Итоговое "Путешествие в космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

автоматизация звука "Р" в словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_kosmos.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект индивидуального занятия

по автоматизации звука [Р]

на тему: «Путешествие в космос»

в подготовительной группе (6 – 7 лет)

Гибадуллина Д.М.

учитель - логопед

г. Советский 2016 г.

Цель: Автоматизация правильного произношения звука [Р] в словах и предложениях. .
Задачи.

Образовательные:

- Закреплять правильное произношения звука [Р] в словах и предложениях.

- Формировать знания о космосе и планетах.

- Совершенствовать умение составлять предложение по опорным словам.

Коррекционно-развивающие: 

- Развивать моторику артикуляционного аппарата, направленную воздушную струю.

- Развивать фонематическое восприятие (навыки звуко – слогового анализа; анализа предложения)

- Развивать общую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль.

- Воспитывать умения следовать инструкции педагога.

- Воспитывать интерес к космосу.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент.

Игровой момент  - введение в тему.

Наглядный – презентация «Космическая история»; иллюстрации к артикуляционным упражнениям (маляр, индюк, парус, дятел); иллюстрации (парк, дорога, горы, озеро, пруд, остров.

Словесный -  беседа, загадка, деление слов на слоги, составление предложения, рассказ.

Практический  - артикуляционная гимнастика, составление слова из разбросанных букв, физкультминутка, звуковой анализ слова, выкладывание схемы предложения.

Словарная работа: активизация слов: космос, ракета.

Ввести в активный словарь слово космодром, названия планет солнечной системы.

Оборудование: ноутбук

Материалы:

Наглядный: презентация по теме «Космическая история»; картинки к артикуляционным упражнениям (маляр, индюк, парус, дятел); картинки (парк, пруд,  дорога, горы, озеро, остров).

Раздаточный: звездочки (красные, синие и зеленые); полоски для выкладывания схемы предложения.

Форма проведения: Индивидуальная

Ход

1.Организационный момент. Здравствуй. Какое у тебя настроение? Ты любишь путешествовать? Давай  совершить увлекательное путешествие. Но сначала отгадай загадку.

По – другому его называют – Вселенная.

Он огромный, безбрежный, немой.

Законы его постигают учёные.

Чтоб для нас не казался он тьмой. (Космос)

- Прежде чем отправиться в космос, наведем порядок дома.

2.Артикуляционная гимнастика

Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»)

Прополоскаем  платочки (упражнение «Индюк»)

 Повесим на балкон (упражнение «Парус»)

Посушил ветерок наши платочки. (упражнение «Ветерок»)

А теперь бегом из дома до машины (упражнение «Барабанщики»)

- Нам нужно завести мотор машины.

3.Артикуляция звука [Р].

Для того, чтобы правильно произнести звук [Р], уточним способ произнесения звука.

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

- Заводи мотор и поехали (Р-Р-Р)

- Вот мы с тобой приехали на космодром. Космодром – это территория, на которой размещаются ракеты для запуска в космос. (слайд 1) 

 4. Автоматизация звука в словах.

- Прежде чем взлететь, нужно собрать из разбросанных букв слово «Ракета» Выложи из звездочек звуковой анализ слова «Ракета».
- Чтобы  быстрей долететь до космоса. Все, что ты увидишь в иллюминаторе назвать и поделить слова на слоги.

5. Физкультминутка

Я хочу стать космонавтом (поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр (присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете (соединить руки над головой)

И открою все планеты (обвести руками большой круг)

6. Введение в тему.
Логопед: Сейчас я тебе расскажу космическую историю. А ты внимательно смотри и слушай.
(Логопед рассказывает историю и воспроизводит ее в презентации.)

Космическая история.

Космонавты летают в космос и знают много разных историй. Одну, из которых, они услышали от Кометы, которая подлетела близко к Земле. Ведь Кометы летают во вселенной, в самых разных ее уголках.

Эта история произошла во время создания вселенной. Во вселенной произошла яркая вспышка света, и появилось солнце (слайд 2).

Солнце ласково поглядывало на планеты и обогревало их своими лучами. Планетам это нравилось, и они старались далеко не отлетать от солнца, и кружились вокруг него (слайд 3).

Ближе всех к солнцу был маленький Меркурий. Он был самой жаркой планетой и считал себя самым хитрым. Потому, что нашел себе место ближе всех к Солнцу (слайд 4).

Забиякой слыл Марс. Тот был очень мал, поэтому краснел от злости. Но у него были огромные горы, в два раза больше  и выше, чем на Земле. (слайд 5)

Сатурн был самой солидной планетой из солнечных планет. Он с гордостью поглядывал на других. Так как он имел кольца из льда, которые вращались с огромной скоростью вокруг него (слайд 6).

Самым главным считал себя Юпитер. Он был планетой-гигантом. Юпитер считал, что все остальные планеты вокруг него были мелкими. (слайд 7)
Но, самой красивой во вселенной считала себя гордая Венера.
— Фи, какие  неотесанные, разве не ясно, что на свете больше всего ценится красота. Я самая красивая во Вселенной! Такой считала себя гордая Венера (слайд 8).

Уран считал себя самым умным. Но, хитрый Меркурий замечал:
— Ум без хитрости ничего не стоит. Один хитрый десять умников проведет вокруг пальца (слайд 9).
На планету Нептун никто не обращал внимания. Так как он находился далеко от солнца. (слайд 10)

Так все планеты разделились по своим орбитам, потому что каждая планета считала себя самой лучшей.(слайд 11).

Самой скромной была Земля. Она не видела у себя достоинств. Но, сквозь облака этой планеты, можно было разглядеть голубые океаны, бурые и зеленые континенты (слайд 12).

А если подлететь к ней совсем близко, то можно увидеть озера и бескрайние леса, высокие горы, знойные пустыни и холодные ледники (слайд 13).

А еще множество животных, рыб и птиц (слайд 14).

А также разных людей, которые населяют эту планету. И эти создания так любят Землю, что она для них кажется самой красивой и замечательной во вселенной (слайд 15).

7. Беседа по содержанию истории с опорой на презентацию.
- Тебе понравилась история? Как она называется? Кто герои этой истории и где происходят события? Кто ее услышал и рассказал? Вспомни названия планет, где слышится звук [Р].

-Какая планета была ближе к солнцу. (Меркурий) Какой она была? (самой жаркой и считала себя хитрой)

-Какая планета краснела от злости?  (Марс). Что у этой планеты было особенного?

- Вокруг какой планеты вращались кольца из льда? (Сатурн) Какой она себя считала? (солидной)

- Какая планета считала себя самой главной? (Юпитер) Почему она считала себя главной планетой?

- Какая планета считала себя самой красивой? (Венера). Что она говорила?

- Какая планета была самая умная? (Уран)

- На какую планету никто не обращал внимания? (Нептун)

- Какая наша земля? (скромная, красивая). Почему ты так считаешь? Ты хочешь обратно вернуться на землю?

8. Анализ предложения.

- Составь предложение со словом Земля. Выложи схему этого предложения.

9. Итог занятия.
Логопед: Тебе понравилось наше космическое путешествие? Какой звук ты правильно. Звук Р-Р-Р. Ты красиво и четко произносил звук [Р]. Космонавты передали тебе вот такую раскраску с планетами.

Самоанализ

коррекционно - развивающей деятельности

Тема: «Путешествие в космос»

Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и  предложениях.

Задачи.        

Образовательные:

- Закреплять правильное произношения звука [Р] в словах и предложениях.

- Формировать знания о космосе и планетах.

- Совершенствовать умение составлять предложение по опорным словам.

Коррекционно-развивающие: 

- Развивать моторику артикуляционного аппарата, направленную воздушную струю.

- Развивать фонематическое восприятие (навыки звуко – слогового анализа; анализа предложения)

- Развивать общую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль.

- Воспитывать умения следовать инструкции педагога.

- Воспитывать интерес к космосу.

Виды детской деятельности, приёмы работы.

Виды детской деятельности

Методы и приёмы работы

Поисково - исследовательская

Решение проблемной ситуации.

Игровая

Единый сюжет на протяжении всей коррекционно – развивающей деятельности, артикуляционные упражнение «Собери слово», физкультминутка, словесные игры: («Сколько слогов в слове?», «Обозначим звуки в слове», «Составь предложение», «Составь схему предложения»).

Коммуникативная

Беседа, вопросы, отгадывание загадки, рассказ, поощрения, указания, словесные игры («Сколько слогов в слове?», «Обозначим звуки в слове», «Составь предложение», «Составь схему предложения»), рефлексия.

Форма организации детей: индивидуальная

Место проведения: логопедический кабинет

Количество детей: 1 ребёнок.

Содержание коррекционно – развивающей деятельности

Этапы

Виды детской деятельности

Форма работы

Задачи

Организацион-ный  момент

Игровая

Приветствие.

Беседа.

Создание благоприятного эмоционального настроя и интереса.

Введение в тему

Коммуникатив-ная

игровая

Отгадывание загадки.

Активизация мыслительной деятельности детей.

Создание мотива

Поисково - исследовательская

Постановка проблемной ситуации.

Создание мотивации у детей: путешествие в космос.

Постановка детьми цели.

Коммуникатив-ная

Артикуляционные упражнения.

Произнесение изолированного звука [Р]

Развитие артикуляционного аппарата, направленную воздушную струю.

Совместная деятельность взрослого и детей

Коммуникатив-ная

Игровая

Двигательная

Указания, рассказ,вопросы. Решение проблемной ситуации, автоматизация звука в ходе деятельности.

Словесные игры:  «Сколько слогов в слове?», «Обозначим звуки в слове», «Составь предложение», «Составь схему предложения»,

Физкультминутка

Активизация мыслительной деятельности.

Воспитание желания говорить чётко и правильно.

Закрепление правильного произношения звука [Р].

Развитие артикуляционного аппарата, ротового выдоха, фонематического восприятия ((навыки звуко – слогового анализа; анализа предложения)

Снятие мышечного тонуса детей.

Рефлексия

Коммуникатив-ная

Беседа (диалог), поощрение.

Выведение из воображаемой ситуации.

Тема образовательной деятельности выбрана по лексической теме «Космос». В ходе работы присутствовало 1 ребёнок. Диагноз ребёнка: ФФН, стертая форма дизартрии. Цели образовательной деятельности и отобранный материал соответствует диагнозу и возрастным особенностям детей.

Содержание данной  деятельности соответствует требованиям ФГОС; требованиям  программы логопедической работы по преодолению ФФН у  детей  Т.Б.Филичева, Г.В Чиркина.

На первом этапе провела организационный момент, который вызвал у ребёнка доброжелательный настрой. Была создана игровая мотивация, которая заинтересовала ребёнка. Вся деятельность была объединена одним сюжетом и насыщенным произнесением звука [Р] в словах и предложениях. Части были взаимосвязаны. На протяжении деятельности вопросы были доступны ребёнку. Для проявления активности, интереса использовала наглядный и раздаточный материал, которые были подобраны и размещены рационально, соответствовали требованиям безопасности. В целях создания условий для более качественного усвоения детьми программных задач использовала ИКТ. На развитии артикуляционной аппарата использовала артикуляционную гимнастику; на развитии общей моторики была проведена физкультминутка. У ребенка нарушен фонематический слух, поэтому взяла задания на развитие звуко – слогового анализа (игра «Подели слова на слоги», «Обозначим звуки в слове»), анализа предложения (придумывали предложение по картинке, затем выложили из полосок схему предложения).

Ребёнок во время деятельности был активен, заинтересован. С поставленными задачами, ребёнок справился. В конце деятельности для ребенка был приготовлен сюрприз, который тоже ему понравился. Проведенной работой удовлетворена. В дальнейшем планирую большое внимание уделять составления предложения по заданному слову, деление слов на слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...