Тема: «Роль дидактических игр в развитии мышления и речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста». Игровая мозаика: «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сергель Татьяна Николаевна

  Дидактические игры, насыщенныех разнообразным занимательным материалом, способствуют не только речевой активности и быстроте мышления, но и активизируют восприятие, позволяют детям по-новому прочувствовать тему "Домашние животные и птицы"

 :

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_myshlenie_i_rech.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль дидактических игр в развитии мышления и речи детей с ОНР».

 Игровая мозаика по теме: «Домашние животные  и птицы».

в форме игры  «Что? Где? Когда?»

Цель: Развитие словесно-логического мышления и речи у детей  общим недоразвитием речи старшего возраста с помощью дидактических игр

Задачи: Способствовать развитию речевой активности, быстроты мышления, восприятия; активизировать словарь по теме «Домашние животные и птицы»; совершенствовать грамматический строй речи. Доставить участникам педагогического процесса удовольствие.

Оборудование: мнемотаблицы по теме «Домашние животные и птицы», тактильные дощечки к игре «Угадай, что на ладошке?» (тактильные ощущения по методике Т.Б. Большевой), карточки с заданиями к игре «Хитрые вопросы», мешочки соше с травой к игре «Угадай запах» (аромотерапия), камешек, карточка с вопросом, карточки с деформированным текстом  «Исправь ошибку», игры для индивидуальной работы «Какая буква потерялась?», «Накорми животных», юла, мольберт с магнитами, разноцветный ящик, музыкальное сопровождение из передачи «Что? Где? Когда?», медали.

Мы в детстве игре отдаем предпочтение

Относятся взрослые к играм с почтением.

Вы, дети, готовы сегодня сыграть?

Сейчас знатоков буду всем представлять.

На игровое поле приглашаются дети с подготовительной группы. Дети заходят по одному после объявления имени под музыку «Что? Где? Когда?» садятся за круглый стол.

- Итак, команда зрителей, команда знатоков готовы!

Мы животных очень любим,

Их не будем обижать,

И про них сегодня дружно

Можем все мы рассказать.

С помощью подвижной стрелки мы определяем номер сектора.

1. Игра со зрителями «Мудрые книги».

Дидактическая задача: развивать связную речь, пополнять словарь по теме «Домашние животные и птицы», развивать словесно-логическое мышление.

Игровое правило: отвечает тот, до кого дотронусь , т.е. открою книгу и даст мудрый совет.

Список ситуаций, требующих совета:

1. Я очень хочу собаку, но родителя не хотят, что мне делать, посоветуйте?

2. Хочу много знать интересного о домашних животных, но пока медленно читаю, ваш совет.

3. У моей бабушки в деревне много домашних животных, а я не знаю, как за ними ухаживать. Прошу «Мудрые книги» вашего совета.

4. Расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о домашних животных и птицах (о корове, петухе и т.д.).

2. Игра «Что на ладошке?» (развитие тактильных ощущений).

Дидактическая задача: совершенствовать восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, умение выражать словами свои ощущения.

Игровое правило: в цветной коробке брать одну дощечку, назвать, что это  и какое домашнее животное или птицу напоминает.

Игровое действие: определение предмета на ощупь.

Например:

1. Это наждачная бумага. Она напоминает мне кошачий язык, он такой же шершавый, как наждачная бумага.

2. Это капельки от свечки. Они напоминают мне кошачьи лапки, подушечки без когтей.

3. Это шерсть. Она напоминает мне гриву и хвост лошади. Кошку, собаку, потому что шерсть.

4. Это сено, сухая трава. Сено напоминает мне корову, козу, овечку, потому что они любят траву.

5. Это кедровые орешки. Они напоминают клюв курицы, петуха, рога коровы, потому что орехи крепкие и гладкие.

6. Это веревочка. Она напоминает мне собаку, ее можно водить на ней. Овечью шерсть….

7. Это губка. Она напоминает мне подушечку для кошки…

8. Это чешуйки сосновой шишки: напоминают копыта лошади,

еловой шишки- крылья петуха.

3. Дидактическая игра «Хитрые вопросы».

Дидактическая задача: развивать речевую активность, быстроту мышления, слуховое внимание, умение логически обосновывать свой ответ.

Игровое правило: дети передают камешек другому ребенку после ответа на вопрос.

Игровое действие: передача камешка.

Я задаю вопрос, и кому передам камешек - отвечает.

1. Когда жеребенку исполнится 7 лет, что будет дальше. (Я думаю, что пойдет восьмой год).

2. Почему скачет конь? (Конь скачет по дороге, по полю).

3. У собачки Лады родились 3 котенка: 2 белых, 1 черный. «Я думаю, что у собаки не бывает котят).

4. Кто громче мычит петух или корова? (Я точно знаю, что петух не мычит).

5. Где можно увидеть овечку в полосочку? (Я думаю, что овечек в полоску не бывает).

6. Что едят кошки, когда плавают в воде? (Я думаю, что кошки в воде не плавают и не едят в воде, это же не рыбы).

7. Любит кошка на обед виноград и винегрет. Это правда или нет?

8.  (Можно от зрителей).

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Это правда, вот вопрос?

(Я думаю это не правда. Собака не кудахчет, а несутся куры).

Физминутка.

Утро настало, солнышко встало!

Эй, братец, Федя, разбуди соседей.

Вставай -  теленок,

Вставай -  козленок,

Вставай -  жеребенок,

Вставай -  цыпленок,

И котенок - Митрошка

Привет, ладошка!

Животные проснулись

И потянулись.

Встали быстро все с утра,

Заниматься всем пора.

4. Дидактическая игра «Загадочные объявления домашних животных и птиц». Презентация игровых объявлений

Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение делать самостоятельно выводы, закреплять навык чтения.

Игровое правило: отвечает тот, кто получит знак «?»

Игровое действие: один ребенок получает знак «?». Все вместе читают вопрос, тот, кто получил карточку с вопросом, отвечает. Если ребенок не может ответить он просит помощи у любого члена команды или у зрителей.

Презентация объявлений:

1. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Такое объявление дал петух, потому что они рано просыпаются и кукарекают).

2. Друзья! Кто хочет найти самого лучшего, верного друга, прошу заглянуть в будку. (Это объявление от собаки, потому что собаки самые верные и лучшие друзья).

3. Прошу, помогите кто может запастись цветами и травой. Расплачиваться буду молоком. (Я думаю, что это объявление от коровы или козы потому, что коровы и козы едят траву и дают молоко).

4. Я самая обаятельная, мягкая. Без меня не сохранить вам зерно и продукты. (Это объявление от кошки, потому что она мягкая и охраняет зерно от мышей).

5. Очень сообразительная и люблю поваляться в луже. Ищу друга, который поможет запастись желудями. (Я думаю, что свиньи любят поваляться в луже и поесть желуди).

6. Люблю музыку, хорошо помню своего хозяина, но очень боюсь всего нового. Научите смелости. (Это объявление дала овца, потому что она хорошо запоминает своего хозяина и очень боязливая).

7. Обладаю хорошим зрением, слухом, обонянием. Быстро бегаю и прыгаю, могу лазать по крутым склонам гор. Пригласите в детский сад, научу различать запахи. (Это объявление от козы, потому что она хорошо бегает по склонам гор и различает запахи).

5. Дидактическая игра «Угадай по запаху». (За столом, аромотерапия).

Дидактическая задача: способствовать развитию восприятия мира через запахи.

Игровое правило: понюхать мешочек с травой с закрытыми глазами. Определить запах.

Игровое действие: детям предлагается понюхать мешочек – соше с различными травами (валерианы, мелисы, мяты, лаванды, чабреца, календулы, запах сухофруктов, апельсиновых корочек, душицы, липы), дети берут мешочек и втягивают носом аромат.

  1. Я вспомнил запах мяты.
  2. Этот мешочек пахнет лавандой.
  3. Это запах апельсиновых корочек.
  4. Это пахнет календулой.
  5. так пахнут сушенные яблоки.
  6. Это пахнет валерианой, травой, которая успокаивает.
  7. Это запах душицы.

- Дети, а кто из домашних животных лучше всех различает запахи? (Ответы детей).

6. Игра «Исправь ошибку».

Цель: составление предложений, исправление деформированного текста.

  1. Сено съело всю лошадь.
  2. Дед ведет лошадь в санях.
  3. Дом охраняют собакой.
  4. Пятки щиплют гусей.
  5. Трава клювом клюет курицу.
  6. Молоко языком лакает кошку.
  7. Тапок уволок щенка.
  8. Из сливочного масла делают молоко.
  9. Шерстью связали рукавицы.
  10. Трава жует теленка.

- Молодцы, дети, хорошо вы отвечали и ошибки замечали.

7. Индивидуальные карточки для игры «Накорми животных» (За столом).

Игровое правило: если хочешь дать свежей воды пони или овце, насыпать зерен петуху и гусю, надо до них добраться. Правильный путь от рисунка приведет к нужному слову в рамке. Остается только аккуратно обвести слово.

Игровое действие: дети получают карточки, где карандашом обводят дорожку домашнего животного к названию, обводят слово.

  1. Игра «Вставь пропущенную букву» (За столом).

Цель: профилактика дисграфии.

Игровое правило: вставить пропущенную букву, прочитать слово.

Игровое действие: дети получают карточку с пропущенной буквой:

Ко _ ка (кошка), _ ошадка (лошадка), пету_ (петух) ……

ИТГОГ:

Вы, дети, рады, что мы  дружно так играли.

И взрослым нашим показали,

Что не стоит нам лениться

Лучше многому учиться?

Играть всем было  интересно?

И в кругу стоять, сидеть не тесно?

Я вас от всей души благодарю,

Медали за участие в игре  дарю. (Дети под музыку получают медали). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....

Роль режиссерских игр в развитии мышления, воображения, речи детей дошкольного возраста

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а т...

Комплекс интерактивных музыкально- дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Музыкальная мозаика"

Авторская разработка относится  к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационно-коммуникационным технологиям. Комплекс универсален, предназначен для дет...

Опыт работы «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Опыт работы«Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»....

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....