Развитие фонематического восприятия у дошкольников в игровой форме
методическая разработка по логопедии на тему

Голикова Елена Владимировна

Формирование звуковой культуры слова и развитие звукового анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golikova_e.v._.docx777.92 КБ

Предварительный просмотр:

Голикова Елена Владимировна, учитель-логопед I квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида №49» г.Братска Иркутской области

Развитие фонематического восприятия у дошкольников в игровой форме

Формирование звуковой структуры слова и развитие   звукового  анализа и синтеза являются важнейшими  предпосылками  к обучению грамоте.

Развивая  фонематическое восприятие у дошкольников через игру, мы создаем мотивацию к дальнейшему обучению в школе, а также достигаем максимально положительной динамики в формировании фонематического слуха.

Фонематическое восприятие — 
это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия – это  фундамент  усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

          Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

"Где живет нужный звук?»

Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах.
Оборудование. Предметные картинки. 
Ход игры. 
Учитель-логопед  показывает и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть необходимый звук.

"Клубочки - моточки"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20967_c4194084185252e7f7d05207f89c97d2.jpg.jpg


Цель. 
Формировать умение подбирать слова на заданный звук.
Оборудование. Клубочек.
Ход игры. 
Играющие дети  передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке Аня шла, клубок ниточек нашла, Вы слова на ( звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот , у кого оказался клубочек  называет слово на заданный звук и передает  клубочек дальше.

"Лови звук"

                              F:\РАБОЧАЯ\фото работа\ясли\SAM_0308.JPG

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков.
Ход игры. 
Учитель-логопед называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает )

"Лови слово"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. 
Педагог  показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии нужный звук.

"Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. 
 Короткие стихотворения, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. 
Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

"Кто-кто в теремочке живет?"

                      F:\РАБОЧАЯ\фото работа\ясли\SAM_0314.JPG


Цель. 
Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. 
Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры: Учитель-логопед
объясняет, что в домике живут только звери (домашние животные, игрушки ), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’].

"Два прихлопа- три притопа"

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование
. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ход игры
. Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

"Попугайчики"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20967_9b02d00c2d21c52439e87ffd8cf77008.jpg.jpg


Цель. 
Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на звук и различать созвучные фонемы.
Оборудование. 
Игрушка Попугай Петруша.
Ход игры. 
Создается игровая ситуация, в  которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоги. Роль попугая  Петруши выполняет  на дошкольник. Педагог  произносит ряд слогов, ребенок повторяет. 
Например, Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-га , та-да-та и т.п.

"Веселые  музыканты"

                           F:\РАБОЧАЯ\к презентации по коррекции\2012-12-07\SAM_1917.JPG

Цель. Развивать  слуховое внимание, ритм.
Оборудование
. Деревянные палочки (бубен,  металлофон)
Ход игры. 
Взрослый прохлопывает определенный ритм , ребенок повторяет.

"Ау"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20967_66de2d39ddfd1bd3317025af13465f56.jpg.jpg


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на звук, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры. Учитель-логопед  создает игровую ситуацию, которой он гуляет в  в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или стихи, а ребенок должен правильно повторить.

"Найди звук"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на звук.
Ход игры. Учитель-логопед  произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "потерялся". 
Например, . Ма(к), мо(х),до (м), ко(т), мото(р) и т.д.

"Слог потерялся"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на звук, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после усвоения  детьми   понятия "слог". Педагог произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "потерялся".

"Цветные фишки"

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Красный квадрат для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Педагог называет звук, а ребенок должен правильно показать цветную фишку.

"Подушечка и кирпич"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20967_11abf3f0ba695626cec8bc5b76741b34.jpg.jpg           http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20967_cce5a373e0bf7305917cd714fb2e86bc.jpg.jpg


Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры. Учитель-логопед показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».

"Какое слово получилось "

Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

"Цепи-цепи-кованы"

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Ребенок (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Выигрывает  тот, кто дольше всех «растягивал» цепочку.

"Сколько звуков "

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Пуговицы или пробки (фишки) .
Ход игры. Учитель-логопед  называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробок от бутылок.

"Придумай свое слово"

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Дошкольникам предлагается по  схеме слова придумать свои слова.

               DSCF3082


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...

«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...

«Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия дидактич...

Игровые приемы для развития фонематического восприятия у дошкольников

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети мног...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....

Игровые приемы для развития фонематического восприятия у дошкольников

Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения. Поэтому неслучайно работе по ра...