Конспект подгруппового логопедического занятия «У дедушки Матвея» в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио» и здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз).
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Быкова Светлана Валерьевна

Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказов-описаний  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_att_konspekt_onr_domashnie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 Конспект  подгруппового логопедического  занятия

«У дедушки Матвея»  в старшей группе для детей с ОНР

с использованием программы «Мимио» и здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз).  

составила учитель – логопед

С.В.Быкова

Санкт-Петербург

2014

Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказов-описаний  

 Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Обогащать, уточнять, активизировать лексика – грамматический словарь   по теме   «Домашние животные и их детеныши».
  2. Совершенствовать умение составлять рассказы-описания по картинке  с опорой на схему.
  3. Упражнять в грамматически правильном построении предложений. Составление сложных предложений с противительным союзом «а».
  4. Закреплять в речи использование предлогов:  на, в, под, перед, за, около, возле.
  5. Упражнять в различении и назывании  животных-родителей и их детенышей.

Коррекционно - развивающие:

  1. Стимулировать  мыслительную  и речевую активность ребенка.
  2. Развивать диалогическую речь, речевой слух.
  3. Развивать  мышление, память, внимание.
  4. Развивать  мелкую моторику при обведении контурного изображения.
  5. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
  6. Упражнять детей в гимнастике для глаз, для предупреждения нарастающего утомления глаз, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.

  Воспитательные:

  1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
  2. Воспитывать бережное отношения, любовь к живой природе.

Оборудование:

  • ноутбук + программа «Мимио»;
  • презентации: «голоса животных» (домашних), «Во дворе у дедушки Матвея». «Кто где живет»;
  • картинка – заставка  «В деревне»;
  • картинки с изображением лошади и коровы;
  • схема рассказа-описания животного;
  • дидактическая игра «Моя семья» (настольная - картинки);
  • контурные обводки лошади и коровы;
  • игрушка котенок.

Предварительная работа:  

  • Лексическая работа по теме «Домашние животные и их детеныши»;
  • Составление  рассказов - описаний;  
  • д/и   «Кто где живет», «Чей малыш?», «Кто как кричит?», «Узнай по описанию»;
  • координация речи с движением «Кошечка»;
  • гимнастика для глаз «Кошка вышла на карниз».

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие”

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Ход занятия.

Деятельность логопеда

Деятельность детей и предполагаемые и желательные ответы детей.

I.Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята.

Садитесь на стульчики. Смотрите на экран и внимательно слушайте.

Кто это голос подает?

Давайте, откроем двери и посмотрим – правильно ли вы узнали? (логопед «открывает» двери – за ними видно изображение коровы)

Еще послушайте, кто это?

(далее действия аналогично корове)

Молодцы, всех правильно узнали.

Ребята, о ком мы сегодня будем говорить?

 И их детенышах.

А почему их называют домашние?

II.Основная часть.

1.Игра «В деревне» 

       Посмотрите на картинку «В деревне», (на экране) послушайте небольшой рассказ и ответьте на вопросы.

В деревне Янино жил - был крестьянин. Звали его дедушка Матвей. У него были большой дом и  двор, много домашних животных. За ними он хорошо ухаживал, и животные были благодарны своему хозяину.

Назовите, какие животные жили у дедушки Матвея?

Как Вы думаете, каким образом животные  благодарили своего хозяина?

2. Игра – упражнение «Угадай животное по описанию»

 Посмотрите, что случилось – все животные разбежались (на экране пустая картинка «Во дворе» и сбоку картинки домашних животных). Давайте поможем дедушке Матвею и вернем всех на двор.

Я буду описывать животное, а вы отгадывать:

   Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная,  вислоухая, грозная

Пока собака идет  «Во двор», Ксюша, расскажи, какая собака

 (логопед «перемещает» собаку  «Во двор»)

---- Спокойная, большая, ласковая, грустная, рогатая, бодливая.

 ------Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая.

--------Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная, хрюкающая.

----Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая,

мурлыкающая.

2. Игра «Кто где живет»

 Молодцы, всех животных вернули дедушке Матвею во двор. Но у всех животных был свой дом.

На картинке разные здания и животные. Надо проводить всех животных в свой дом и  назвать,  в каких домах живут животные дедушки Матвея?

Оля, где живет корова?

Давай проверим. Зашла корова в коровник?

Значит, ты правильно ответила.

Кирилл, где живет лошадь?

 (далее действия аналогично корове)

4. физминутка.

Кошечка вернулась к дедушке Матвею. Давайте и мы превратимся в кошечек и поиграем.

     Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала, кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

А теперь кошечка наша пошла гулять по карнизу

Помните, что обязательно очень аккуратно надо выполнять движения глазами?

А голова в это время…?

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо- влево отвела,

Посмотрела на кота.

 И глаза свои  закрыла.

Хорошо отдохнули ваши глазки?

5. Упражнение «Куда спрятался котенок?»

Вот котенок к нам прибежал и хочет с вами поиграть в прятки.

Закрывайте глазки.

Открывай,…, куда спрятался котенок?  

И  т.д.

6. Дидактическая игра «Моя семья»

Представляете, пока мы играли с котенком, животные, которые  паслись на лугу вместе  с   детенышами, устроили переполох: детеныши разыгрались и потерялись.

      Давайте поможем детенышам найти своих родителей.

 Возьмите по одной картинки детеныша и найдите его родителей, соедините семьи.

…., назови, кто родители жеребенка?

  ….., правильно … нашел родителей жеребенка?

…., назови, кто родители теленка?

…., а как ты считаешь, кто родители теленка?

И т.д

7. Описание лошади и коровы.

Как вы хорошо знаете и домашних животных и их детенышей. А вот Незнайка (картинка на экране) до сих пор путает корову и лошадь.

  А сейчас по моему образцу нужно будет составить рассказ по картинке «В деревне»

   У дедушки Матвея жила большая, лохматая, пятнистая, и ласковая собака. Она очень любила своего хозяина, была верным помощником, охраняла дом и  двор и жила в своей конуре.

Кто хочет составить такой же рассказ только про корову?

Кто может сочинить рассказ о лошади?

 

И все таки И все таки Незнайка так и не запомнил, кто лошадь, а кто корова. Давайте ему объясним, чем они похожи, а чем отличаются.

Смотрите на картинки и на схему - подсказку (на экране)

Кто расскажет, чем похожи корова и лошадь?

Кто может еще добавить?

…, о чем еще не сказали ребята?

А теперь расскажите, чем корова и лошадь отличаются друг от друга?

Какие вы молодцы!

8. Развитие мелкой моторики.

Вот вам листы бумаги, карандаши и обводки – нарисуйте для Незнайки корову и лошадь, чтоб он уж точно их запомнил.

Очень хорошо все  и рассказали, и нарисовали.  Теперь Незнайка никогда не перепутает корову и лошадь.

III. Итог занятия.

О каких животных мы говорили?

Назовите домашних животных.

Молодец,   вы сегодня хорошо занимались.

Оля и Денис очень помогли  Ивану Петрову расселить животных по своим домам.

А Кирилл и Ксюша быстрее всех нашли детенышам их родителей.

Артем и Даня так подробно рассказали  Незнайке о лошади и корове, но и все им помогли.

И рисунки у вас получились очень аккуратные.

Молодцы!

До свидания.

Здравствуйте, Светлана Валерьевна.

Корова

Лошадь

Свинья, собака, кошка, коза

О домашних животных

Они живут рядом с человеком.

Рассказывают, опираясь на сюжетную картинку «В деревне»: корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка.

Корова давала молоко, лошадь возила грузы, овца давала шерсть, собака сторожила дом, кошка ловила мышей.

Собака

 

Ребенок повторяет все слова- признаки.

Собака  большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная,  вислоухая, грозная

(Если один затрудняется перечислить все признаки, то обращаемся за помощью к другим детям).

 (То же делается со всеми другими животными)

Корова

Лошадь

Свинья

Кошка

Корова живет в коровнике,

Да.

Лошадь живет в конюшне,

овца –в хлеве, свинья – в свинарнике, собака – в конуре, кошка –вместе с хозяином в доме.

сесть на корточки

 похлопать себя по животику

встать, потянуться

погладить руками живот

да

неподвижна, не двигается

Разводят руки в стороны.

Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят влево.

Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.

Тянутся, улыбаются.

Дети приседают.

Смотрят глазами  вправо- влево

Смотрят прямо.

Закрывают глаза руками.

Да.

Котенок спрятался под стол.

Котенок спрятался около шкафа. Котенок спрятался возле батареи.

Котенок спрятался  на подоконнике.   И т.д

Каждый ребенок соединяет картинки:

Лошадь – жеребенок- конь;

Корова – теленок - бык;

Свинья – поросенок - боров;

Кошка – котенок - кот;

Собака – щенок- пес;

Коза – козленок - козел.

У жеребенка родители – лошадь и конь.  И т.д

У дедушки Матвея жила во дворе большая спокойная, ласковая, правда бодливая корова. Она тоже любила своего хозяина. Жила корова  в коровнике и давала молоко.

Во дворе у дедушки Матвея жила сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная и гривастая лошадь. Она помогала своему хозяину тем, что возила тяжелые грузы, а жила у хозяина в конюшне.

Лошадь и корова – это большие (крупные) домашние животные. У них продолговатая голова, сильные и крепкие ноги с копытами, длинные хвосты, тело покрыто короткой, гладкой шерстью.

У коровы есть рога, а у лошади их нет. У лошади есть грива, а у коровы – нет. У лошади копыта сплошные, а у коровы – раздвоенные. У лошади хвост похож на метлу, а у коровы- на кисть. Корова дает молоко, а лошадь перевозит грузы.

Дети   «рисует» по обводкам.

О домашних.

Корова, лошадь, кошка, овца, собака, свинья, бык, конь, кот, баран, коза, козел

До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшей группыпо теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)...

Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.Цель гим...

Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика для глаз.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даро...

Семинар по ЗЗТ. Элементы здоровьесберегающей технологии. Гимнастики для глаз

Использование различных упражнений для зрения не только обеспечивает оптимальную зрительно-двигательную активность, но и снимает синдром однообразия и привыкания, которые утомляют дошкольников....

Статья - Здоровьесберегающая технология - гимнастика для глаз

В статье представлена актуальность этой темы, пример гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект подгруппового логопедического занятия «У бабушки в деревне», в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио»

Обогащать, уточнять, активизировать лексика – грамматический словарь по теме «Домашние животные и их детеныши».Совершенствовать умение составлять рассказы-описания по картинке с опор...