логопедическое занятие по теме "Деревья осенью"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Закрепить представления детей об осени , деревьях осенью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pro_osen_podya_s.a.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  занятия по развитию речи

Тема: «Деревья осенью»

 Средняя группа

Цель: закрепить у детей представления об осени, деревьях осенью.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить и  уточнить представления об осени, её приметах. Активизировать словарь по теме, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки, слова-действия.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительного внимания и восприятия, речевого и фонематического слуха, памяти, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: корзинка с сосновыми шишками, игрушка ёжик, листья со звуками, парные листья различных деревьев, елка искусственная.

Предварительная работа: чтение сказки В. Рапова «Ёжинька и белочка».

Ход занятия:

Логопед: Ребята, вы заметили, что наш участок за последнее время изменился?

 Что произошло?

 Как вы узнали, что осень наступила?

Как изменились деревья с приходом осени?

Какие деревья не изменились, почему? ( Ель, сосна). Про эти деревья даже загадку придумали: «Зимой и летом одним цветом».

А кто знает, что растёт на ёлке? (шишки да иголки). Посмотрите, под ёлкой лежат шишки. Это шишки еловые. ( Дети находят под елкой ежа)

- Здравствуй, ежик. Как вы думаете, детки, что ёжик делает под ёлкой? ( строит норку для зимней спячки).  А зачем ему норка? Чем утепляет ежик свою норку? Зачем он это делает? Ведь у ёжика нет теплой шубки, у него…иголки. Он даже немного на елку похож. Чем он похож на ёлку? А чем отличается от неё? Ой, посмотрите, да у ёжика в корзине шишки лежат, но не еловые, а сосновые. Где он их набрал? (под сосной). И он предлагает нам поиграть с ними. Сосновые шишки совсем не такие, как еловые, они колючие и тоже немного похожи на ёжика.

Самомассаж с помощью шишки.

«Ёжик, ёжик, спрячь иголки. Мы ведь дети, а не волки »

Логопед: А ещё у ёжика в корзинке есть листочки. Можно с ними поиграть. ( Дети разбирают листья)

Игра: «Найди пару»

(Дети произвольно бегают по группе. По сигналу педагога должны подойти к ребенку, у которого такой же листик)

Посмотрите внимательно, все ли листья одинаковые? Нет, они с разных деревьев.

Этот лист с берёзы – он…березовый

Этот лист с дуба – он…дубовый

Этот лист с рябины – он…рябиновый

Этот лист с липы – он…липовый

Этот лист с тополя – он…тополиный

Этот лист с клёна – он…кленовый.

(Спросить у каждого ребенка, какой у него лист. Ребенок кладет его в корзинку)

Логопед: А какие деревья растут на нашем участке?

( Ответы детей)

Логопед: Ребята, а теперь давайте прохлопаем их названия.

(бе-ре-за, сос-на, ка-ра-гач, ли-па, о-си-на, то-поль, ря-би-на)

Логопед: Посмотрите, на полочке лежит липовый лист. Как он сюда попал? Что помогает листьям летать? На что похожи падающие листья? (ответы детей).

Мы с вами сейчас тоже побудем ветерком. Будем дуть на листья, чтобы они полетели.

Упражнение на дыхание «Сдуй листик с ладошки»

(Дети берут любой листок  и кладут на ладошку. Делаем глубокий вдох носом, и стараемся сдуть листик воздушной струёй)

Упражнение фоноритмика.  На бумажных листьях написаны гласные А, О, И, У. Логопед поднимает листик, называет его и поёт звук вместе с детьми, делая глубокий вдох носом)

Логопед: Ребята, когда листья падают, они поют песни.

Дубовый лист поет: О-О-О

Березовый лист поёт: А-А-А

Кленовый лист поёт: У-У-У

Рябиновый лист поёт: И-И-И

Игра: Где листики

Логопед: Ребята, совсем скоро выпадет снег и спрячет наши листочки, а сейчас листья не лежат, а играют с ветерком, посмотрите, где только они не спрятались! Возьмите листок и подержите его над головой, а теперь, спрячьте за спину, положите между ладошками, возьми листик в правую руку и покружись. Молодцы, ребята! А теперь возьмите листочки и положите под елку ежику, пусть он построит себе норку, и пусть она будет теплая и уютная.

Ну вот, наше необычное занятие подошло к концу. Какое задание понравилось больше всего? Что запомнилось?

Деревья осенью

Воспитатель. - Заметили ли вы, что наш участок изменился за последнее время?

Что же произошло?

Как вы узнали, что наступила осень?

Как изменились деревья с приходом осени?

Какие деревья не изменились? Почему?

Про эти деревья придумали загадку: зимой и летом одним цветом. А кто знает, что растет на елке? (шишки да иголки).

 Посмотрите на них, вот они лежат под ёлкой, это шишки еловые. (находят под ёлкой ежа)

- Что ты делаешь здесь, ёжик? (норку к зиме готовлю.)

- А что делает ёжик зимой?

Прежде чем лечь на зимнюю спячку, ёжик хочет с вами поиграть. Посмотрите, у него в корзинке шишки, но не еловые, а сосновые. Они совсем не такие, как еловые, они колючие, как ёжик. Давайте их покатаем в ладошках.

«Ёжик, ёжик, спрячь иголки, мы же дети, а не волки»

Давайте посмотрим на ёжика и на ёлку. Чем они похожи?

А чем отличаются?

Логопед. А ещё у ёжика в корзинке есть листочки. Можно с ними поиграть.

Игра «Чей кружок быстрее соберётся»

Посмотрите внимательно, а все ли листики одинаковые?

Они с разных деревьев.

Какие деревья растут на нашем участке?

Давайте прохлопаем их названия. (работа над слоговой структурой слова)

«К дереву беги»

Игра «С какого дерева лист».

Упражнение на дыхание. Что помогает листьям летать? (ветер)

На что похожи падающие листья?

Мы с вами сейчас побудем ветерком, будем сдувать листики с ладошки.

Игра «Сдуй листик с ладошки».

Когда листики падают они поют песни. Дубовый лист поёт О-о

                                                                      Кленовый

                                         берёзовый

                                          Липовый

Игра «Где листик?» (на предлоги)

В конце игры логопед предлагает детям положить листья под ёлку ёжику.

Звучит музыка песни «Осень пришла»

Воспитатель предлагает детям спеть эту песенку.

В песне говорилось о том, что листья шуршат. Хотите послушать, как шуршат листья?

Давайте соберём листья со всего участка в одну большую кучу. Будем по ней ходить и услышим шуршание листьев.

Дети берут инструменты, сгребают и сметают листья в кучу.

 ( Сравниваем шишки) Сосновая шишка похожа на ежика, возьмите её в руки. ( массаж рук при помощи шишки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия "Щедрые дары осени"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 13 СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА...

Конспект логопедического занятия по теме Осень.

В игровой форме представлен материал логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на заданную тему. Ведется работа над расширением и уточнением активного словаря, работа над гра...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект открытого логопедического занятия на тему Осень

Автоматизация звуков [C?C\'].Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...

Конспект логопедического занятия по теме "Осень"

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Письмо от Осени", проводимого в подготовительной группе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи...

Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа

Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа...