Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Потапова Людмила Михайловна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква “С”»

 

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

—познакомить детей со звуком и буквой С;

—научить характеризовать звук С  по акусти­ческим и артикуляционным признакам;

—научить анализировать слова типа «СГС», читать их.

Коррекционно-развивающие:

—развивать у детей фонематические процессы;

—упражнять в выделении звука С в  на­чале, середине и конце слова;

—закреплять понятия: слог, слово, предложение;

—развивать умение делить слова на слоги;

—развивать умение в составлении слов из разрезной азбуки;

—развивать умение в составлении предложений по опорным словам с предлогами;

—развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

—воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

 — развивать фантазию и творческое воображение.

 

Оборудование:

1.     Зеркала индивидуальные.

2.     Пособие на длительность произношения звука.

3.     “Теремки” для согласных звуков.

4.     Игрушки, в названиях которых есть звук “С”.

5.     Индивидуальные кассы букв.

6.     Набор предметных картинок на звук “С”.

7.     Карточки со словами.

8.     Шапочки-маски животных.

 

План занятия:

1.     Организационный момент.

2.     Артикуляционная гимнастика.

3.     Постановка цели занятия.

4.     Уточнение артикуляции звука.

 

 

 

 

5.     Развитие фонематического слуха. Минутка психологического комфорта.

6.     Знакомство с буквой “С”.

7.     Закрепление звука “С” в начале, середине и конце слова.

8.     Работа с кассой букв. Подбор слов к схеме, чтение слов.

9.     Полный звуко-слоговой анализ слова типа “СГС”.

10.                       Игра “Живые звуки”

11.                       Физминутка.

12.                       Работа в тетрадях. Обводка и штриховка буквы “С”.

13.                       Закрепление звука “С” в предложениях. Работа с деформированными предложениями.

14.                       Деление слов на слоги (игра-инсценировка)

15.                       Заключительная часть. Коллективное складывание разрезной картинки. Ход занятия:

1. Оргмомент.

2.Артикуляционная гимнастика.

• Упражнение для щек

• “Трубочка” - “Улыбочка”

• “Почистим нижние зубки”

• “Ковшик”

• “Грибок”

3. Сегодня мы продолжим путешествие по стране звуков и букв. С каким звуком мы сегодня познакомимся вы узнаете из этого стихотворения. “Свист”.

В таких словах - повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

“Собака”, “сумка”, “сахар”, “лист”-

Сейчас вам стало ясно?

Догадались? /Со звуком “С”/

Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком “С”.

4. Кто хочет четко произнести этот звук?/ Отвечают 2-3 чел., владеющие звуком/.

Теперь хором произнесем.

- Что делают губы, когда говорим “С”? / Губы в улыбочке/

- А язык в каком положении? /Широкий кончик языка упирается в нижние зубы/

- Какой ветерок идет изо рта? Проверьте ладошкой. / Сильная и холодная воздушная струя выходит посередине языка./

- Какой это звук – гласный или согласный? /Согласный/ Почему? /Воздух встречает преграду из зубов/

- Он звонкий или глухой? /Глухой/

Проверьте ладошкой, дрожит ли горлышко?

- Длительно потяните этот звук, пока тянется ниточка. /Хором: с – с – с./

5. Я буду рассказывать, а вы закройте глаза и представьте, о чем я говорю. Но, если услышите слово со звуком “С” - хлопните в ладоши.

Закрыли глаза. Я начинаю.

“ Наступило лето. Мы пришли в лес. Мы стоим на поляне.

Ярко светит солнце. Вам уже жарко. Слышите, как поет соловей?

Растет много цветов: ромашки, васильки, лютики.”

Молодцы! Вы немного отдохнули, а я убедилась, какие у вас внимательные ушки.

6. У каждого звука есть подружка – буква.

У звука “С” - буква “ЭС”.

Этот звук обозначается на письме буквой “ЭС”. /показ буквы/

Что напоминает эта буква по форме? /Полукруг, подкову…/

Эта буква согласная или гласная? /Согласная/

Она глухая или звонкая? /Глухая/

Тогда поместим букву в синий теремок, в половину, где флюгер – глухарь.

Эта буква новая, мы с ней только познакомились, а новая буква, как бы именинница. И, конечно, к ней в гости пришли игрушки, в названиях которых есть звук “С”. / Слон, кукла, ослик, собака, лиса, автобус/

- Назовите их. Определите место звука “С” в слове.

А почему – кукла? Давайте дадим ей имя на “С”. /Придумывают имена: Соня …/

7. Откроем домики для наших букв.

Поставьте свои маленькие буквы в нужное окошечко. На доске выставляется схема слога типа “СГС” и ряд картинок из 1, 2, 3-х слогов / маски, сук, сумка …/ - Выберите из картинок слова, подходящие к схеме. /сук…/

- Сложите это слово из букв разрезной азбуки. Прочтите. Сколько слогов в этом слове? Сколько всего букв? Назовите согласные буквы. Гласные.

8. Физминутка. Давайте отдохнем.

1. Вытянуть руки вперед, соединить ладони, не разжимая рук, проворачивать ладони.

2. А теперь – “Минутка фантазии”

а/. “Назойливый комарик”. Произнося звук “С-С-С”, следим глазами и рукой за воображаемым комаром, потом резко сжимаем кулак – комарик пойман.

б/ “Дверь”. Движение рук от себя в стороны с усилием, как будто мы разжимаем дверь, которая нас придавила в автобусе.

в/ “Мое зеркало”. Протираем “зеркало” рукой перед собой по плоскости. Дети зеркально подражают.

9. Поработаем за столами. Открыли тетради. Обведите букву “С” по контуру простым карандашом и заштрихуйте слева направо – синим. Почему синим?/ буква согласная/.

10. Я составила предложения, слова записала на полосках, но слова рассыпались, перепутались. Помогите мне снова собрать предложения из слов. Разделимся на 2 команды, потом проверим работу другой команды.

- На сосне сова. -У скамейки собака.

11. Я расскажу вам сказку. Вы сами будете ее героями. /Назначаются роли, одеваются шапочки зверей: слон, жираф, мартышка, черепаха, крокодил, бегемот, тигр, удав/

“Однажды друзья пришли в гости к удаву. “Заходите, пожалуйста”,- услышали они приветливый голос удава, но за длинным телом головы его не увидели. /Герой –Удав, здоровается, приглашает гостей/

Уважаемые звери! Посмотрите, удав очень длинный! Он вас не услышит, если вы будете стоять у хвоста. Сейчас каждый из вас сделает к голове Удава столько шагов, сколько слогов в его названии. Кто начнет? /Ребенок четко произносит название животного, чтобы все дети услышали, потом начинает шагать по слогам/. Сколько ты сделал шагов? Сколько слогов в твоем названии?

/Аналогично шагают все “звери”/. Кто ближе всех подошел к голове Удава? /Черепаха/. Значит в чьем названии больше всего слогов? Вот все друзья и собрались!

12. Итог. Я приготовила для вас сюрприз. За правильные ответы я давала вам сегодня необычные фишки. Все вместе мы сможем составить из них картинку. А кто на ней нарисован - вы сами увидите.

/Дети коллективно составляют разрезную картинку на фланелеграфе или на столе из квадратиков, которые они получали на занятии за правильные ответы/.

Молодцы, вы отлично поработали!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква “С”»

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

  • познакомить детей со звуком и буквой С;
  • научить характеризовать звук С  по акустическим и артикуляционным признакам;
  • научить анализировать слова типа «СГС», читать их.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей фонематические процессы;
  • упражнять в выделении звука С в  начале, середине и конце слова;
  • закреплять понятия: слог, слово, предложение;
  • развивать умение делить слова на слоги;
  • развивать умение в составлении слов из разрезной азбуки;
  • развивать умение в составлении предложений по опорным словам с предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

—воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

 — развивать фантазию и творческое воображение.

Оборудование:

  1. Зеркала индивидуальные.
  2. Пособие на длительность произношения звука.
  3. “Теремки” для согласных звуков.
  4. Игрушки, в названиях которых есть звук “С”.
  5. Индивидуальные кассы букв.
  6. Набор предметных картинок на звук “С”.
  7. Карточки со словами.
  8. Шапочки-маски животных.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Постановка цели занятия.
  4. Уточнение артикуляции звука.

  1. Развитие фонематического слуха. Минутка психологического комфорта.
  2. Знакомство с буквой “С”.
  3. Закрепление звука “С” в начале, середине и конце слова.
  4. Работа с кассой букв. Подбор слов к схеме, чтение слов.
  5. Полный звуко-слоговой анализ слова типа “СГС”.
  6. Игра “Живые звуки”
  7. Физминутка.
  8. Работа в тетрадях. Обводка и штриховка буквы “С”.
  9. Закрепление звука “С” в предложениях. Работа с деформированными предложениями.
  10. Деление слов на слоги (игра-инсценировка)
  11. Заключительная часть. Коллективное складывание разрезной картинки. Ход занятия:

1. Оргмомент.

2.Артикуляционная гимнастика.

• Упражнение для щек

• “Трубочка” - “Улыбочка”

• “Почистим нижние зубки”

• “Ковшик”

• “Грибок”

3. Сегодня мы продолжим путешествие по стране звуков и букв. С каким звуком мы сегодня познакомимся вы узнаете из этого стихотворения. “Свист”.

В таких словах - повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

“Собака”, “сумка”, “сахар”, “лист”-

Сейчас вам стало ясно?

Догадались? /Со звуком “С”/

Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком “С”.

4. Кто хочет четко произнести этот звук?/ Отвечают 2-3 чел., владеющие звуком/.

Теперь хором произнесем.

- Что делают губы, когда говорим “С”? / Губы в улыбочке/

- А язык в каком положении? /Широкий кончик языка упирается в нижние зубы/

- Какой ветерок идет изо рта? Проверьте ладошкой. / Сильная и холодная воздушная струя выходит посередине языка./

- Какой это звук – гласный или согласный? /Согласный/ Почему? /Воздух встречает преграду из зубов/

- Он звонкий или глухой? /Глухой/

Проверьте ладошкой, дрожит ли горлышко?

- Длительно потяните этот звук, пока тянется ниточка. /Хором: с – с – с./

5. Я буду рассказывать, а вы закройте глаза и представьте, о чем я говорю. Но, если услышите слово со звуком “С” - хлопните в ладоши.

Закрыли глаза. Я начинаю.

“ Наступило лето. Мы пришли в лес. Мы стоим на поляне.

Ярко светит солнце. Вам уже жарко. Слышите, как поет соловей?

Растет много цветов: ромашки, васильки, лютики.”

Молодцы! Вы немного отдохнули, а я убедилась, какие у вас внимательные ушки.

6. У каждого звука есть подружка – буква.

У звука “С” - буква “ЭС”.

Этот звук обозначается на письме буквой “ЭС”. /показ буквы/

Что напоминает эта буква по форме? /Полукруг, подкову…/

Эта буква согласная или гласная? /Согласная/

Она глухая или звонкая? /Глухая/

Тогда поместим букву в синий теремок, в половину, где флюгер – глухарь.

Эта буква новая, мы с ней только познакомились, а новая буква, как бы именинница. И, конечно, к ней в гости пришли игрушки, в названиях которых есть звук “С”. / Слон, кукла, ослик, собака, лиса, автобус/

- Назовите их. Определите место звука “С” в слове.

А почему – кукла? Давайте дадим ей имя на “С”. /Придумывают имена: Соня …/

7. Откроем домики для наших букв.

Поставьте свои маленькие буквы в нужное окошечко. На доске выставляется схема слога типа “СГС” и ряд картинок из 1, 2, 3-х слогов / маски, сук, сумка …/ - Выберите из картинок слова, подходящие к схеме. /сук…/

- Сложите это слово из букв разрезной азбуки. Прочтите. Сколько слогов в этом слове? Сколько всего букв? Назовите согласные буквы. Гласные.

8. Физминутка. Давайте отдохнем.

1. Вытянуть руки вперед, соединить ладони, не разжимая рук, проворачивать ладони.

2. А теперь – “Минутка фантазии”

а/. “Назойливый комарик”. Произнося звук “С-С-С”, следим глазами и рукой за воображаемым комаром, потом резко сжимаем кулак – комарик пойман.

б/ “Дверь”. Движение рук от себя в стороны с усилием, как будто мы разжимаем дверь, которая нас придавила в автобусе.

в/ “Мое зеркало”. Протираем “зеркало” рукой перед собой по плоскости. Дети зеркально подражают.

9. Поработаем за столами. Открыли тетради. Обведите букву “С” по контуру простым карандашом и заштрихуйте слева направо – синим. Почему синим?/ буква согласная/.

10. Я составила предложения, слова записала на полосках, но слова рассыпались, перепутались. Помогите мне снова собрать предложения из слов. Разделимся на 2 команды, потом проверим работу другой команды.

- На сосне сова. -У скамейки собака.

11. Я расскажу вам сказку. Вы сами будете ее героями. /Назначаются роли, одеваются шапочки зверей: слон, жираф, мартышка, черепаха, крокодил, бегемот, тигр, удав/

“Однажды друзья пришли в гости к удаву. “Заходите, пожалуйста”,- услышали они приветливый голос удава, но за длинным телом головы его не увидели. /Герой –Удав, здоровается, приглашает гостей/

Уважаемые звери! Посмотрите, удав очень длинный! Он вас не услышит, если вы будете стоять у хвоста. Сейчас каждый из вас сделает к голове Удава столько шагов, сколько слогов в его названии. Кто начнет? /Ребенок четко произносит название животного, чтобы все дети услышали, потом начинает шагать по слогам/. Сколько ты сделал шагов? Сколько слогов в твоем названии?

/Аналогично шагают все “звери”/. Кто ближе всех подошел к голове Удава? /Черепаха/. Значит в чьем названии больше всего слогов? Вот все друзья и собрались!

12. Итог. Я приготовила для вас сюрприз. За правильные ответы я давала вам сегодня необычные фишки. Все вместе мы сможем составить из них картинку. А кто на ней нарисован - вы сами увидите.

/Дети коллективно составляют разрезную картинку на фланелеграфе или на столе из квадратиков, которые они получали на занятии за правильные ответы/.

Молодцы, вы отлично поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности"

конспект логопедического занятия развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР

Данный конспект предназначен для проведения занятий с детьми с ОНР...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Домашние животные»

Коррекционно-развивающие задачи: 1.Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2.Учить детей согласовывать числительные с существительными. 3.Развивать логическое мышление ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Многозначные слова»

Данное занятие помогает уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов, познакомить с многозначными словами, развивать внимание и мышление....