Обследование старших дошкольников (по Н. В. Нищевой)
материал по логопедии на тему

Заякина Ольга Александровна

Данная речевая карта предназначена для обследования речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_polnaya.docx62.34 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта.

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения, возраст_________________________________________________________

Национальность_______________________________________________________________

Домашний адрес_______________________________________________________________

Из какого детского сада поступил________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу________________________________________

Дата заполнения речевой карты_____________Логопед______________________________

Анамнез

Мать_________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец_________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания____________________________________________________

От какой по счету беременности ребенок__________________________________________

Протекание беременности (токсикоз 1-ая, 2-ая половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания)__________________________________

_____________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, обезвоженные)________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_________________________

Когда закричал ребенок_________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия_______________________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)________________________

Вес и рост при рождении________________________________________________________

Вскармливание:

когда принесли кормить_______________________________________________________

как сосал____________________________________________________________________

грудное вскармливание до______________________________________________________

Когда выписали из роддома? (если задержались, то почему)__________________________

_____________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову______________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть_______________________________________________(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить__________________________________________(в норме с 11 – 12 мес.)

Когда появились первые зубы__________________________________(в норме с 6 – 8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре).

До года_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

После года____________________________________________________________________

До 3 лет______________________________________________________________________

После 3 лет___________________________________________________________________

Заключение:

  • педиатра________________________________________________________________
  • невропатолога___________________________________________________________
  • окулиста________________________________________________________________
  • лор-врача_______________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление______________________________________________________________________

Лепет________________________________________________________________________

Первые слова__________________________________________________________________

Первые фразы_________________________________________________________________

Занимался ли с логопедом, с какого возраста_______________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование психических функций

1. Слуховое внимание:

Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: барабан,                                погремушка, дудочка?»)________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Определение направления источника звука (звучащей игрушки)______________________

_____________________________________________________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма:

  • 4 года:

- - . __________________________                      

. . -  __________________________

- . - __________________________

. - . __________________________        

  • 5 лет:

- - - . _________________________

. . . - _________________________

- . . – _________________________

. - - . _________________________

  • 6 лет:

- - . . . ________________________

. . . - - ________________________

. . - - . ________________________

. - - - . ________________________

2. Зрительное восприятие:

Восприятие цвета:

  • 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)______________________
  • 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)____
  • 6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)________________________________

Восприятие формы:

  • 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)_____________________________________
  • 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)________________________
  • 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник)__________

3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

Ориентировка в пространстве:

  • 4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)_____
  • 5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)_________________________________________________________________
  • 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)_________________

Ориентировка в схеме тела:

  • 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)____________
  • 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)__________________
  • 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо)______________

Складывание разрезных картинок:

  • 4 года (2 – 4 части)_______________________________________________________
  • 5 лет (3 – 5 части)________________________________________________________
  • 6 лет (4 – 8 частей)_______________________________________________________

Складывание фигур из палочек:

  • 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)________________________________________________________________
  • 5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)________________________________________________________________
  • 6 лет (складывание фигур по памяти: «елочка и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)_____________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики

Упражнения:

  • 4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч);
  • 5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку);
  • 6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее).

Отметить:

  • сила движений___________________________________________________________
  • точность движений_______________________________________________________
  • темп движений__________________________________________________________
  • координация движений___________________________________________________
  • переключение с одного движения на другое__________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                           

Состояние ручной моторики

Упражнения:

Кинестетическая основа движений:

  • 4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке);
  • 5 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук);
  • 6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой).

Кинетическая основа движений:

  • 4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы выпрямлены и наоборот);
  • 5 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» ведущей рукой);
  • 6 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» правой  рукой, левой рукой).

Навыки работы с карандашом:

  • 4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги);
  • 5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека);
  • 6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека).

Манипуляции с предметами:

  • 4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую);
  • 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки);
  • 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера).

Отметить:

  • точность движений_______________________________________________________
  • темп движений__________________________________________________________
  • синхронность движений правой и левой руки_________________________________
  • переключение от одного движения к другому________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                           

Анатомическое строение речевого аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)______________________________________

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)_______________

в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус)__

г) твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)________________________________________________________________________

д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_____________

е) язык (массивный, «географический», маленький)_________________________________

ж) подъязычная уздечка (нормальная, укороченная)_________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование мимической мускулатуры

Упражнения:

  • 4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки);
  • 5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки, втянуть щеки);
  • 6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть правую, левую щеку; втянуть правую, левую щеку).

Отметить:

  • поднять брови вверх («удивиться»)_________________________________________
  • нахмурить брови («рассердиться»)__________________________________________
  • прищурить глаза_________________________________________________________
  • надуть щеки («толстячки»)________________________________________________
  • втянуть щеки («худышки»)________________________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

Состояние артикуляционной моторики

Нижняя челюсть

  • 4 года (открыть и закрыть рот)_____________________________________________
  • 5 – 6 лет (открыть и закрыть рот; подвигать нижней челюстью вправо-влево)______

Губы (под счет 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет).

  • 4 года («Улыбка», «Трубочка»);
  • 5 лет  («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка»);
  • 6 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губы).

а) наличие и отсутствие движений________________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)_____________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)______________________________

г) переключение от одного движения к другому_____________________________________

д) объем движений_____________________________________________________________

е) точность выполнения_________________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)________________

з) замены движения____________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)____________________________________

Язык

  • 4 года («Лопатка», «Жало», «Качели», «Маятник»);
  • 5 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник»);
  • 6 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник», «Чашечка», «Вкусное варенье»).

а) наличие или отсутствие движений______________________________________________

б) тонус______________________________________________________________________

в) переключение с одного движения на другое_____________________________________

г) точность выполнения_________________________________________________________

д) наличие синкинезий, тремора, саливации________________________________________

Мягкое небо

Произнести звук «а» при широко открытом рте (отметить те же параметры движений)___

_____________________________________________________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                      Состояние просодии

Дыхание

Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)___________________________________________________________________

Плавность дыхания____________________________________________________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_____________________________________

Характеристика голоса

Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий)________________

Наличие или отсутствие носового оттенка_________________________________________

Темп (нормальный, быстрый, медленный)_________________________________________

Ритм (нормальный, дисритмия)__________________________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

Состояние звукопроизношения

Звуки

Характер произношения звуков

Изолированно

В словах

Во фразах

[м]

Мышь, пума, дом.

У мамы и Маши малина.

[м’]

Медведь, гурами, семь.

У мишки мед.

[п]

Помидор, попугай, суп.

У Поли и Павлика поезд.

[п’]

Перец, копилка, голубь.

Петя пел.

[б]

Банан, яблоко, колобок.

У Бори и Бэллы баранки.

[б’]

Белка, воробей, голуби.

У белки бельчонок.

[т]

Тапки, петух, букет.

У Толи букет.

[т’]

Телефон, котенок, сеть.

У Тины утюг.

[д]

Дуб, подосиновик, помидор.

У Дани и Даши домик.

[д’]

Диван, желуди, смородина.

Дина у дивана.

[н]

Носки, малина, каштан.

Носок на стуле.

[н’]

Нитки, вишня, окунь.

Ника и Нина едут на пикник.

[в]

Волк, слива, кровать.

Вовочку купают в ванне.

[в’]

Ведро, винт, телевизор.

У Вики и Вити вишни.

[ф]

Футболист, телефон, шарф.

У Марфы муфта.

[ф’]

Фиалка, кефир, кофе.

Федя пил кефир.

[к]

Кот, стакан, мак.

У кошки котенок.

[к’]

Кит, ракета, носки.

Никита надевает носки.

[г]

Груша, гусь, попугай.

Галя и Гоша гусей стерегут.

[г’]

Гиря, гитара, сапоги.

У Гены гитара.

[х]

Хвост, сахарница, горох.

Под дубом мох.

[х’]

Хек, петухи, лопухи.

Петухи боятся хитрой лисы.

[й]

Яблоко, майка, сарай.

Яша играет на балалайке.

[с]

Самолет, лиса, ананас.

Киска ест «Вискас».

[с’]

Синица, персик, гусь.

Сема и Сеня тянут сети.

[з]

Зайка, мимоза, динозавр.

За забором коза и козлята.

[з’]

Земляника, корзина, паровозик.

У обезьяны зеленый бантик.

[ш]

Шапка, груша, мышь.

Лягушка в мышином горошке.

[ж]

Желудь, баклажан, ножи.

У Жанны и Жени желуди.

[ч]

Чайник, кабачок, мяч.

У Ванечки булочки с черемухой.

[щ]

Щегол, овощи, плащ.

В ящике три щенка.

[р]

Ромашки, торт, помидор.

В траве корзина.

[р’]

Редис, перец, букварь.

У Риммы репа и редиска.

[л]

Лодка, кукла, стол.

Володя и Мила в лодке.

[л’]

Лимон, коляска, медаль.

Лебеди летят над полями.

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

  • 4 года:

   Слова:

Кот__________________________________________________________________________

Вода_________________________________________________________________________ Стук_________________________________________________________________________

Мост_________________________________________________________________________

Спина________________________________________________________________________

Банка________________________________________________________________________

Фантик_______________________________________________________________________

Ступенька____________________________________________________________________

  • 5 лет:

   Слова:

Самолет______________________________________________________________________   Скворец______________________________________________________________________

Фотограф_____________________________________________________________________   Микстура_____________________________________________________________________

Мотоциклист__________________________________________________________________   Погремушка___________________________________________________________________

   Предложения:

Сестренка развешивает простыни.________________________________________________

В универсаме продают продукты._________________________________________________

Мотоциклист мчится на мотоцикле._______________________________________________

  • 6 лет:

   Слова:

Тротуар______________________________________________________________________   Градусник____________________________________________________________________   Фотоаппарат__________________________________________________________________   Экскаватор____________________________________________________________________   Виолончелист_________________________________________________________________   Регулировщик_________________________________________________________________

   Предложения:

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.____________________________________   Регулировщик руководит движением на перекрестке.________________________________

_____________________________________________________________________________

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.___________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                Состояние фонематического восприятия

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

  • 4 года:

па-ба_________________________

ва-ка_________________________

та-да_________________________

ма-ба________________________

ня-на_________________________

ка-га_________________________

ба-па_________________________

ка-ва_________________________

да-га_________________________

ба-ма_________________________

на-ня_________________________

га-ка_________________________

  • 5 лет:

ба-па-ба______________________

та-да-та_______________________

га-ка-га_______________________

жа-ша-жа_____________________

са-за-са_______________________

тя-та-тя_______________________

па-ба-па______________________

да-та-да_______________________

ка-га-ка_______________________

жа-ша-жа_____________________

за-са-за_______________________

та-тя-та_______________________

  • 6 лет:

са-ша-са______________________

са-ца-са_______________________

ча-тя-ча_______________________

ща-ча-ща_____________________

ща-ся-ща_____________________

ла-ля-ла______________________

ша-са-ша______________________

ца-са-ца______________________

тя-ча-тя_______________________

ча-ща-ча______________________

ся-ща-ся______________________

ля-ла-ля______________________

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении:

  • 4 года:

Кот – кит_____________________

Киска – миска_________________

Дом – дым____________________

Уточка – удочка_______________

  • 5 лет:

Мишка – мышка_______________

Бочка – почка__________________

Катушка – кадушка_____________

Корка – горка__________________

  • 6 лет:

Мышка – мошка_______________

Пашня – башня________________

Сова – софа___________________

Крот – грот____________________

3. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении:

  • 4 года:

Коза – коса____________________

Миска – мишка________________

Кошка – кочка_________________

Малина – Марина______________

  • 5 лет:

Речка – репка__________________

Цвет – свет____________________

Челка – щелка_________________

Рейка – лейка__________________

  • 6 лет:

Лук – люк_____________________

Ель – гель_____________________

Марка – майка_________________

Плач – плащ___________________

 

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

                        

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • 4 года (выделение звука [р] из слов):  

Майка________________________

Шапка________________________

Рыба_________________________

Корова_______________________

Санки________________________

Пирамидка____________________

Рак___________________________

Лимон________________________

  • 5 лет (выделение первого гласного в словах):

Астра________________________

Осень________________________

Улей_________________________

Иглы_________________________

Арка_________________________

Озеро________________________

Уши_________________________

Искра________________________

  • 6 лет:

   Определение первого согласного звука в словах:

Мост_________________________

Пол__________________________

Вода_________________________

Дом__________________________

Банка_________________________

Тапки________________________

Чайник_______________________

Щетка________________________

   Определение последнего звука в словах:

Кот__________________________

Сом__________________________

Лимон________________________

Сироп________________________

Сук__________________________

Малыш_______________________

Грач_________________________

Лещ__________________________

   Определение последовательности звуков в слове: 

Кот__________________________

Дом__________________________

Нос__________________________

Суп__________________________

Вата__________________________

Лапа_________________________

Рыба_________________________

Шина________________________

   Определение количества звуков в словах:

Нос__________________________

Бык__________________________

Кит__________________________

Ваза__________________________

Батон_________________________

Банка_________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1. Пассивный словарь (объем словаря, точность понимания значения слов):

Существительные:

по сюжетной картине:

  • 4 года (мальчик, девочка, голова мальчика, голова девочки, руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки, дом, крышу дома, машину, колеса машины, собаку, уши медведя, глаза медведя);
  • 5 лет (+ живот и шею мальчика, живот и шею девочки, окна и дверь дома, кабину и кузов грузовика, туловище и голову медведя);
  • 6 лет (+ локти и колени девочки и мальчика, пуговицы, воротники и манжеты, фары грузовика, лапы медведя).

по предметным картинам:

  • 4 года (кукла, мишка, машинка, чашка, тарелка, ложка, шапка, куртка, платье, сапоги, ботинки, туфли);
  • 5 лет (+ кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репа, яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка);
  • 6 лет (+ корова, собака, кошка, медведь, лиса, заяц, скворец, ласточка, грач, автобус, самолет, фургон).

способность к обобщению:

  • 4 года (покажи игрушки, обувь, одежду);
  • 5 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты»);
  • 6 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт»).

Глаголы:

  • 4 года (показать где, девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует);
  • 5 лет (летит, плывет, идет, прыгает, ползает);
  • 6 лет (строит, убирает, продает, покупает).

Прилагательные:

  • 4 года (показать, где большая чашка, а где маленькая; красный шар – синий шар; сладкая еда – кислая; круглый торт – квадратный торт);
  • 5 лет (круглое печенье – квадратное – треугольное – овальное; сладкое – горькое; горячее – холодное);
  • 6 лет (прямоугольная – многоугольная салфетки; молодой человек – старый; веселый – грустный мальчики, высокий – низкий дома).

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения  

Дифференциация единственного и множественного числа существительных:

  • 4 года

Кот-коты___________________________

Кукла-куклы________________________

Ведро-ведра_________________________

Груша-груши________________________

Дом-дома___________________________

  • 5 лет:

Глаз-глаза___________________________

Стул-стулья_________________________

Лист-листья_________________________

Окно-окна__________________________

  • 6 лет:

Рукав-рукава________________________

Пень-пни___________________________

Гнездо-гнезда_______________________

Перо-перья_________________________

Ухо-уши____________________________

Дифференциация предложно-падежных конструкций:

  • 4 года:

Покажи цыпленка, который стоит в корытце_______________________________________

Покажи цыпленка, который стоит на корытце______________________________________

Покажи цыпленка, который стоит у корытца_______________________________________

  • 5 лет:

Покажи цыпленка, который прыгает со ступеньки __________________________________

Покажи цыпленка, который гонится за бабочкой ___________________________________

Покажи цыпленка, который спрятался под крыльцом ________________________________

Покажи цыпленка, который ходит по крыльцу______________________________________

  • 6 лет:

Покажи цыпленка, который выглядывает из ведра___________________________________

Покажи цыпленка, который выглядывает из-за крыльца______________________________

Покажи цыпленка, который выглядывает из-под крыльца ____________________________

Покажи цыпленка, который сидит над корытцем____________________________________

3. Дифференциация форм словообразования (с 5 лет)

Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • 4 года:

Стол – столик_________________

Машина – машинка____________

Ведро – ведерко________________

  • 5 лет:

Носок – носочек_______________

Чашка – чашечка_______________

Окно – окошечко_______________

  • 6 лет:

Нож – ножичек________________

Рукавица рукавичка____________

Одеяло – одеяльце______________

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:

  • 4 года (показать, где кошка сидит, а где кошки сидят; слон идет – слоны идут);
  • 5 лет (птица летит – птицы летят);
  • 6 лет (мальчик читает – мальчики читают, девочка ест – девочки едят).

Дифференциация глаголов с различными приставками:

  • 4 года (показать, где девочка наливает воду в чашку, а где выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы);
  • 5 лет (птица, которая вылетает из клетки – влетает);
  • 6 лет (мальчик, который переходит дорогу, перебегает, подбегает к дому).

4. Понимание словосочетаний простых предложений:

Предложения: 

  • 4 года:

Мальчик поздравляет девочку______________________________________________

Девочка поздравляет мальчика_____________________________________________

  • 5 лет:

Собака бежит за мальчиком________________________________________________

Мальчик бежит за собакой_________________________________________________

  • 6 лет:

Бабочка, которая сидит на распустившемся цветке____________________________

Бабочка, которая сидит еще на не распустившемся цветке______________________

Вопросительные предложения:

  • 4 года («Репка»):

Что посадил дед? Покажи._________________________________________________

Кто стал репку тянуть? Покажи.____________________________________________

Кого позвал дед? Покажи и т.д._____________________________________________

  • 5 лет («Колобок»):

Что испекла бабка? Покажи._______________________________________________

Кого встретил колобок в лесу? Покажи._____________________________________

Кто съел колобка? Покажи.________________________________________________

  • 6 лет («Теремок»):

Что стоит в поле? Покажи._________________________________________________

Кто прибежал первым к теремку? Покажи.___________________________________

Кто потом поселился в теремке? Покажи.____________________________________

Кто сломал теремок? Покажи.______________________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование лексики и грамматического строя речи.

1. Активный словарь.

Обобщающие понятия:

  • 4 года:

Игрушки______________________

Посуда_______________________

Одежда_______________________

Обувь________________________

  • 5 лет:

Овощи_______________________

Фрукты_______________________

Птицы________________________

Мебель_______________________

  • 6 лет:

Ягоды________________________

Насекомые____________________

Животные____________________

Транспорт____________________

Существительные обозначающие части тела, части предметов:

  • 4 года:

Части тела: ноги, руки, голова, глаза, уши.

Части предметов мебели: спинка стула, сиденье стула, ножки.

Части автомобиля: кузов, колеса.

  • 5 лет:

Части тела: нос, рот, шея, живот, грудь.

Части одежды: рукав, воротник, пуговица.

Части автомобиля: кабина, руль.

  • 6 лет:

Части тела: локоть, ладонь, висок, затылок.

Части одежды: манжета, петля.

Части автомобиля: фары, мотор.

Исследование глагольного словаря:

  • 4 года:

Что делает мальчик? (Ест)_________________________________________________

Что делает девочка (Спит)_________________________________________________

Что делает птица? (Летит)_________________________________________________

Что делают рыбки? (Плавают)_____________________________________________

Что делают машины? (Едут)_______________________________________________

  • 5 лет:

Кто как передвигается?

Птицы__________________________________________________________________

Рыбы___________________________________________________________________

Змея___________________________________________________________________

Лягушка________________________________________________________________

Кто как кричит?

Кошка__________________________________________________________________

Собака_________________________________________________________________

Корова_________________________________________________________________

Петух__________________________________________________________________

  • 6 лет:

Кто какие звуки издает?

Ворона_________________________________________________________________

Кукушка________________________________________________________________

Волк___________________________________________________________________

Лошадь_________________________________________________________________

Овца (блеет)_____________________________________________________________

Кто что делает? (с использованием названий профессий)

Врач___________________________________________________________________

Учитель________________________________________________________________

Продавец_______________________________________________________________

Швея___________________________________________________________________

Маляр__________________________________________________________________

Форма предметов:

  • 4 года:

Мяч какой?___________________

Платок какой?_________________

  • 5 лет:

Солнце какое?_________________

Печенье какое?________________

Косынка какая?________________

Огурец какой?_________________

  • 6 лет:

Руль какой?___________________

Окно какое?___________________

Флажок какой?________________

Слива какая?__________________

Салфетка какая?_______________

Подбор антонимов (с 6 лет):

Добро________________________ Горе_________________________

Друг_________________________

Горячий______________________

Легкий_______________________

Поднимать____________________

Давать________________________

Покупать_____________________

2. Состояние словоизменения

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

  • 4 года:

Стол – столы__________________

Кот – коты____________________

Дом – дома____________________

Кукла – куклы_________________

Окно – окна___________________

  • 5 лет:

Глаз – глаза___________________

Рот – рты_____________________

Река – реки____________________

Ухо – уши____________________

Кольцо – кольца_______________

  • 6 лет:

Лист – листья__________________

Лев – львы____________________

Стул – стулья__________________

Воробей – воробьи_____________

Дерево – деревья_______________

Пень – пни____________________

Употребление формы Р.п. мн.ч. существительных:

  • 5 лет:

Шар-шаров____________________

Ложка-ложек__________________

Ключ-ключей_________________

Береза-берез___________________

Окно-окон____________________

Лист-листьев__________________

  • 6 лет:

Книга-книг____________________

Карандаш – карандашей_________

Лист – листьев_________________

Вилка – вилок_________________

Ведро – ведер__________________

Согласование прилагательных с существительными в единственном числе:

  • 4 года:

Красный мяч__________________

Синяя шапка__________________

Желтое ведро__________________

  • 5 лет:

Оранжевый апельсин___________

Голубая бабочка_______________

Белое блюдце__________________

  • 6 лет:

Фиолетовый колокольчик_______

Серая ворона__________________

Розовое платье_________________

Употребление предложно-падежных конструкций:

  • 4 года:

Где стоит ваза?________________

Где лежат фрукты?_____________

У кого мячик?_________________

  • 5 лет:

Где сидит снегирь?_____________

Где стоит машина?_____________

У кого кукла?__________________

Где стоит коза?________________

Где едет машина?______________

  • 6 лет:

Где лежит мяч?________________

Где летает бабочка?____________

Откуда вылетает птичка?________

Откуда прыгает котенок?________

Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:

  • 4 года:

Два кота – пять котов__________

Две машины – пять  машин______

  • 5 лет:

Два мяча – пять мячей__________

Две розы – пять роз____________

Два окна – пять окон____________

  • с 6 лет:

Два пня – пять пней____________

Два воробья – пять воробьев_____

Два ведра – пять ведер__________

3.Состояние словообразования:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • 4 года:

Стол – столик_________________

Чашка – чашечка______________

Сумка – сумочка_______________

Ведро – ведерочко______________

  • с 5 лет:

Носок - носочек________________

Забор-заборчик________________

Лента-ленточка________________

Окно-окошечко _______________

  • с 6 лет:

Изба-избушка_________________

Кресло-креслице_______________

Крыльцо-крылечко_____________

Палец - пальчик________________

Образование названий детенышей животных

  • с 4 лет:

У кошки______________________

У утки________________________

У лисы_______________________

У слона_______________________

  • с 5 лет:

У зайца_______________________

У волка_______________________

У медведя_____________________

У белки_______________________

У козы________________________

  • с 6 лет:

У коровы_____________________

У собаки______________________

У овцы_______________________

У лошади_____________________

Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):

Относительных (из чего сделано):

Стол из дерева_______________________

Аквариум из стекла___________________

Крыша из соломы____________________

Стена из кирпича____________________

Шапка из меха_______________________

Носки из шерсти_____________________

Сапоги из резины____________________

Крепость из снега____________________

Лопатка из металла___________________

Сок из яблок________________________

Притяжательных (чей? чья? чьё?):

Кофта бабушки______________________

Газета папы_________________________

Хвост зайца_________________________

Сумка мамы_________________________

Берлога медведя_____________________

Гребень петуха______________________

Образование приставочных глаголов:

Что делает мальчик? (выходит, входит, переходит).

Образование глаголов совершенного вида:

Девочка строит домик.

Девочка построила домик

Мальчик красит вертолет.

Мальчик покрасил вертолет.

4.Состояние связной речи

  • 4 года (пересказ):

Котенок.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Вопросы:

Кто жил у Кати?

Катя любила котенка?

Чем она поила котенка?

Что любил делать котенок?

План пересказа:

Сначала расскажешь, кто жил у Кати.

Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила.

И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок.

  • 5 лет:

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Вопросы:

Куда собрался Илюша?

Как он собирался?

Что он сделал, когда пришел к реке?

Кого он поймал сначала, а кого потом?

Что сварила мама Илюше?

План пересказа:

Сначала расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался.

Потом ты расскажешь, что он делал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом.

И наконец, ты расскажешь, что сварила мама Илюше.

  • 6 лет (составление рассказа по серии сюжетных картин).

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой

Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой...

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст...

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст...

Методика обследования навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

материал содержит игры и упражнения для обследования употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста...

Методика обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В данной методике содержится описание обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, а так же прилагается карта обследования и тексты для пересказа....

Галкина О.В. "Диагностический комплекс для обследования сформированности навыков построения простых и сложных предложений в речи старших дошкольников с нарушениями речи"

Комплекс упражнений для обследования навыков построения простых и сложных предложений, дополненный наглядно-образными ориентирами....