Формирование связного высказывания у детей с РАС с учетом коммуникативных способностей
методическая разработка по логопедии на тему

Цыганова Татьяна Юрьевна

Коррекционная логопедическая работа с детьми  с расстройствами аутистического спектра (РАС) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связного высказывания у детей с РАС с учетом коммуникативных способностей

В коррекционной логопедической работе с детьми  с расстройствами аутистического спектра (РАС) формирование связного высказывания приобретает особое значение из-за структуры дефекта. Изучив имеющиеся в литературе методы и приемы формирования связной речи, отобрав и адаптировав наиболее приемлемые для использования с данной категорией детей, предлагаю методические рекомендации по поэтапному  развитию связного высказывания.

Коррекционная работа проводится индивидуально. Структура предлагаемого пособия соответствует основным этапам работы по формированию связной речи.  Деление на этапы условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов.

Содержание, объем, продолжительность каждого этапа зависят от уровня речевого развития и коммуникативных способностей  ребенка.

Этапы работы.

1.Подготовительный. Включает в себя предварительную работу:

  • Установление и поддержание зрительного контакта как важного условия для развития навыков речи
  • Развитие способности соблюдать очередность (в невербальных играх) как важного навыка становления диалога – по очереди класть кубики в коробку, складывать пазлы, рисовать и др.
  • Развитие восприятия и понимания речи (инструкции, бытовые и игровые ситуации, формирование  словаря)
  • Использование жестов (да, нет, указательный, дай )
  • Поддержание положительного эмоционального контакта
  • Формирование экспрессивной речи

  Завершение этапа не у всех детей с РАС определяется сформированностью фразы, у некоторых речь отсутствует или появляются звуки  и отдельные слова.

2.Начальный этап. Основная задача этапа – научить отвечать на поставленные вопросы. Даже если на этом этапе у ребенка не появилась фраза и он не пользуется словами, необходимо дать ребенку возможность «отвечать» на вопросы, используя альтернативную коммуникацию (карточки, подписи)

3.Основной этап.  Цель этапа – обучение рассказыванию с опорой на картинки. Работа проводится последовательно, каждая ступень в обучении соответствует уровню речевого развития ребенка на данном этапе.

 В работе используются короткие тексты. Содержание текста  доступно для детей данного возраста, соответствует уровню речевого и психического развития ребенка. Тексты отличаются простотой сюжета и доступностью языка.

Содержание текста соответствует лексическим темам, поэтому предварительной работой является знакомство с материалом, связанным с той или иной темой в других видах образовательной деятельности (рисование, аппликация, лепка, рассматривание картинок, наблюдение в природе и др.)

Непосредственное обучение рассказыванию  проводится в последовательности, с учетом коммуникативных способностей ребенка  и с использованием следующих методов и приемов:

  1. Чтение педагогом предложений из текста, отбор ребенком соответствующих каждому предложению картинок.  
  2. Беседа по содержанию. Цель беседы – усвоение содержания произведения. Вопросы подбираются таким образом, чтобы  ребенок мог дать ответ невербально, показом соответствующей картинки.

Дети с неразвитой речью могут оставаться пока на этой ступени.

  1. Договаривание  ребенком слов в предложении
  2. Самостоятельное воспроизведение ребенком текста с опорой на картинки.

Обучение собственному рассказыванию детей на примере лексической темы «Зима»:

1. Взрослый читает текст, ребенок отбирает соответствующие картинки.

«Наступила зима. Часто идет снег. Деревья стоят голые. Дети надели теплую одежду. Зимой дети катаются на санках, на лыжах и лепят снеговика.»

2.Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает однословно или показывает картинку.

Вопросы к тексту:

  • Что наступило? (Какое время года наступило?)
  • Что часто идет?
  • «Стоят голые» это про что?
  • Что надели дети?
  • На чем катаются дети?
  • Кого лепят дети зимой?

3. Взрослый читает текст, ребенок договаривает слова в предложении.

«Наступила … зима. Часто идет… снег. Деревья стоят… голые. Дети надели теплую… одежду. Зимой дети катаются на… санках, на… лыжах и лепят… снеговика.»

4. Ребенок с опорой на картинки рассказывает текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...

Формирование связного высказывания у детей с ОНР

Этапы работы по формированию связной речи у детей с ОНР....

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...