Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте «Лесная школа»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бояркина Елена Тихоновна

 Закрепление произношения и различение гласных и согласных звуков (а, у, и, о, ы; п, т, к, х, м, с).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krod.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте «Лесная школа»

Автор: Бояркина Елена Тихоновна

Организация: МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»

Населенный пункт: Республика Мордовия, Старошайговский район, с.Старое Шайгово

Цели:

1. Закрепление произношения и различение гласных и согласных звуков

                (а, у, и, о, ы; п, т, к, х, м, с).

  1. Выделение и различение звуков из звукового ряда.
  2. Выделение ударных и безударных гласных звуков в начале слова.
  3. Определение места звука в слове.
  4. Звуковой анализ и синтез слогов, слова ПЫХ.
  5. Развитие фонематического восприятия.
  6. Закрепление согласования местоимений мой, моя с существительными.

Оборудование: звуковые замки, индивидуальные наборы фишек и звуковых   линеек, звуковые птички, игрушки ( заяц, лиса, медведь, Кот в сапогах, сова- большие; собака,уточка, лиса,ежик, заяц, машинка, кот, медведь- маленькие), сказочный персонаж ПЫХ, три грибочка разной величины, предметные картинки ( носки, лес, усы, сомы, песок, санки, сапоги,коса).

Ход деятельности

  1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Логопед: Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О!  Потом огорчились: О- о-о! Увидели  корабль и радостно воскликнули: О- о- о!

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Жили- были гласные звуки. Сегодня мы отправимся в путешествие с гласными и согласными звуками.

  1. Повторение пройденных звуков.

Логопед: Итак, жили- были гласные звуки. Какие гласные вы знаете? ( а, о, у, и, ы). Почему их называют гласными?

      ( их можно петь, тянуть).

  • В замке какого цвета живут гласные звуки?

( В замке красного цвета ).

  • Покажите фишкой какого цвета они обозначаются.

( вывешивается красный замок )

  • Давайте вспомним с вами слова о гласных звуках:

Гласные тянутся песенкой звонкой:

И — и — и — и .

          Могут заплакать и застонать:

          О — о — о — у — у — у.

          Могут качать в колыбели Аленку:

          А — а — а — а.

          Могут как эхо в лесу закричать:

          Ау! Ау! Ау!

          Могут лететь высоко в синеву:

          У — а — и — у!

-Гласные пели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь: « П- п- п- п»- запыхтел звук П. Пыхтел, пыхтел, а песенку спеть не смог. Ничего у него не получилось! А почему, ребята? Какой у нас звук П?

             ( Согласный, твердый)

  • Какие еще согласные вы знаете?

( Звуки п, т, к, х, м, с).

  • В замке какого цвета живут твердые согласные звуки?

( В замке синего цвета)

( Вывешивается синий замок).

  • Покажите, фишкой какого цвета они обозначаются.
  • А кто живет в этом замке?

( Вывешивается зеленый замок)

( Мягкие согласные звуки).

  • Фишкой какого цвета они обозначаются?

( Фишкой зеленого цвета).

  • Назовите братца звука « п»

( Звук «пь» )

  1. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Шли звуки, долго ли, коротко ли и пришли в « Лесную школу». А там малыши-зверята как раз начинали играть в игру со звуками. Учительница Сова предлагает и вам, ребята, поиграть в игру « Покажи, не ошибись».

Ребята, давайте покажем зверятам, как надо играть в эту игру. Сейчас я буду называть звуки, а вы должны показать фишку того цвета, которой обозначается этот звук.

        ( а, п, ы, т, у, к, х, о, к, и, с....)

  1. Выделение гласных звуков из начала слов. Определение позиции звука «С».
  • Ребята, учительница Сова предлагает вам новое задание. Она предлагает вам назвать, какой гласный звук звучит в начале слова. (Аптека, остров, утка, ива, аист, улитка, Инна).
  • А сейчас сами назовите слова, которые начинаются с гласного звука.

(Оля, осень, Ирина, утюг, арбуз).

  • Какой первый звук звучит в твоем слове?
  • На урок в «Лесную школу» прилетели птички-синички. Это не простые птички- звуковые. Сейчас я вам раздам картинки, а вы должны определить, где находится звук «С» в названии вашей картинки.
  • Давайте вспомним: если звук находится в начале слова, что мы закрываем птичке? Какую часть тела?

(Головку)

  • А когда мы закрываем грудку?

(Когда звук находится в середине слова)

  • Когда звук находится в конце слова, мы закрываем...

(Хвостик)

6. Физминутка.

  • Ребята,вы любите игру «Чудесные превращения»? Давайте покажем как мы умеем превращаться в разных животных.
  • Афы — афы — афы — жуют листики (Жирафы).
  • Дилы — дилы — дилы — появились (Крокодилы).
  • Ны — ны — ны — водой брызгают (Слоны).
  • Моты — моты — моты — появились (Бегемоты)
  • Яны — яны — яны — по веткам скачут (Обезьяны).
  • Ребята, вспомните в кого вы превращались? С какого звука начинается слово «Слон»?

(Со звука «С»)

  • Какой гласный звук в этом слове?

(Звук «О»)

  1. Звуковой анализ и синтез слогов, слова ПЫХ.

    - В «Лесной школе» начинается следующий урок. Учительница Сова приглашает вас сесть за столы. На этом уроке мы будем соединять звуки в слоги, а слоги в слова.

  • В гости к звуку «М» пришел звук «А». Какой слог получился? (слог  «МА»)
  • Сколько звуков в этом слоге? (Два звука).
  • Назовите гласный звук. (Звук «А»).
  • Назовите согласный звук. (Звук «М»).
  • «Ловите» звук «Х» и «О». Верните мне слог («ХО»). Назовите первый звук в этом слоге. (Звук «Х»). Назовите второй звук (Звук «О»). Сколько всего звуков? (Два звука).
  • В гости к звуку «п» пришел звук «ы». Какой слог получился? (Слог «ПЫ»). Добавьте к слогу ПЫ звук «Х». Какое слово получилось?(ПЫХ).
  • Сколько всего звуков в слове ПЫХ? (Три звука).
  • Назовите первый звук. Какой он? (Первый звук «п»- согласный, твердый).
  • Назовите второй звук. Какой он? (Звук «ы»- гласный).
  • Назовите последний звук. Какой он? (Последний звук «х»- согласный, твердый).
  • Составьте это слово из фишек. Прочитайте пальчиком. Поставьте пальчик на звук «п». Где находится этот звук?

(В начале слова).

  • Поставьте пальчик на звук «ы». Где стоит этот звук?

(В середине слова).

  • Ребята, а у нас на полянке выросли грибочки. Надо их поставить по порядку, от большого к самому маленькому и вы узнаете, что там написано. Какое слово получилось? (ПЫХ)
  • Ой, ребята, а кто это пыхтит? Да это же ПЫХ.

(Появляется Пых).

Логопед:  На самом темном чердаке

                 Живет косматый Пых.

                      На чердаке, на сквозняке                      

                      Среди забытых книг.

                      Он летней ночью, в тишине

                      Картинки смотрит при луне

                                Глазенки у него горят,

                                Как угольки в кострах,

                                На воробьев и на мышат

                                Он нагоняет.  

                 Пых:      Я прибыл к вам из мест

                                Я дождик пью и ветер ем,

                                И не боюсь я высоты...

                                Не птица, я не зверь...

                                А если мне не веришь ты,

                                Дождись приятель темноты

                                И сам, поди проверь.

  • Ребята, какой гласный звук есть в моем имени?

(Звук «ы»)

  • Отгадайте, кто сидит в моем мешке? Ловите звук «к», звук «о» и звук «т». Верните мне слово (КОТ).
  • Сколько гласных звуков в слове «кот»?

(Один звук «о»)

  • Сколько слогов?

(Один слог).

Логопед: Давайте, ребята, повторим правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

  • Пых, можно мне посмотреть, что еще есть в твоем мешке?
  • Ребята, у меня для каждого из вас есть еще маленький сюрприз.

Сейчас я его каждому достану, а вы должны ответить мне, как можно сказать про этот сюрприз «мой» или «моя».

  • Как назвать одним словом все то, что я вам раздал?

(Игрушки).

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.
  • Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии. Назовите слова, которые начинаются с гласного звука.

                                        Используемая литература

1.Бобылева З. Т., Игры с парными карточками. Звуки С, З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5–7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ», 2012.

2. Светлана Батяева. Логопедические карточки (кошка). Звуки С, З, Ц, Л.

3. Косинова Е. М.: Уроки логопеда. Игры для развития речи. — М.: Эксмо: ОЛИСС, 2013.

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Интегрированное занятие в подготовительной группе (математика + обучение грамоте) «Лесная школа».

Интегрированное занятие в подготовительной группе (математика + обучение грамоте) «Лесная школа».Цель: создать условия для формирования математических представлений и навыков слогового чтения....

Занятие по обучению грамоте "Лесная школа"

Представлена презентация к итоговому занятию по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект занятия по обучению грамоте «Лесная школа»

               Тема: звуки [л] [л]                   Буквы Л л....

Конспект занятия по обучению грамоте «Лесная школа»

Данный конспект предназначен для проведения открытого занятия по обучению грамоте...

Открытое занятие по обучению грамоте «Лесная школа» старшая группа

Открытое занятиепо обучению грамоте«Лесная школа»старшая группа...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по математике и обучению грамоте "Лесная школа".

Интегрированное занятие для детей  старшего дошкольного возраста по математике и обучению грамоте...