная матушка» из отдельных слов; игрушка Мамонтенок и льдина (декорация); восемь картинок для ребуса (Шапка, апельсин, абрикос, сапоги, утка, волк, окунь, дыня).  

Предварительная работа.

Заучиваются стихи про мам, репетируются  сценки, беседы с детьми.

План НОД.

1.Организационный момент.

Логопед с детьми заходит в группу под песню из мультфильма «Мама мамонтенка». Дети садятся за столы.

-Какая хорошая песенка мамонтенка?! Давайте посмотрим эпизод из мультфильма  про это малыша.

Показывается эпизод из мультфильма, где мамонтенок ищет свою маму на Севере.

- Ребята, почему мамонтенок стал искать маму? Разве так нужна мама? (Ответы детей.)

- Скажите, а какая ваша мама? (подбор имен прилагательных).

-Мама, какое замечательное слово, как  можно,  по- другому, назвать маму?      (Мамочка, мамуля, маменька)

- Как вы думаете, путешествие Мамонтенка будет долгим? Как он будет добираться до мамочки? Отгадайте ребусы. Нужно собрать по первым звукам названий картинок слово. (Слова: ВОДА, СУША).

- Мамонтенку пора отправляться в путь. На чем он поплывет по воде? (На льдине.)

- До свидания, Мамонтенок. ( Мамонтенок уплывает на льдине).

 -Давайте поможем мамонтенку найти маму, для этого нужно выполнить задания. Видите, это цветок, но он без лепестков. Здесь, на сердцевине цветка написано: « Любовь». С выполнением каждого  задания у цветочка будет появляться новый лепестком, и с каждым лепестком вы будете узнавать, как любят вас ваши мамы. Когда только  цветок будет собран, тот час  наш мамонтенок будет рядом со своей мамой.

2. Основная часть.

1.Сюрпризный момент.

 Вносится   коробка с подарками.

  Логопед: Сейчас, когда вы еще не выполнили не одного задания, не показали, как много знаете, я вам хочу показать эту большую коробку. Это подарки от ваших мам. Они попросили почтальона доставить подарки до занятия, почтальон немного задержался, но ничего страшного. Главное что, хотели сказать ваши мамы, что они любят вас не за успехи, хотя они верят в вас, а любят вас всегда и везде и при любых обстоятельствах. Но  нам нужно помочь мамонтенку, поэтому пусть эта коробка пока постоит на самом видном месте. Хорошо?  (Хорошо.)  И первый лепесток цветка любви – помогли нам родители, это подарки.

- А вы делаете своим родителям подарки? Когда? Для Кого?

(Ответы детей.)

2.Задание №1, сценка №1.

Логопед: Наступило утро.

Малыш спит. Мама будит малыша. Он не просыпается, и мама «поет» песню «Доченька». (Прослушивается один куплет песни «Доченька», в это время «мама гладит свою девочку.) Дочка проснулась, зашевелилась, и мама играет с ребенком.

Мама:

- Вот проснулись

Потянулись,

С боку на бок повернулись,

Потягушечки.

Где мои игрушечки?

Мама: Доченька нужно вставать, умываться одеваться в детский садик отправляться.

Логопед: Дети, как вы думаете, мама любит своего ребенка. Почему? (Ответы детей.)

Логопед: Правильно дети, но самое главное здесь, мама нежно прикасалась к малышу, она любит ребенка.

 К цветку со словом  «Любовь» прикрепляется лепесток «Прикосновение».

Задание №2. 

Логопед:

- Посмотрев на лицо человека, мы можем догадаться какое настроение у человека. (Показ масок с разным настроением.)  Покажите, что вы удивлены, что вы рады, что вы испуганы, что вы виноваты, что злы.

Задание №3. Игра  «Наоборот».

Логопед:

- Скажите наоборот:

Мама грустная – веселая,

Сердитая – добрая,

Огорченная – радостная,

Больная – здоровая.

Задание №4. Сценка №2.

Ведущий: Мама с детьми  идут в детский сад.

Мама: Пока мы идем в детский сад, давай посчитаем, сколько тут берез. Костя считай.

Костя: Одна береза, две березы,…пять берез.

Мама: Миша, а ты посчитай, сколько здесь растет цветов.

Миша считает.

Логопед: Спасибо, ребята! Любит ли мама малышей? (Да!) Да. Еще как! Здесь мама помогает ребяткам учиться, чтобы они все знали. Прикрепляется  лепесток с названием «Помощь», спасибо вам мамы за помощь.

 Задание№5.Сценка№3.

Ведущий: Вечер дома.

Мама: Что вы сегодня проходили?

Ребенок: Тему «Профессии».

Выставляется мольберт с нарисованным большим тетрадным листом.

Мама: Давай выберем картинки по теме, вырежем и приклеим в тетрадочку.

Ребенок: Мамочка! А какая у тебя профессия?

Мама: Я – швея. Я шью людям. Как ты думаешь, что мне нужно для работы? (В тетрадь приклеивает картинку «Швея».)

Ребенок: Швее для работы нужны: ножницы, иголка, нитки, швейная машина. (Приклеивает карточку с инструментами для швеи в тетрадь.)

Задание №6.

Логопед: Дети, но вы тоже дома с мамами делали задание.

Давайте  поиграем.  Скажите, что нужно повару для работы?  (приклеивается в тетрадь  картинка с поваром).

Один ребенок отвечает полным предложением и находит картинку с предметами, которые необходимы повару для работы инструменты повара.

Также  рассматриваются профессии: строителя, продавца, учительницы.

Логопед: Да, мы видим, как много нужно знать только по теме профессии. Как много надо мамочке потратить времени, чтобы мы усвоили все знания. Здесь мамина любовь  расшифровывается словом «ВРЕМЯ». (Прикрепляется лепесток  «Время»), а еще мамы внимательно вас слушали и слушают всегда, т.е. дарили и дарят  вам «Внимание». (Прикрепляется карточка – лепесток «Внимание»).

Задание № 8. Логопед:  Дети у вас такие замечательные мамы! Давайте,  прочитаем стихи про мам.

Первый ребенок:

А моя мама – доктор

Пусть у мамы шприц в руках,

Это же мамочка моя, очень добрая она.

Второй ребенок:

А моя мама- почтальон

В сумке погляжу почтовой,

Нет ли мне, письма, какого?

Грушу спелую достал…

Интересно, кто прислал?

Третий ребенок:

 А моя – учительница

- Ты, почему такой упрямый,

Моей не слушаешься мамы!

Я маму слушаться привык,

Я сын ее и ученик.

Четвертый ребенок:

А - наша мама

Собирается в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:

- Мама- летчик?

Что такого?

Вот у Коли, например,

Мама – Милиционер.

Пятый ребенок:

А у Толи и у Веры

 Обе мамы- инженеры

А у Леры мама – повар,

Мама – летчик?

Что ж, такого?

Шестой ребенок:

- Всех важней,- сказала

Ната,-

Мама – вагоноважатый,

Потому что до зацепы

Водит мама два прицепа.

Седьмой ребенок:

И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть

Портнихой?

Летчик водит самолеты –

Это очень хорошо.

Восьмой ребенок:

Повар делает компоты.

Доктор лечит нас от кори

Есть учительница в школе.

Все дети говорят хором:

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

Задание №8.

Логопед: Так давайте, придумаем рассказы о любимых мам.

Выслушиваются три рассказа. (Дети рассказывают о мамах по плану- схеме  для составления описательного рассказа.)

Задание №9.

Логопед: Любая мама – прекрасна, и ее обязательно нужно слушаться, потому что она своему любимому ребенку желает только добра.  Ой! Ребята, от мамонтенка пришло письмо. Только все слова рассыпались в предложении.  Оденьте «слова – шапочки». Давайте, восстановим фразу:

НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА!

Логопед: Ребята, почему так люди говорят: « Нет лучше дружка, чем родная мамушка!»? Докажите, что ваша мама – вам друг.(Ответы детей.)

Логопед: Конечно, мамы вам во всем помогают, вы доверяете им все свои секреты, делитесь с мамами печалями и радостями. Мамы никогда не оставят вас в трудную минуту.

3.Итог занятия.

Логопед: Вы – молодцы! Видно, что очень любите своих мам, но, знайте! Мамы вас еще больше любят! Цветочек собрался, давайте посмотрим, встретился со своей мамой мамонтенок.

Смотрим несколько кадров мультфильма. (Показ последних кадров мультфильма, мамонтенок встречается с мамой, и держит слониху за хвостик, чтоб та снова не потерялось.)

Логопед: Ура, с заданиями вы справились! Молодцы! Занятие закончено.

Дети: Мы тоже очень любим своих мам, можно мы станцуем для них танец.

Дети танцуют танец для мам.

Раздаются детям мамины подарки.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Луговская. А. Если малыш боится.- М.: ЭКСМО, 2002.

2. Макдауэлл. Д. Как стать героем для своих детей.- Минск.: Издательство « Новая жизнь», 2000.

3.Поваляева м.А. Справочник логопеда.- Ростов- на- Дону: «Феникс», 2001.

4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5.Шайкин А.П. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники.// Логопед. 2004. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка

В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для средней группы.

Лексическая тема «Транспорт»Виды деятельности: игровая, коммуникативнаяЦели:1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...