Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_tsvetik-semitsvetik.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Тема: «Цветик - семицветик»

(с участием родителей)

Учитель-логопед высшей категории

Дудкина Татьяна Викторовна   

Цель: выявить уровень сформированности речевого развития у детей старшей группы.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить знания детей по пройденным темам.
  2. Обобщить и  систематизировать словарь путем  подбора обобщающих слов, признаков, действий к предмету, антонимов,  родственных слов.
  3. Закрепить навыки :

- анализа звучащей речи;

- деления слов на слоги;

- определения места звука в слове;

- звукового анализа слов;

- словообразования, согласования и словоизменения;

- составления предложений с предложно-падежными конструкциями с

опорой на символ предлога и схему предложения.  

  1. Совершенствовать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, обобщения, словесно-логическое мышление), слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику.
  2. Воспитывать  интерес к занятиям, выдержку, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование:

  • Цветик- семицветик ;
  • домики с 1-м, 2-мя, 3-мя этажами;
  • модели для «семейки» слов;
  • «звуковички»;
  • предметные картинки;
  • схема «место звука в слове»;
  • картинки для составления предложений;
  • схемы предлогов;
  • фишки для звукового анализа;
  • чупа-чупсы ,
  • мяч.

Ход

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Наглядность

I. Оргмомент.

-Назови предмет на картинке.

 Что это одним словом?

 -Сосиска - это мясной продукт. Кровать – это мебель для  спальни

 и т. д.

Индивидуальные картинки.

II. Введение

в тему.

 - В выходные дни я  ездила в загородный лес. Шла я, шла и увидела  на  проталинке…..

  - Какой  цветок?

 

 - Я полюбовалась им и отошла, но он прошептал: «Отнеси меня ребятам.  Я хочу поиграть с ними. Мои лепестки волшебные».

-Поиграем с цветком?

-Сколько лепестков у него?

-Этот цветок называется «цветик-семицветик». Повторите.

- Давайте расскажем стихотворение про цветок и покажем руками.

Пальчиковая гимнастика.

Вырос красивый цветок на поляне,

 Утром раскрыл он свои лепестки.

 Всем лепесткам красоту и питанье

 Дружно дают под землей корешки.

Дыхательная гимнастика

- Понюхайте цветок: вдох носом (надуть живот) – выдох ртом:

  • «Ах!
  • «Ах, как пахнет!»
  • «Ах, как нежно пахнет!»

- Вы будете по очереди отрывать лепестки  и говорить:

 «Красный лепесток,  поиграй с нами!»

 

 

- Цветок.

( Дети рассматривают  цветок.)

- Нежный, красивый,    чудесный, весенний, душистый, первый ,       яркий, разноцветный.

-Да.

-Семь.

-Цветик-семицветик.

 

Дети рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения руками.

Дети имитируют.

 

Цветок

III. Основная  

 часть.

1. Игра «Это правда или нет?»

-Правда ли, что мы произносим гласные и согласные звуки?

- Правда ли, что слово состоит из предложений?

-Предложения делятся на слоги?

- Гласные бывают твердые и мягкие?

- При произнесении гласных воздушная струя проходит свободно?

- В слове «луна» - первый звук «А»?

-Звук С – согласный, твердый, звонкий?

2. Игра «Выдели 1-й звук в слове и обозначь его нужной фишкой»

3.  Игра «Посели картинку в нужный домик»

- Этот лепесток просит разделить слова на слоги и поселить в нужный домик: слова с 1-м слогом –в одноэтажный, с 2-мя – в двухэтажный, с 3-мя – в трехэтажный домик.

 Лепесток просит каждого из вас ответить на вопрос. (Логопед задает  вопросы, учитывая индивидуальные особенности детей).

 -Назови семью медведей.

 -Скажи, какой мяч?

 -Назови ласково сладкий апельсин.

 -Торт с шоколадом. Какой он?

 -Крыло аиста. Оно чье?

 -Сосчитай кровати.

4.Динамическая

 пауза.

Этот лепесток приглашает вас отдохнуть , размяться, распрямить свой позвоночник.

 Я повторяю по утрам:

 - Мой позвоночник гибок, прям.

   Когда я сплю, стою, сижу,

   За позвоночником слежу.

   Я позвоночник берегу

   И от болезней убегу.

  1. Игра  с мячом «Скажи наоборот»

   Полезный продукт

   Новая одежда

   Здоровый человек

   Жидкий суп

   Зимующая птица

   Старый человек

   Оторвать пуговицу

    Громко кричать

   Хорошо работать.

  1. Игра «Слоги слово загадали».

     «Найди место звука в слове».

Слоги слово загадали:

  МА – в конце, а СИ – в начале.

  НЯ – в конце, а СО – в начале.

Выделите  1-е звуки в этих словах.

Вспомните характеристику  этих звуков, обозначьте нужными фишками.

 - Соня и Сима  прислали вам картинки. Просят определить, какой звук слышится в слове, найти его место.

  1. Игра «Напиши слово».

-Этот лепесток  загадывает загадку  и просит  «написать» отгадку фишками.

 -Это старый наш знакомый.

 Вьет гнездо на крыше дома.

 Красно-клювый, безголосый,

 Чернокрылый, длинношеий.

 8.  Игра «Придумай предложение»

-Этот лепесток просит  придумать предложения с предлогами по картинке к соответствующей схеме.

(На доске  схема предложения

из 4-х, 5-ти слов).

- Давайте попросим родителей помочь нам.

  1. Игра «Семейка слов»

Все лепестки с нами поиграли осталась только серединка.  Она просит вас подобрать «семейку» к  слову «цветок»

 Вы начнете, а родители вам помогут.

 

-Красный лепесток, поиграй с нами!

- Да, правда.

- Нет, предложение состоит из слов.

- Нет, слова делятся на слоги.

 - Нет, согласные звуки  бывают твердые и мягкие.

- Да, правда.

-1-й звук - «Л».

-Звук «С»- согласный, твердый, глухой.

-Синий лепесток, поиграй с нами!

Дети выделяют 1-й звук в слове,  определяют, какой он  и  обозначают соответствующей фишкой.

-Зеленый лепесток поиграй с нами.

- В слове «апельсин» три слога; я поселю его в трехэтажный домик и т.д.

 

-Медведь, медведица медвежата –это медвежья семья.

- Мяч круглый, новый, резиновый, разноцветный и т.д.

- Сладенький апельсинчик и т.д.

-Голубой лепесток, поиграй с нами.

Потянуться.

Наклоны в стороны.

 Имитация  действий.

Руки крест-накрест на плечи. Погладить

 позвоночник.

 Бег на месте.

 Вредный  продукт

   Старая   одежда

   Больной человек

   Густой  суп

   Перелетная птица

   Молодой человек

   Пришить пуговицу

   Тихо говорить

    Плохо работать.

Оранжевый лепесток

  поиграй с нами.

- Сима.

-Соня.

-В слове «Соня» - «С», «Сима»- «Сь».

-Звук «С» - согласный, глухой, твердый, обозначается синей фишкой;

 - Звук «Сь» - согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленой фишкой;

Дети произносят слова, определяют, какой звук слышится в слове, находят его место.

-Желтый лепесток, поиграй с нами.

-Это аист.

(Дети выполняют звуковой анализ и составляют схему слова)

-Коричневый лепесток

 поиграй с нами!

 ( Дети придумывают предложение к схеме,  выбирают нужный  символ  предлога).

Родители придумывают предложения.

- Цветок.

 - Цвет, цветочек,

цветной, цветочный,    разноцветный,

цветник,  цветовод,

 цветет, расцветает,  

 (Цветков, Цветкова, Цветов, цветоводство, пустоцвет, одно- многоцветный , цветоножка родители помогают детям подбирать однокоренные слова).

Лепесток

 

Лепесток

Картинки

 Звуко-  вые фишки

Лепесток

Картинки

 Домики

 с  1,2,3

этажами.

Мяч.

Лепесток

Картинки

Схема «Место звука в слове»

Фишки для звукового анализа.

Картинка «Аист»

Фишки для звуково-

го анализа.

КартинкиСимволы предло-

 гов.

Схема предло-жения.

Модели

 для

«семейки

слов».

 IV. Итог и окончание  занятия.

Вот и все. Понравилось вам играть с цветиком-семицветиком?

 В какие игры мы играли?

За то что вы были такими активными,так хорошо играли  - вам сюрприз.

-Да.

Детям  раздаются чупа-чупсы.

Чупа-чупсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР среднего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

В конспекте представлены игровые приемы закрепления знаний, полученных детьми на  логопедических занятиях....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Собери подарки у тайги, а в ответ - природу сбереги" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Формирование  осознанно-правильного отношения к природе родного края.Задачи.Продолжать формировать у детей представления о лесе – тайге как части экосистемы (характерных особенностях ...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д...

Конспект непосредственно организованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие по заповедникам ЮГРЫ»

Данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - за...