Мастер-класс по массажу "Послушные ручки"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Мнацаканян Светлана Викторовна

Мастер класс по массажу рук для развития мелкой моторики. Данный МК завершает первый этап проекта "Послушные ручки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mk_massazh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8

Г. КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МАСТЕР-КЛАСС ПО МАССАЖУ

«Послушные ручки»

Подготовили и провели:

Учитель-логопед Мнацаканян С.В.

Воспитатель Бородина Е.В.

Февраль, 2016г.

С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук - ручной и речевой моторики.  Восточные специалисты считают, что  игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Современные исследования подтвердили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.  Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих на мелкую и артикуляционную моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы с детками с нарушениями речи. Именно поэтому в нашей группе стартовал долгосрочный проект «Послушные ручки».

После тестирования наших деток, я пришла к выводу, что они имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. Отмечаются: моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела), неточные движения при выполнении артикуляционной гимнастики («язык не слушается»). Сейчас подходит к концу первый этап проекта, во время которого мы с детками проводили массаж и самомассаж рук. А сегодня я бы хотела показать вам, дорогие родители, каким образом продолжать начатое нами дело. Закрепить и ввести в привычку такую нужную процедуру, как массаж.

В  работе с детьми мы используем обычные и нетрадиционные приемы массажа и самомассажа пальцев  рук. Лучше всего движения производить при участии речи. Можно в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, а также вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. 

Массажу и самомассажу необходимо уделять хотя бы 10-15 минут каждый день, тогда развитие речи будет идти быстрее. А так же массаж способствует укреплению здоровья Вашего ребенка. 

Для начала, я хотела бы вам показать приемы обычного массажа рук, которые рекомендую сочетать с речевыми играми. То  есть вы сидите с ребенком друг против друга, играете в игру, например «Слова», и одновременно с этим проводите массаж рук.  Попробуем?

Первое упражнение

Поглаживаем всей ладонью тыльную поверхность ладони по пальцам, и до локтя.

Второе упражнение

Несколькими пальцами, можно сжать их в щепоть, поглаживаем пальчики ребенка от кончиков с тыльной, ладонной и по боковым сторонам. После поглаживания, пальчики можно пощипать. Каждый пальчик массируем в отдельности, начинаем с мизинчика.

Третье упражнение

Простукивание подушечками пальцев тыльной и ладонной сторон от основания пальчиков до запястья.

Четвертое упражнение

Сжатым кулаком растираем прямолинейно и по кругу, от пальчиков к запястью по обеим сторонам ладони.

Пятое упражнение

Руку ребенка укладываем на стол, фиксируем в запястье и поднимаем максимально высоко пальчики по очереди. Затем руку переворачиваем и загибаем пальцы, также, по очереди. А потом, каждым пальчиком делаем круговые движения.

Шестое упражнение

Просим ребенка расслабить руку, подхватываем ее в районе локтя и немного встряхиваем ее.

Заканчиваем массаж легким поглаживаем обеих рук.

(показывает учитель - логопед)

Так же, в массаже можно использовать различные подручные средства, например, бытовую щетку:

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касается не только пальцев, но и ладони. Направления движения – к себе. Можно приговаривать:

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

(Показывает воспитатель логопедической группы)

А сейчас предлагаю немного переключить ваше внимание на другие части нашего тела. Дело в том, что массаж очень полезная процедура. А с учетом того, что нашим деткам нужна небольшая помощь в  артикуляционного аппарата, то массаж лица нам не повредит.

Поглаживающие движения по основным массажным линиям:

—        от середины лба к вискам;

—        вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);

—        по мышцам щек (от крыльев носа к вискам);

—        от середины подбородка к ушам.

Приговариеваем:

Солнышко проснулось, деткам улыбнулось. Лучиками провело, личико погладило.

Спираливидные движения в тех же направлениях - Стали пальчики плясать, лобик, щечки растирать. Так плясали, так плясали, тучку с дождиком позвали...

Постукивающие движения в тех же направляения — Дождик, дождик, веселей, Капай, капай не жалей! Кап, кап, кап, кап...

Обеими ладонями дети самостоятельно «умывают» лицо - Водичка убегала, личико умывала.

Массаж лица желательно проводить перед артикуляционной гимнастикой. Со временем, массаж лица взрослым ребенку переходит в самомассаж.

(Показывает учитель – логопед)

И мы сейчас с вами пререходим к самомассажу, во время которого родители выполняют приемы совместно с детьми, а так же осуществляют контроль за действиями своих деток. (Демонстрацию самомассажа проводит воспитатель логопедической группы, а учитель-логопед следит за правильным выполнением упражнений и произносит потешки).

Самомассаж ладоней  и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок.

Метод Су-джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой.  На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые  можно влиять на соответствующий этой точке орган человека,  то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. 

Массаж  проводится при  помощи массажных шариков в комплекте с массажными  металлическими кольцами,  в сочетании со словесными играми и упражнениями.

Участники повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю, Назад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Самомассаж Су – Джок шарами  можно использовать и для развития памяти, внимания: участники выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину. (Игра учителя - логопеда с родителями и детьми)

Су – Джок шары можно использовать при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнение «Один -много». 

Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе, получивший шарик, откатывает его, называя существительные во множественном числе (дом-дома, окно-окна, стол-столы, стул-стулья, звезда –звёзды, ухо-уши)

Массаж  или самомассаж пальцев эластичным кольцом.

Участники поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,   /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Для самоммассажа рук можно использовать различный подручный материал. Например, карандаш. Энергично растираем карандаш между ладонями, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим — И огонь себе добудем.

Или

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого. Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

Самомассаж крупами (сухой бассейн). Руки опускаются в крупу и детки «месят тесто».

Раскатаем колобок, Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять, Будем няне (маме) помогать.

Или

Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё помесить попросили.
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

Упражнения  с крупами могут быть самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать.

Есть еще много различных подручных средств, которые можно использовать для массажа, но все их мы опробовать не успеем, поэтому могу вам их перечислить, а вы дома сможете поэкспериментировать. Для самомассажа можно использовать деревянные катушки от ниток, бусы, пластилин или соленое тесто, шарики марблс, шарики для пинг-понга, бигуди и даже перья.

Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча помогла вам узнать то новое, что поможет нам, совместными усилиями, развить правильную и грамотную речь у ваших и наших деток.

Список литературы.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Моисеева Р. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2000. — №10. –  С.42.

Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Интеренет-источники:

1. http://tmndetsady.ru/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/avtorskie-posobiya/news6276.html

2. http://newfound.ru/konspekty/razlichnye-temy/master-klass-dlia-roditelei-kak-prostye-dvizheniia-ruk-razvivaiut-rech/

3. nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс в технике бумажное моделирование и конструирование "Умелые ручки"

Мастер класс в технике бумажное моделирование и конструирование "Умелые ручки"...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...

МАСТЕР-КЛАСС ПОДГОТОВИМ РУЧКИ К РУЧКЕ

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

МАСТЕР-КЛАСС "ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ 3D-РУЧКОЙ"

МАСТЕР-КЛАСС"ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ 3D-РУЧКОЙ"...

Мастер-класс для родителей «Очумелые ручки» (рисуем вместе с мамой)

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атм...

Мастер-класс для родителей «Умелые ручки»

Мастер-класс для родителей «Умелые ручки» Воспитатели Чубаева В.В.                         Зверькова О.В...