Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Волковская Екатерина Александровна

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности  в старшей  логопедической группе «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

Цель:  формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

Задачи: - расширить словарный запас детей, закрепить знания о личной гигиене и ее предметах; совершенствовать грамматический  строй речи; формировать и закреплять полезные навыки, переходящие в стойкие привычки, прививать культурно - гигиенические навыки поведения; обучать детей умению самостоятельно следить за своим здоровьем;

- развивать речь, память, внимание  и мышление; развивать мелкую и общую моторику, связную речь; развивать навыки снятия физического и эмоционального напряжения;

- формировать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности; формировать навык сотрудничества:  взаимопонимания, доброжелательности, умение слушать друг друга; воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности; воспитывать любовь к чистоте и порядку, воспитывать  интерес к здоровому образу жизни.

Оборудование: предметы личной гигиены, шляпки: мойдодыр, мыло, зубная щетка, расческа, предметы для сценки: тазик, перчатки, парик, лейка, мочалка, мыло, полотенце; загадки, мультфильм «Мойдодыр»

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

I.Организационный момент.

Психогимнастика (укрепление эмоционального контакта)

Логопед:

- Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.

- Ребята, вы готовы заниматься?

Дети: да

II. Сообщение темы и цели.

Логопед:

- Ребята, а давайте вспомним наше правило.

Логопед и дети:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

(дети садятся на стульчики)
Логопед:

- А теперь садитесь тихонечко на стульчики и послушайте стихотворение.

Вот, когда я старше стану

И помыться захочу,

Влезу я в большую ванну

И все краны откручу.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Дети: мы сегодня будем говорить о гигиене.

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о чистоте, как о здоровье, о правилах и предметах личной гигиены. А занятие наше называется «Чище мойся – воды не бойся»

III. Основная часть.

1.     Вступительное слово.

Логопед:

- Ребята, а занятие у нас сегодня не простое, а волшебное.

- А вы знаете, почему?

Дети: нет

Логопед:

- Я хочу вас пригласить в далекое, трудное, но необычно увлекательное путешествие. А отправимся мы с вами в чудесную страну «Чистоты и порядка».

Путешествие наше будет долгим, интересным и я предлагаю в нем принять участие всех ребят, которые любят чистоту и порядок.

- А среди вас, я надеюсь, много таких?

Дети: да.

Логопед:

-А поможет нам в этом путешествии еще один гость Мойдодыр.

Мойдодыр:

Здравствуйте, ребята!

Вот я пришел к вам в гости.

Я великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр.

Умывальников начальник

И мочалок командир.

-Здравствуйте, ребята, а к вам ли я попал?

Дети:

У нас в садике есть закон –

Вход неряхам запрещен!

Мойдодыр:

-  Ребята, а вы знаете, что со мной пришли помощники, а узнать, кто же это вы сможете, если отгадаете мои загадки.

(дети отгадывают загадки и появляются все герои)

1.Гладкое, душистое, моет чисто,

Нужно, чтоб у каждого было

Что же это (мыло)

2.Волосистою головкой

В рот она влезает ловко.

И считает зубы нам по утрам (зубная щетка)

3.Целых 25 зубов

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком,

Лягут волосы рядком (расческа)

- Молодцы, ребята, теперь вы знаете, кто со мной пришел.

2. Сценка «Мойдодыр»

(Раздается крик, вбегает девочка чумазая)

Девочка:

- Пустите меня! Пустите меня!

Что вам нужно от меня?

Мойдодыр:

Ах ты, девочка чумазая!

Где лицо ты так измазала?

Черные ладошки,

На локтях дорожки?

Девочка:

Я на солнышке лежала,

Ручки к верху я держала –

Вот они и загорели!

Мыло:

Ах ты, девочка чумазая!

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Девочка:

Я на солнышке лежала,

Носик  к верху я держала –

Вот он и загорел!

Логопед:

Ой, так ли дело было?

Отмоем все до капли.

Ну-ка дайте мыло,

Мы ее ототрем!

(девочка садится в тазик, мойдодыр поливает, мыло моет, мочалка трет)

Девочка:

Не трогайте ладошки,

Они не будут белые –

Они же загорелые!

Все:

А ладошки  то отмылись!

Логопед:

Оттирали губкой нос, разобиделась до слез.

Девочка:

Ох, мой бедный носик,

Мыла не выносит.

Он не будет белый –

Он же загорелый.

Все:

А носик то отмылся!

Девочка:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А не чистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Мыло:

Да здравствует мыло душистое!

Мойдодыр:

И полотенце пушистое!

Зубная щетка:

И зубной порошок!

Расческа:

И густой гребешок!

Все:

И в ванне и в бане -

Всегда и везде:

Вечная слава воде!

3.Упражнение «Закончи предложение»

Логопед:

- Ребята, посмотрите, какая чистая стала девочка. Давайте подойдем и рассмотрим ее поближе.

- Назовите все части ее тела.

Дети: голова, руки, ноги, волосы, нос, рот, зубы.

Логопед:

Вот сейчас мы и научим ее, как их правильно содержать в чистоте.

- Ребята, давайте дадим ей имя.

Дети: Аня.

Логопед:

- Помогите назвать нужные ей вещи, закончите предложения.

1. Аня чистит зубы, ей нужны……               

2. Аня расчесывает волосы, ей нужны…..

3. Аня моется в душе, ей нужны……

4. Аня моет руки, ей нужны…..  

(расческа, зеркало, мыло, мочалка, полотенце, зубная щетка, зубная паста)

- Молодцы, ребята! А давайте с вами сейчас выполним упражнение для пальчиков «Зубная щетка»

 4. Пальчиковая гимнастика «Зубная щётка»

Эта щетка для Андрейки,                

(По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки,  потом вдоль правой щечки)

Чисти зубки поскорей-ка.                

(Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз)

Раз, два, три. Раз, два, три.        

(Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ)

Вот так зубки! Посмотри!                

(Упражнение «Улыбка»)

5. Беседа о гигиене.

Логопед:

- А сейчас, ребята, я вам немножко расскажу о чистоте, как о здоровье.

Большую роль в жизни человека играет соблюдение личной гигиены.

Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает человека от болезней. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливаются частички пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. А еще грязные и неопрятные люди всегда неприятны окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и ухаживать за ней.

- Ребята, а что мы с вами должны делать каждое утро?

Дети: умываться, чистить зубы.

Логопед:

- Каждое утро дети должны умываться с мылом, мыть руки, лицо, шею. А еще нужно умываться после прогулки и вечером.

- Ребята, послушайте несколько правил, как правильно  надо умываться.

Правила:

1.К умыванию нужно подготовить полотенце и мыло.

2.Умываться лучше раздетым до пояса или в трусиках.

3. Сначала необходимо вымыть руки с мылом, а потом чистыми руками мыть шею, уши и лицо.

4. После умывания надо вытереться чистым полотенцем.

- Ребята, а вы знаете, что если полотенце после вытирания осталось чистым, значит вы, умылись хорошо.

- Ребята, а как вы думаете, когда мы еще должны мыть руки?

6. Рассказывание стихотворений.

Дети:

1. Милый друг, запомни это –

Руки после туалета вымой теплою водой,

Всех микробов сразу смой.

Чтобы не попали в рот, чтоб не заболел живот,

Чтоб с тобой, мой друг, беда, не случилась никогда!

2.     Лариса плохо руки мыла - лишь водичкой их смочила,

Мылом мылить не старалась – и на ручках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах, как же это не приятно,

Попадут микробы в рот, может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь,

Надо теплою водой руки мыть перед едой.

Логопед:

- Ребята, когда мы еще должны всегда мыть руки?

Дети: мыть руки надо перед едой, после туалета.

Логопед:

- Да, ребята, особенно важно следить за чистотой рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, книги, мячи, игрушки. На всех этих предметах есть грязь. Если брать немытыми руками продукты, эта грязь попадет к вам в организм.

- А что еще мы должны всегда делать, чтобы быть чистыми?

Дети: мыть ноги, волосы, стричь ногти.

Логопед:

- Конечно,  мы должны ухаживать за всем нашим телом и тогда мы будем чистыми и здоровыми.

- А давайте сейчас с вами,  выполним упражнение «Умывалочка»

7. Физкультминутка  «Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,         Трут одну ладошку о другую.

Раз, два, три. Раз, два, три.                Хлопают в ладоши под ритм       

А над ручками, как тучки,          Выбрасывают руки вверх.

Пузыри, пузыри.                          Четыре ритмичных  прыжка,  руки  на поясе.

8.Работа над загадками.

Логопед:

- Ребята, так что же нам нужно делать, чтобы не болеть?

Дети: мыть руки, ноги, чистить зубы, мыть все тело.

Логопед:

- А какие средства нам для этого нужны, давайте еще раз вспомним, отгадав загадки.

1. Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нем видела овца,

А обезьяна – обезьяну (зеркало)

2. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится! (мыло)

3. Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щетка)

4. Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю (мочалка)

5. Возле зеркала на полке.
Поселился хитрый ёж.
С ним расчешешь куклу
Катю и косичку заплетёшь.
Станет модною причёска,
Если трудится... (расческа)

6. В ванной дождик поливает,
Он грязнулей отмывает.
Дождь прошел, но нету луж.
Догадались? Это...(душ)

Логопед:

- Ребята, так что же нам нужно для того, чтобы быть чистыми и опрятными.

Дети: зеркало, мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста, расческа, душ, вода.

Логопед:

- Конечно, ребята, все это нужно для того, чтобы ухаживать за своим телом.

9. Работа над пословицами.

Логопед:

- Ребята, а вы знаете, что про чистоту, как о здоровье написано много сказок, стихотворений, существует много мультфильмов, а также много сложено пословиц и поговорок.

Давайте вспомним некоторые из них.

1.Кто аккуратен, тот людям приятен.

2. Чистота – лучшая красота.

3. Чисто жить – здоровым быть.

4. Не думай быть нарядным – а думай быть опрятным.

5. Чистая вода – для болезни беда.

IV.Итог.

- Ребята, на этом наше занятие подошло к концу.

- Давайте с вами вспомним, о чем же мы говорили с вами на занятии?

- Как же надо ухаживать за своим телом?

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия в старшей группе "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия в старшей группе: продолжение укрепления здоровья детей посредством нахождения активных точек для выполенения точечного массажа....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережения «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» в средней группе

Конспект непосредственно организованной деятельности по здоровьесбережению для детей средней группы. Направлен на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физической ...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (познание, коммуникация, сенсорика) совместно с педагогом-психологом

Формирования умения правильного построения простого предложения при ответах на вопросы. Развитие речевой активности.         Закрепление знаний детей об основны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» в средней группе

Цель: формирование элементарных знаний и навыков здорового образа жизни.В ходе НОД дети в игровой форме узнают о пользе зарядки. Совместно с воспитателем выполняют гимнастику для глаз, самомассаж, а т...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по теме «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» Подготовительная группа

Задачи: • формировать у детей понятие о том, что такое здоровье, как укрепляют здоровье; • учить самостоятельно следить за своим здоровьем, соблюдать гигиенические процедуры с целью укрепления и зак...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Я здоровье берегу- сам себе я помогу!»

Задачи:Развивать познавательные интересы детей, расширять опыт ориентировки в окружающем.Знать несложные приемы самооздоровления.Уметь оказывать себе элементарную помощь....