Логопедическое пособие по обогащению словарного запаса для детей с ОНР
методическая разработка по логопедии ( группа) на тему

Логопедическое пособие по обагащению словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня по теме "Дикие животные леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_po_slovarnomu_zapasu.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пособие по обогащению словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровня

По теме

Дикие животные леса


Задачи коррекционной работы по обогащению словарного запаса детей с ОНР II  уровня по теме дикие животные леса:

- пополнять словарный запас детей по лексической теме названия диких животных и части тела животных;

-развивать и активизировать словарь детей;
-развивать мышление, внимание, память;
-развивать коммуникативную сторону речи.

Лексический материал:

Имя существительное: волк, лиса, заяц, медведь, лапы, хвост, уши, голова, тело, лес, дерево, морковь, ягнёнок, петух, хомяк, мёд, ягоды, рыба, капуста, грибы, ёлка, берёза.

Имена прилагательные: большой, маленький, добрый, хороший, злой, хитрый, пушистый, серый, коричневый, рыжий, зелёный, страшный, красивый, длинный.

Глаголы: бегать, есть, прыгать, играть, спать.

Наречия: быстро, медленно.

Числительные: мало, много, один, два, три.

Местоимения: он, она, они.

Вопросы

Ты был в лесу? (Да, я был в лесу)

Что растёт в лесу? (В лесу растут деревья, грибы и ягоды)

А какие деревья растут в лесу? (В лесу растут ёлки, берёзы)

Кто живёт в лесу? (В лесу живут животные и птицы)

А какие животные живут в лесу? (В лесу живут медведи, волки, зайцы, лысы)

А какой медведь? (Медведь большой, злой, страшный)

Посмотри на картинку, покажи и назови части тела медведя? (У медведя есть большие лапы, маленький хвост, голова, тело и маленькие уши)

Назови цвет шубки медведя? (У медведя коричневая шубка)

А что кушает медведь? (Медведь кушает мёд и ягоды)

Как ты думаешь, что делает медведь зимой? (Медведь зимой спит)

А теперь вспомни, какой волк? (Волк, злой и страшный)

Посмотри на картинку, покажи и назови части тела волка? (У волка есть лапы, хвост, голова, тело и уши)

Посмотри и назови, какой цвет шубки у волка? (У волка серая шубка)

А как ты думаешь, что кушает волк? (Волк кушает рыбу, хомяков, ягнят, зайцев)

Как ты думаешь, что делает волк зимой? (Зимой волк ищет еду)

А теперь вспомни, какой заяц? (Заяц маленький, добрый, хороший, пушистый и красивый)

Посмотри на картинку, покажи и назови части тела зайца? (У зайца есть лапы,  маленький хвост, голова, тело и длинные уши)

А какая шубка у зайчика? (У зайчика серая шубка)

А как ты думаешь, что кушает заяц? (Заяц кушает морковку и капусту)

Как ты думаешь, что делает заяц зимой? (Зимой зайчик меняет шубку с серой на белую)

А теперь вспомни, какая лиса? (Лиса хитрая и красивая)

Посмотри на картинку, покажи и назови части тела лисы? (У лисы есть лапы,  длинный пушистый хвост, голова, тело и уши)

А какая шубка у лисы? (У лисы рыжая шубка)

А как ты думаешь, что кушает лиса? (Лиса кушает петухов и зайчиков)

Скажи, сколько животных на картинке? Посчитай животных (На картинке нарисовано много животных; На картинке нарисовано мало животных; на картинке нарисовано одно животное; на картинке нарисовано двое животных; на картинке нарисовано трое животных; одно животное, два животных, три животных)

Загадки

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной …(медведь)

Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …(волк)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее …(лиса)

Летом сер, зимой бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку.(заяц)

Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

(Медведь)

Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)

Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)

Серый, зубастый, по полям рыщет, 
Телят, ягнят ищет. (Волк)

Пословицы

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Лиса всё хвостом прикроет.

Лиса и во сне кур считает.

Старая лиса рыльцем роет, а хвостиком заметает.

Каждая лиса свой хвост нахваливает.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Прикинулся бы волк козой, да хвостик не такой.

Не сменит волк натуру, пока не снимут шкуру.

Волка ноги кормят.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Голодный волк сильнее сытой собаки.

Голодный волк, да зубами щелк.

Стихи

Зайчик.

Скачет между травками

Быстроногий зайчик.

Смял своими лапками

Белый одуванчик.

Полетели высоко

Белые пушинки.

Скачет зайчик далеко

По лесной тропинке.

                      М. Клокова

***

Грустный зайчик.

-Очень вкусный

Лист капустный,-

Говорил мне

Зайчик грустный.

-Отчего ж ты

Зайчик, грустный?

-Потерял я

Лист капустный!

            Г. Новицкая

***  

Повстречалась мне лиса

Любопытные глаза,

Присела за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет?!

                      Т. Ефимова

***

Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел. 

С.Маршак

***

По лесам, да по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.

Волк

День и ночь по лесу ищет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые - торчком.

Рассказы

Автор: Баталова Валентина

Заяц
Папа купил Диме зайчика. Зайчик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Зайчик любит капусту, морковку. Зимой зайчик меняет цвет шубки. Диме очень понравился зайчик.

Медведь.
В лесу живет большой медведь. У медведя теплая шуба, большая голова, большие, сильные лапы и маленький хвостик. Медведь ест ягоды и мед. Летом медведь гуляет по лесу, а зимой забирается в берлогу и спит. 

Лиса.

Однажды в деревню пришла хитрая лиса.  У лисы была рыжая шубка и красивый, пушистый хвост. Лиса любит кушать зайчиков и петухов. Она пробралась в курятник и украла всех кур.

Волк.

Мама привела Люсю в зоопарк. Там был волк.  Волк кушает зайчиков и хомячков. У него серая шубка, длинный хвост и ушки торчком. Люсе очень понравился волк.


Задачи коррекционной работы по обогащению словарного запаса детей с ОНР III уровня по теме Дикие животные леса:

- расширять словарный запас детей по лексической теме названия диких животных и части тела животных;

-развивать и активизировать словарь детей;
-развивать мышление, внимание, память;
-развивать коммуникативную сторону речи.

Лексический материал

Имя существительное: волк, лиса, заяц, медведь, белка, ёж, лось, кабан, тело, лапы, хвост, уши, голова, рога, копыта, иголки, клыки, глаза, нос, пятачок, лес, дерево, поле, нора, берлога, волчонок, лисёнок, медвежонок, бельчонок, ёжата, лосенок, поросенок, морковь, ягненок, орехи, ягоды, листья, грибы, ветки, корни, желуди, петух, хомяк, мед, рыба, капуста, ёлка, береза, сосна.

Имена прилагательные: большой, маленький, добрый, хороший, злой, хитрый, пушистый, серый, коричневый, рыжий, зелёный, страшный, красивый, длинный, хищный, колючий, бурый, косолапый, дикий, сильный, хитрый, трусливый.

Глаголы: бегать, есть, прыгать, нюхать, играть, рычать, спать, охотиться, кусать, царапать, собирать, прятаться, рыть.

Наречия: высоко, низко, быстро, медленно, красиво, впереди, сзади, справа, слева.

Числительные: меньше, больше, мало, много, один, два, три, четыре, пять.

Местоимения: он, она, они, его.

Вопросы

Ты был в лесу? (Да, я был в лесу)

Что растёт в лесу? (В лесу растут деревья, грибы и ягоды)

А какие деревья растут в лесу? (В лесу растут ёлки, берёзы, сосны)

Кто живёт в лесу? (В лесу живут животные и птицы)

А какие животные живут в лесу? (В лесу живут медведи, волки, зайцы, лисы, белки, ежи, кабаны, лоси)

А какой медведь? (Медведь большой, злой, дикий, страшный)

Посмотри на картинку, покажи и назови части тела медведя? (У медведя есть большие лапы, маленький хвост, голова, тело, маленькие уши, клыки, глаза, нос)

Назови цвет шубки медведя? (У медведя коричневая шубка)

А что кушает медведь? (Медведь кушает мёд и ягоды)

Как ты думаешь, что делает медведь зимой? (Медведь зимой спит)

Как ты думаешь как называют детеныша медведя? (Детеныша медведя называют медвежонком)

А теперь вспомни, какой волк? (Волк злой, серый, хищный и страшный)

Посмотри на картинку, покажи и назови части тела волка? (У волка есть лапы, хвост, голова, тело, уши клыки, глаза, нос)

Посмотри и назови, какой цвет шубки у волка? (У волка серая шубка)

А как ты думаешь, что кушает волк? (Волк кушает рыбу, хомяков, ягнят, зайцев)

Как ты думаешь, что делает волк зимой? (Зимой волк ищет еду)

Как ты думаешь как называют детеныша волка? (Детеныша волка называют волчонком)

А теперь вспомни, какой заяц? (Заяц маленький, добрый, хороший, пушистый и красивый)

Посмотри на картинку, покажи и назови части тела зайца? (У зайца есть лапы,  маленький хвост, голова, глаза, нос, тело и длинные уши)

А какая шубка у зайчика? (У зайчика серая шубка)

А как ты думаешь, что кушает заяц? (Заяц кушает морковку и капусту)

Как ты думаешь, что делает заяц зимой? (Зимой зайчик меняет шубку с серой на белую)

Как ты думаешь, как называют детеныша зайца? (Детеныша зайца называют зайчонком)

А теперь вспомни, какая лиса? (Лиса хитрая, пушистая и красивая)

Посмотри на картинку, покажи и назови части тела лисы? (У лисы есть лапы,  длинный пушистый хвост, голова, тело, клыки, глаза, нос и уши)

А какая шубка у лисы? (У лисы рыжая шубка)

А как ты думаешь, что кушает лиса? (Лиса кушает петухов и зайчиков)

Как ты думаешь, как называют детеныша лисы? (Детеныша лисы называют лисёнком)

А теперь вспомни, какая белочка? (Белочка маленькая, добрая, хорошая, пушистая, красивая)

Посмотри на картинку и назови части тела белочки (У белочки есть лапы, голова, пушистый хвост, уши, глаза, нос)

А какая шубка у белочки? (У белочки рыжая шубка)

Как ты думаешь, что делает на зиму белочка? (Белочка запасает еду у себя в домике и меняет шубку на серую)

А как ты думаешь, что кушает белочка? (Белочка кушает орехи, ягоды, листья, грибы)

Как ты думаешь, как называют детеныша белки? (Детенышей белки называют бельчатами)

А теперь вспомни, какой ёж? (Ёжик маленький, добрый, хороший, колючий)

Посмотри на картинку и назови части тела ёжика (У ёжика есть лапы, голова, туловище,  маленький нос, глаза и уши)

А какая шубка у ёжика? (Ёжик серый с иголками на спине)

Как ты думаешь, что делает ёж зимой? (Ёжик зимой спит)

Как ты думаешь, как называют детеныша ежа? (Детенышей ежа называют ежатами)

А теперь вспомни, какой лось? (Лось большой, добрый, хороший,  красивый        , сильный, дикий)

Посмотри на картинку и назови части тела лося (У лося есть тело, голова, лапы, копыта, большие рога, нос, глаза, хвост, уши)

А какая шубка у лося? (У лося коричневая шубка)

Как ты думаешь, что делает зимой лось? (На зиму лось сбрасывает рога и ищет еду)

А как ты думаешь, что кушает лось? (Лось кушает ветки, листья, ягоды, кору)

Как ты думаешь как называют детеныша лося? (детенша лося называют лосенком)

А теперь вспомни, какой кабан? (Кабан большой,  сильный, злой, дикий)

Посмотри на картинку и назови части тела кабана( У кабана есть голова, тело, лапы, копыта, клыки, пятачок, глаза, уши)

А какая шубка у кабана? (У кабана коричневая шубка)

Как ты думаешь, что делает кабан зимой? (зимой кабан ищет еду)

А как ты думаешь, что кушает кабан? (Кабан кушает ягоды, ветки, корни деревьев, листья, кору)

Как ты думаешь как называют детеныша кабана? (Детеныша кабана называют поросенком)

Как ты думаешь на кого похож кабан? (кабан похож на свинью)

Скажи, сколько животных на картинке? Посчитай животных (На картинке нарисовано много животных; На картинке нарисовано мало животных; на картинке нарисовано одно животное; на картинке нарисовано двое животных; на картинке нарисовано трое животных; на картинке нарисовано четверо животных; на картинке нарисовано пятеро животных; одно животное, два животных, три животных, четыре животных, пять животных)

Загадки

Мои ушки на макушке:
Длинные, большие,
Чтоб лису услышать мог
Даже не в тиши я.
(ЗАЯЦ)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. 
(Еж)

Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)

Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?
(ЛИСА)

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)

Кто осенью холодной
Ходит злой и голодный?
(Волк)

На собаку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

(Волк)

Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт?
(МЕДВЕДЬ)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна

(Медведь)

Трав копытами касаясь,

ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

 рога раскинув широко 

(Лось)

Кто на своей голове лес носит? (Лось)
Загадала слово я:

это дикая свинья

(Кабан)

Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан)

Пословицы

Видит волк козу - забыл и грозу.

Волк для овец плохой пастух.

Волк коню не товарищ.

Волка на собак в помощь не зови.

Волка ноги кормят.

Бывает и медведь летает... когда с кручи столкнут.

 Два медведя в одной берлоге не уживутся.

 Лиса все хвостом прикроет.

 Каждая лиса свой хвост нахваливает.

 Лиса и во сне кур считает.

Зайца ноги носят,

Волка зубы кормят,

Лису хвост бережет.

Поневоле заяц бежит, Когда летать не на чем.

Стихи

Лиса

Рыжий мех и хвост пушистый ,
Острожный шаг лесу .
Прячет хитрая лисица 
До поры свою красу .
Выследит в кустах добычу 
И спешит к свое норе .
Хоть красива , все же хищник -
Надо помнить детворе.

***
Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет?!

***

Заяц

Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.

***

В лесу недолго до беды,
Но заяц - не простак.
Умей запутывать следы -
Вот так!
Туда, сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок!

***

Белка

В парке солнышко пригрело,
Белка на суку сидела.
Мы её кормили с рук, -
Белка наш пушистый друг!

***

Белка в шубке на меху,
Прыг, и с елки на ольху,
Ловко по деревьям скачет,
И в дубле орешки прячет.

***

Ёжик

Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
Колкий с головы до ножек - 
Кто же это? 
Это ежик!

***

В траве живой
Колючий мяч
Щетинится и ёжится.
-Ну, покажись, дружок,
Не прячь
Свою смешную рожицу!
Но ёжик фыркает,
Бормочет-
Со мной знакомиться не хочет.

***

Волк

Раз в неделю волк зубастый
Чистит зубы мятной
Пастой,
Моет окна, белит печку,
Стелет коврик по крылечку
И с цветочком у дверей
В гости ждёт к себе
Зверей.
Но, увы, лесные звери
Не стучатся
В эти двери...
Высока, конечно, честь,
Но опасна:
Могут съесть!

***

Ходит-бродит серый волк. 
И зубами щёлк да щёлк. 
Шёрстка как щетинка, 
Вздыбилась на спинке. 

***

Мишка лапою мохнатой
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет косолапый
Сладкий и душистый мёд.

***

Медведь

Мишка очень любит мед
Свежий, из пчелиных сот
Он бы с пчелкой подружился
Этим лакомством разжился
Только пчелы вот беда
С ним не дружат никогда

Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.
* * *

Кабан

Умный зверь кабан собою
Любит землю разрывать.
Он находит под землёю, 
То, что можно поедать.
Кабаны сильны и ловки,
Быстро бегают в лесах.
Нестрашны им и зимовки.
Шерсть густа на кабанах.

* * *
Лось

По тропинке лось идёт,
На рогах птенцов несёт.
У птенцов нет мамы с папой,
Но зато есть лось рогатый.

* * *
Что за зверь идет большой,
Да с рогатой головой?
Это лось, лесной тропой 
Возвращается домой.

Рассказы

Лиса топит кувшин (Алексей Николаевич Толстой)

Лисица пришла в деревню и попала в один дом, где никого не было. Лиса нашла там кувшин с маслом. Кувшин был с высоким горлышком, - как достать масло? Подошла лиса к нему и давай совать туда голову. Засунула в кувшин голову и лакомится маслом.

Вдруг приходит хозяйка, лисица бросилась вон вместе с кувшином, вытащить из него своей головы не может. Вот бежала, бежала, прибежала к реке и говорит:

- Кувшин, батюшка, пошутил да уж и будет, отпусти меня!..

Но кувшин все на голове. Лисица опять говорит:

- Вот застужу масло в проруби, да и разобью тебя.

Подошла она к проруби и сунула в нее голову с кувшином.

Кувшин был большой и тяжелый, быстро пошел на дно, а вместе с ним и лисица утонула

Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж). Ушинский Константин Дмитриевич

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

— Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Купание медвежат. Автор: Виталий Бианки

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Ёжик

Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста

Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со с...

Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы.

«Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы ДОУ». Подготовила воспитательМАДОУ № 310Ново-Савиновский района...

Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"

В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников  является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...

Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...

Тема: « Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела».

В данном материале освевещены практические упражнения по обогащению словарного запаса у детей 3-4 лет....

Логопедические перфокарты на обогащение словарного запаса.

Цель: Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста.Задачи:- Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения и мелкой моторики рук.- Формирование навыка контроля и самооценки,...