Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте
материал по логопедии на тему

Шерстобитова Светлана Юрьевна

Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте

   Вашему ребенку скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить его к этому? Что же, к вашим услугам большое количество методик, которые позволят успешно справиться с этой задачей. Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Можно использовать интересный сюжет из любимой сказки, предложить ребенку роль слова, слога, звука, организовать соревнование (при обучении двух и более детей). Пусть вопросы и задания предложат ребенку Буратино, Чебурашка, Незнайка, Том, Джери или какой-то другой любимый сказочный персонаж.

Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?         

   Первоочередным является обучение детей звуковому анализу слов. Это умение формируется как особый мыслительный процесс, в ходе которого дети должны последовательно и правильно называть в словах звуки. Ребенку необязательно называть количество звуков в слове. В процессе выделения отдельных звуков не следует требовать сразу дать характеристику звука (гласный, согласный, согласный твердый, мягкий и т.д.)

    Необходимо научить изображать слово с помощью условных знаков (фишек) на модели, и эти предварительные действия станут надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.

В школах, работающих по государственной программе, используют следующие значки:

Гласный звук изображают красным кружком,

Твердый согласный – синим кружочком (черточкой),

Мягкий согласный –   зеленым кружочком.

   Объясните детям, что кружочек обозначает тот звук (гласный), который можно спеть, произнести с открытым ртом, а кружок похож на открытый рот. Спойте вместе с ребенком гласные А О У И Ы Э, произнесите их шепотом, чтобы убедиться, что рот при этом остается открытым. А вот когда мы произносим согласные, необходимо сомкнуть губы, зубы. Вместе с малышом придите к “открытию”, что в слове “мак” первый звук – твердый согласный [м], а в слове “мяч” - мягкий согласный [м`].

   Из картона изготовьте карточки-фишки для изображения звуковой схемы слов. Вместе с ребенком изобразите с помощью карточек какое-нибудь слово. Если малыш захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то. (Попросить бабушку или дедушку “отгадать”, что это за “таинственные значки”). Дидактические игры со звуками в занимательной форме научат ребенка выполнять звуковой анализ слова. Если есть возможность заниматься с несколькими детьми, им можно дать роли тех или иных звуков. Пусть “звуки” станут так, чтобы получилось слово (скажем, “нос”), а затем поменяются местами, подумают, какое другое слово может из них получиться (НОС – СОН) и т. д.

   Дети должны не просто передвигаться, а вслух проговаривать звуки, образованные слоги, слова. Если занятия проводятся с одним ребенком, роли могут исполнять родители, старшие сестры и братья и т. д.

  Не забывайте, что для выделения из слов начальных и конечных звуков сначала следует подбирать простейшие случаи: для гласных самой удобной для выделения является такая позиция, когда данный звук – отдельный слог.

Например:

а-кула

о-кунь

и-дут

Э-мма

Для выделения конечных гласных звуков следует подбирать слова, в которых эти звуки находятся под ударением (гора, пишу). В такой позиции гласные звуки выговариваются четко.

Для согласных самой удобной позицией для выделения является такая, когда начальный или конечный звуки находятся за пределами прямого слога типа “СГ” (согласный + гласный), который в методике обучения грамоте называются слиянием.

Например, звуки, выделенные в следующих словах:

бровь,

нос,

палец,

лоб,

локоть,

школьник,

спина.

   Следующим вашим шагом в обучении малыша уметь производить полный звуковой анализ слов, является “узнавание” заданного или самостоятельно выделенного звука в других словах (т. е., и в таких, где он может находиться в разных позициях, в том числе и в структуре “слияние”). Для обострения фонематического слуха ребенка в предложенном ряду слов должны быть и такие слова, в которых данного звука нет. Например, для узнавания звука “ш” вы можете предложить слова: шкаф, шина, кошка, каштан, почка, шапка, жук.

Ребенок с удовольствием примет участие в игре “Поймай звук” - когда заданный звук присутствует в слове, необходимо хлопнуть в ладошки.

Вы должны помнить, что ваш ребенок делает первые шаги к овладению звуковым анализом слов. Необходимо в игровой и занимательной форме вместе с ним выполнять упражнения на определение начальных и конечных звуков в словах, на подбор слов с тем или иным звуком. Игры должны проходить интересно, эмоционально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

Задачи воспитания и обучения детей в младшем дошкольном возрасте.

Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте по программе "От рождения до школы"...

Конспект на тему: Обучение детей раннего и дошкольного возраста

Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальны¬...

«Мультимедиа в обучении детей раннего и дошкольного возраста»

Мультимедиа несомненно потенциально расширяет объем и разнообразие информации, доступной в обучении. Занятия  могут включать пояснения иллюстрации, фотографии, и множество вариантов действий, кот...

Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте» старший дошкольный возраст

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:·  Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).·...

Доклад Обучение детей грамоте в дошкольном образовательном учреждении "Деление слов на слоги"

Уважаемые коллеги!Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по обучению детей грамоте в дошкольном образовательном учреждении.Грамота начинается со старшей группы и самое главное нам необхо...