Конспект занятия. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

Конспект логопедического занятия по развитию речи  для детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_1.docx18.93 КБ
Файл no_2.docx18.9 КБ
Файл no_3.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Золотая осень. Деревья»

Занятие № 1

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад, ненастье). Формирование навыка слогового анализа слов. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).

Коррекционно-развивающие: Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы с их окружающей действительностью, посредством органов чувств, связной речи; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительного восприятия, логического мышлении.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинный материал на тему «Осень» (С. В. Вохринцевой), разрезные картинки в конвертах, корзинка с листьями, зеркала, книга Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», карточки-заготовки для упражнения «Лабиринт», мр 3 Железновой «Автобус», простые карандаши.

Ход занятия

1.        Организационный момент

Логопед. (Объяснение темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

1-ый ребенок. Березка.

2-ой ребенок. Осинка.

3-ий ребенок. Дубок.

4-ый ребенок. Рябинка.

Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы! Вы справились с заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какие осенние листья?»

Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, пушистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.

2.        Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

(Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).

Логопед рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

Ребенок. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-ой ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-ий ребенок. Осень завершает ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, буквально два дня назад было так тепло, что мы с вами гуляли в кофточках. Хотя по вечерам уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать на прогулке?

1-ый ребенок. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными.

Логопед. А как называется осеннее явление, при котором  падают листья с деревьев?

2-ой ребенок. Листопад.

Логопед. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой?

3-ий ребенок. Когда смотришь на них, то они кажутся золотыми.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, самый пасмурный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3.        Упражнение «Периоды осени».

(Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать, связной речи)

Логопед смахивает листья в корзину и выкладывает на столе репродукции картин известных художников.

Логопед. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание.

Логопед. Что ж вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? (Ответы детей)

4.        Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Формирование артикуляторной базы свистящих звуков).

Логопед раздает детям зеркала и предлагает им выполнить несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанной на индивидуальных занятиях. Выполняет все упражнения вместе с детьми. Упражнения: «Улыбочка»-«Хоботок», «Лопата»,  «Накажем непослушный язычок», «Горка»).

5.        Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)

Логопед. А сейчас я приглашаю вас прокатиться на нашем автобусе и понаблюдать в окошко за осенней природой. Сегодня нашим водителем будет Никита.

Логопед совместно с детьми выполняет уже отработанные движения под логоритмику Железновой «Автобус».

6.        Упражнение «Хлопушки».

(Развитие навыка слогового анализа слов).

Логопед приглашает детей к столу.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Хлопушки»: прохлопаем слова-названия деревьев и определим, какое слово самое длинное, а какое – самое короткое. Каждое слово состоит из частей. Длинное слово состоит из нескольких частей – хлопков, а короткое – из одной части, одного хлопка.

Дети совместно с логопедом выполняют задание и определяют,  длинные и  короткие слова по количеству хлопков.

Слова: ря-би-на, о-си-на, дуб, ель, сос-на, клен, бе-ре-за.

Затем логопед просит каждого ребенка прохлопать слово-название дерева и определить, сколько частей  в слове.

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились и с этим трудным заданием.

7.        Упражнение «Сложи картинку». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия)

Логопед. Ой, я совсем забыла - сегодня утром приходил в центр почтальон и принес для вас письма. Давайте их откроем и посмотрим, что же там?

Дети выполняют задание.

Логопед. А в них части картинок. Выполните задание почтальона – сложите картинки по образцу.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять    (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать          (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы                     (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья клена,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем  (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

9.        Упражнение «Лабиринт». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. Активизация словаря)

Логопед раздает заранее заготовленные листочки.

Логопед. Посмотрите внимательно на свои картинки, и подумайте, какие запасы могут делать на зиму все, кто нарисован на картинке. (Ответы детей)

А теперь, возьмите в руки простые карандаши и проверьте свои ответы, дойдя по лабиринту.

Дети выполняют задание.

Логопед. Как вы думаете, что запасает на зиму человек?

(Ответы детей)

10.        Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

Занятие № 2

Коррекционно-образовательные цели: Закрепить представления о периодах осени и их характерных особенностях. Учить образовывать слова-антонимы. Учить выделять звук [а] из ряда гласных. Познакомить с буквой А.

Коррекционно-развивающие: Развивать логическое мышление, связную речь; фонематическое восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: Картинный материал на тему «Осень» (С. В. Вохринцевой), картинки на звук [а],  зеркала, книга Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», мр 3 Железновой «Автобус», пеналы, тетради, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед. Первым сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года? (Осень)

Какой месяц  осени сейчас идет? (Октябрь)

Какие изменения в природе происходят осенью? (На улице стало холодно, часто идет дождь, трава желтеет, листья с деревьев опадают, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.)

Почему осень называют золотой? (Потому что листья на деревьях желтеют, и когда мы смотрим на осенний лес, он кажется золотым)

  1. Игра «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ».

Логопед. А сейчас, игра-соревнование: кто первым отгадает, о каком дереве говорится в загадке – получит наклейку в тетрадь.

Дети отгадывают загадки о деревьях и получают наклейки.

Я из крошки-бочки вылез,       Русская красавица стоит на поляне,             Корешки пустил и вырос,        В зелёной кофточке, в белом сарафане.      
Стал высок я и могуч,                                                    
(Берёза)                       
Не боюсь ни гроз, ни туч.                                                                                
Я кормлю свиней и белок –                                                                                                      Ничего, что плод мой мелок.
  (Дуб)
Все знают, что у елки                  Весною зеленела,
Не листья, а иголки,                    Летом загорала,
И так же, как она                         Осенью надела
С иголками ...                               Красные кораллы.
(Сосна)                                 (Рябина)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
 (Ёлка)

  1. Упражнение «Скажи наоборот».

Логопед. Давайте продолжим нашу игру. Я говорю предложение  и кидаю вам мяч, а вы кидаете мяч обратно и называете слово с противоположным значением. Например: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иголки длинные,  а у ели …

У дуба ствол толстый, а у березы …

У клена листья большие, а у березы …

У березы ствол светлый, а у березы …

  1. Упражнение «Лебединые перышки». [Развитие силы и длительности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.]

Дети и логопед остаются стоять на ковре. Логопед достает контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи. Логопед.

Над нашим центром сегодня пролетела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не надувайте щеки.

Упражнение проводится 3—4 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

5. Артикуляционная гимнастика [Развитие артикуляционной моторики.] Упражнения: «Улыбочка»-«Хоботок», «Лопата»,  «Накажем непослушный язычок», «Горка»).

6. Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)

Логопед совместно с детьми выполняет уже отработанные движения под логоритмику Железновой «Автобус».

7. Знакомство со звуком [а].

Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит: «Это Алик». Подчеркивает, что в слове Алик на первом месте звуке. Аналогично демонстрируется и анализируется картинка с изображением девочки Ани.

Педагог выставляет новые картинки: ананас, аист, апельсин, арбуз, автобус. Дети произносят первый звук в названии каждой картинки.

8. Артикуляция звука а (рот широко открыт).

Дети произносят звук хором и по одному.

9. Характеристика звука а (гласный звук).

10. Упражнение «Внимательные ушки»

Выделение звука в из ряда гласных звуков. Логопед произносит гласные звуки а-у-о-ы-а-и-э-у..

Услышав звук а, дети хлопают в ладоши.

Далее доводится аналогичная игра на беззвучную артикуляцию.

11.Знакомство с буквой а.

Показ буквы.

«Из скольких элементов состоит буква?»

Выкладывание буквы из палочек.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы в тетради.

12. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

 Занятие № 3

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных). Учить выделять звук [у] из ряда гласных. Познакомить с буквой У.

Коррекционно-развивающие цели. Воспитание длительного плавного выдоха, развитие речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к природе.

Оборудование. Зеркала, рабочие тетради, пеналы с цветными карандашами, счетные палочки, мяч, плоскостные изображения деревьев и листьев, презентация (картинки на звук [у]), книга «Веселая артикуляционная гимнастика» Н. В. Нищевой.

Предварительная работа. Рассматривание деревьев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.

         Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие памяти.]

Дети входят в кабинет с листьями в руках. Логопед приветствует их. На наборном полотне выставлены плоскостные изображения: береза, дуб, клен, рябина.

Логопед. Проходите к доске. Посмотрите на деревья. Закрепите листики на тех деревьях, с которых они опали.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 -й р е б е н о к. Это лист березы.

Логопед. Что помогло тебе узнать березу?

1-й ребенок. Белая кора.

2-й ребенок. Это лист дуба.

Логопед. Что помогло тебе узнать дуб?

2-й ребенок. Толстый ствол.

3-й ребенок. Это лист клена.

Логопед. Что помогло тебе узнать клен?

3-й ребенок. Прямой гладкий ствол.

4-й ребенок. Это лист рябины.

Логопед. Что помогло тебе узнать рябину?

4-й ребенок. Красные ягоды.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо выполнили задание. А теперь проходите за стол и правильно сядьте.

2. Артикуляционная гимнастика [Развитие артикуляционной моторики.] Упражнения: «Улыбочка»-«Хоботок», «Лопата»,  «Накажем непослушный язычок», «Горка»).

3. Работа в тетради. [Развитие мышления, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Посмотрите, что вы видите в тетради?

Дети. Зонт. Сапоги.

Л о 10 и е д. Послушайте загадки. Вот эта загадка про зонт.

В плохую погоду

Я с вами хожу,

А в солнечный день

Я свернувшись лежу.

Вот эта загадка про сапоги

                                    Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь, у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

Отгадать загадку про зонт помогают слова о том, что в плохую погоду он с вами на прогулке, а в хорошую лежит дома. А какие слова помогают отгадать загадку про сапоги?

Дети. Топать-шлепать по болотам.

Логопед. Правильно. А теперь давайте обведем зонт и сапоги в тетради по краю-контуру простым карандашом. Потом вы выберете цветной карандаш и раскрасите зонт, а сапоги раскрасите после дневного сна.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как сидят дети, правильно ли они держат карандаш, оказывает необходимую помощь.

Логопед. Расскажите, какой у каждого из вас зонт, старайтесь отвечать полным ответом. Например: У меня красный зонт.

1-й ребенок. У меня красный зонт.

2-й ребенок. У меня синий зонт.

3-й ребенок. У меня зеленый зонт.

4-й ребенок. У меня желтый зонт.

Логопед. У вас очень красивые разноцветные зонты.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Логопед совместно с детьми выполняет уже знакомое упражнение, выразительно и эмоционально произнося стихотворение.

5. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

6.Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)

Логопед совместно с детьми выполняет уже отработанные движения под логоритмику Железновой «Автобус».

7. Игра «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных). Развитие ловкости.]

 Логопед. Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю одно дерево, а вы ловите мяч, бросаете его мне и называете много деревьев. Например: дуб — дубы.

Далее,  в ходе игры логопед называет следующие деревья: береза (березы), каштан (каштаны), ель (ели), клен (клены).

8. Знакомство со звуком [у], буквой У.

Логопед. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что осенью происходят изменения не только в природе, но и в жизни птиц. Птицам  не хватает корма, и поэтому они улетают в теплые края. Попробуйте отгадать, о какой птице говорится в загадке.

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно это – (утка).

Правильно, вы угадали, это – утка. А какой первый звук мы слышим в слове утка (Логопед выделяет голосом звук [у]).

Артикуляция звука [у]:

Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами. Дети произносят звук у хором и по одному.

Характеристика звука.

Знакомство с буквой у.

Показ буквы.

9. Презентация буква У.

10. Выкладывание буквы из палочек.

 «Из скольких элементов состоит буква?»

11. Работа в тетради.

Прорисовывание буквы в воздухе. Печатание буквы.

12. Упражнение «Топни-хлопни». [Развитие речевого слуха: различение на слух длинных и коротких слов.]

Логопед предлагает детям встать в круг.

Логопед. Сейчас я буду произносить разные звуки. Если вы услышите звук [у], то хлопните в ладоши. Если услышите другой звук, то топните ногой.

Логопед произносит звуки:  а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у...

13. Итог занятия.


Логопед. Отлично! Вы были очень внимательными. А теперь возвратитесь к столу. Садитесь.

5. Игра «Подбери признаки». [Развитие мышления, памяти, диалогической речи.]

Логопед раскладывает на столе небольшие предметные картинки: зонт, резиновые сапоги, лыжи, спасательный круг, красный кленовый лист, снежинку. На мольберт выставляется сюжетная картина с изображением осеннего пейзажа.

Логопед. Посмотрите на большую картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так думаете?

1-й р е б е н о к. Осень.

2-й ребенок. Идет дождь.

3-й ребенок. Улетают птицы.

4-й ребенок. Опадают листья.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо рассказали об осени. А сейчас посмотрите на маленькие картинки. Что вы видите на них?

Дети. Резиновые сапоги, снежинку, лыжи, лист клена, спасательный круг, корзинку, зонт.

Логопед. Правильно. Выберите только те картинки, которые имеют отношение к осени, и прикрепите их вокруг большой осенней картины.

Дети выполняют задание. Если речевые возможности детей позволяют, логопед может предложить им объяснить, почему выбрана данная картинка.

Логопед. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали эти картинки.

1-й ребенок. Осенью листья клена красные.

2-й ребенок. Осенью много грибов. Нужна корзинка.

3-й ребенок. Осенью много луж. Нужны резиновые сапоги.

4-й ребенок. Осенью идет дождь. Нужен зонт.

Логопед. Задание выполнено, и вы можете отдохнуть. Выходите на ковер.

Дети выходят на ковер.

6. Игра «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных). Развитие ловкости.]


Логопед. Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю одно дерево, а вы ловите мяч, бросаете его мне и называете много деревьев. Например: дуб — дубы.

Далее в ходе игры логопед называет следующие деревья: береза (березы), каштан (каштаны), ель (ели), клен (клены).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

8. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед предлагает сделать уже знакомые детям упражнения: «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка», «Лопата». В качестве зрительной опоры используются игрушки — лисенок, волк, слон, щенок.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети. Мы занимались у зеркала, играли в мяч, учились слушать длинные и короткие слова.

Логопед. Вы очень хорошо выполняли мои задания.

Далее педагог оценивает работу каждого ребенка. (Если речевые возможности детей не позволяют подвести итог занятия, логопед сам перечисляет, чем и для чего занимались дети.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительному творчеству "Осеннее дерево"

Конспект занятияпо изобразительной деятельности с использованием нетрадиционнойтехники рисования  (средний дошкольный возраст).  « Осеннее дерево»...

КОНСПЕКТ занятия по теме: «Золотая осень» (рисование осенней травки)

Тип занятия: художественное творчество (рисование)Программные задачи: Воспитывать желание проявлять интерес к окружающему миру; расширять элементарные представления об осени (сезонные изменения, одежд...

Конспект занятия Рисование мятой бумагой «Осеннее дерево»

                  Конспект занятия по рисованию «Осенние деревья».Цель:-познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования – рис...

Справка от 14.09.2021 № 49440, о том, что публикация «Конспект занятия на тему «Золотая осень»» получила положительную экспертную оценку и опубликована на страницах электронного журнала Академия Развития Творчества «АРТ-Талант»

Справка от 14.09.2021 № 49440, о том, что публикация «Конспект занятия на тему «Золотая осень»» получила положительную экспертную оценку и опубликована на страницах электронног...