Карта комплексного обследования мелкой моторики рук
материал по логопедии на тему

Мнацаканян Светлана Викторовна

На просторах интернета есть различные методики обследования моторики, но вот комплексного подхода к данному мероприятию я так и не нашла, поэтому сама составила карту комплексного обследования мелкой моторики детей и теперь опробирую ее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_karta_obsledovaniya_melkoy_motoriki.docx296.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 ГОРОДА КРОПОТКИН

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

«Карта обследования мелкой моторики детей 5-7 лет»

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ д/с№8

Мнацаканян Светлана Викторовна

Кропоткин, 2015

Карта обследования мелкой моторики

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________ возраст _________

Группа _________________________________________________МБДОУ д/с №8  г. Кропоткин

Дата обследования «_____»_____________________20____г.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

1. Общая диагностика мелкой моторики.

Статические упражнения

«Петушок» __________________         «Коза»_________________         «Флажок» _____________________

«Заяц» ______________________         «Солдатики» ____________ «Вилка» _______________________

Координация движений

«Ладонь-ребро-кулак»______________________ «Коза-заяц» ________________________________

Работа с бумагой

Вырезание _______________________________ Сгибание ___________________________________

Сила тонуса

Две руки _________________________________ Одна рука___________________________________

Обследование щепотки

Захват карандаша ______________ «Посолим суп» ______________ Катание шарика _____________

Общее кол-во баллов _____________

Заключение____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2.  Выявление ведущей руки, количества синкензий.

Рисунок рук на следующей странице.

Ведущая рука __________________________________________________________________________

Подсчет синкензий______________________________________________________________________

Заключение____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

3.  Диагностика мелкой моторики, связанная с графическими  действиями

№1

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 1

№2

Диагностика развития мелкой моторики

№3

Диагностика развития мелкой моторики

№ 4

Диагностика развития мелкой моторики

№ 5

Диагностика развития мелкой моторики

№6

Диагностика развития мелкой моторики

№7

Диагностика развития мелкой моторики

№8

Диагностика развития мелкой моторики

№9

Диагностика развития мелкой моторики

№10

Диагностика развития мелкой моторики

Общее количество баллов_____________________________

Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель – логопед _____________ (_____________________)

ПОЯСНЕНИЯ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

1. Общая диагностика мелкой моторики

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Статические упражнения:

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Коза»(два пальца –указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

 «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Солдатики» (показ пальцев по одному);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Координация движений:

«Ладонь – ребро – кулак» (вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;);

«Коза – заяц».

Работа с бумагой:

Вырезание ножницами выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

Сила тонуса:

Сжатие руки взрослого двумя руками;

Сжатие руки взрослого одной рукой.

Обследование щепотки:

Захват карандаша;

«Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

Катание шарика.

 

Условные обозначения:

« + » - задание выполнено правильно;

« – » - задание выполнено неверно;

«i» - неустойчивое выполнение задания.

Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только знак « + », неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.

Характеристика групп:

Группа В -  дети, набравшие 10 - 15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.

Группа С – дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.

Группа Н – дети, набравшие 11 – 9 баллов. Мелкая моторика развита плохо.

Группа О  -  дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.

2.  Выявление ведущей руки, количества синкензий.

Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.

В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:

1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

2) полученные по каждой руке результаты складывают.

Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.

Возраст ребенка

Среднее количество синкинезий по двум пробам (норма)

5 лет

6 лет
7 лет
8 лет
9 лет

11

9
6
5
3

3.  Диагностика мелкой моторики, связанная с графическими  действиями

№1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

№2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

№3 Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

№4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии 
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

№5

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками 
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

№6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре 
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

№7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка 
1 балл – 2 ошибки и более

№8
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки 
1 балл – 3 ошибки и более

№9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки 
1 балл – 3 ошибки и более

№10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 24 балла и выше свидетельствует о сформированности и высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 16 до 23 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 15 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература


1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Разработка методического материала принадлежит Мнацаканян С.В. учителю-логопеду МБДОУ д/с №8 г. Кропоткина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по комплексному развитию мелкой моторики

В наше время очень актуальна задача по подготовке руки дошкольника к письму. Работа по этой задаче должна начинаться задолго до школы. Данная работа включает в себя перспективное планирование со...

Перспективное планирование по комплексному развитию мелкой моторики в средней группе

Данная работа по формированию подготовки руки к письму включает в себя два направления - работа с карандашом и работа с бумагой. материал для средней возрастностной группы...

Игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей

Предлагаем игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей....

Дорожная карта по развитию мелкой моторики у дошкольников с расстройствами с аутистического спектра.

Этот документ является наглядным пособием для педагогов коррекционных групп....

Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.

В данной статье описывается комплексный подход в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....