Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
    Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".

    Стоцкая Лариса Васильевна.

    В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих понятий "овощи", "фрукты", "транспорт", даётся понятие "родственные слова", используются задания на развитие общей, тонкой моторики, развитие фонематического слуха, внимания,мышления, звуко-слогового анализа и синтеза.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_v_gosti_k_dime.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Джанкоя Республики Крым

                                                 МДОУ №2 «Ромашка».

             Конспект фронтального

    лексико-грамматического занятия в             старшей группе компенсирующей направленности «В гости к Диме».

                                       Учитель – логопед Стоцкая Лариса Васильевна.

                     

     Цели:

    Коррекционно-образовательные.

    Совершенствовать грамматический  строй речи. Учить детей образовывать глаголы приставочным способом, составлять предложения по демонстрации действий. Учить детей правильно использовать в речи предлоги «В», «ЗА», «К», «ИЗ-ЗА». Совершенствовать навык слогового анализа, звукового анализа и синтеза. Закрепить понятия «гласный», «согласный», «согласный мягкий», «согласный твёрдый» звуки. Закрепить обобщающие понятия  «Овощи», «Фрукты», «Транспорт». Познакомить с понятием «родственные» слова.

    Коррекционно-развивающие.

    Развивать связную речь, общую и тонкую моторику, фонематический слух, координацию речи с движениями, эмоциональную сферу детей, слуховую память и слуховое внимание, мышление, зрительное восприятие букв с целью предупреждения  дисграфии.

    Развивать навыки самомассажа. Развивать высоту и силу голоса.

    Коррекционно-воспитательные.

    Формирование навыка инициативности, самостоятельности, сотрудничества.

    Оборудование: домик, «озеро» (большой обруч, обтянутый синей тканью), замок, игра «Поймай рыбку», ребус, 2 корзинки, овощи и фрукты, 4 яблока, Буратино,  конверт с приглашением, карточки с изображением букв с недостающими элементами, карточки с буквами, некоторые из которых написаны зеркально.

    Ход занятия. Организационный момент. (Дети стоят в центре группы).

     Логопед: –  Жить без дружбы нам нельзя.

                          Становитесь в круг, друзья,

                          Крепко за руки возьмитесь

                         И друг другу улыбнитесь.

    (Дети улыбаются соседу слева и справа).

     Логопед:- Вот вы и передали друг другу тепло своих рук и хорошее настроение, которое  поможет нам на занятии. У каждого из вас в группе есть друзья. Давайте расскажем о друзьях стихотворение.

                       Пальчиковая игра «Друзья».

     Раз, два, три, четыре, пять,               /Загибать по одному пальчику,

     Буду я друзей считать:                     начиная с большого /.

     Ваня, Катя, Ангелина,                      Разгибать по одному пальчику,

     Вот Василий и Полина.                    начиная с мизинца /.

     Будем пальчики сгибать,                 /Сильное сжимание и разжимание

     И опять начнём считать.                    пальцев обеих рук /.

                                                     

    Логопед: –  А сейчас послушайте, кого я видела сегодня утром, когда шла на работу. Это - птица с длинным чёрным хвостом, чёрной спинкой, чёрной головой и белыми боками. Что это за птица?

     Дети: - Это-сорока.

    Логопед: – Правильно, это сорока. Она передала нам конверт, с приглашением.  (Показать детям конверт). Нас в гости приглашает мальчик, его имя вы узнаете, если правильно соедините вместе отдельные звуки. Сложите свои ладошки «чашечкой» и ловите в «чашечку» звуки, которые я буду вам «бросать».

    Логопед «бросает» детям звуки (Дь), (и), (м), (а).

    Дети соединяют (синтезируют) отдельные звуки и «бросают» логопеду слово «Дима».

    Логопед:– Молодцы! Правильно, этого мальчика зовут Дима.

    В гости нужно идти с подарком. Мы понесём в подарок мальчику овощи и фрукты. Девочки понесут фрукты, а мальчики – овощи. В ведёрке лежат овощи и фрукты. Девочки выберите из ведёрка фрукты, а мальчики – овощи и положите их в свои корзинки. (Дети выполняют задание).

    Логопед: – А теперь, ребята, мы можем отправляться в путь. Поедем мы на автобусе. (Дети становятся в колонну, изображая автобус, «едут» в гости со словами:

      Ехали мы, ехали. К озеру подъехали.          

      Озеро объехали, дальше поехали.                /Обходят вокруг озера/

      Ехали мы, ехали. К речке подъехали.

      Мост переехали, дальше поехали.               / Идут по гимнастической скамейке/

      Ехали мы, ехали. К горке подъехали.

      На горку въехали, с горки съехали,

      Дальше поехали.                                          

      Во двор заехали, вот и приехали.                 /Подходят к домику/

                                      И. Токмакова.

     Логопед: – Ребята, вот мы и приехали к домику, в котором живёт Дима.

     Но мальчика пока нет дома.

    Давайте мы посидим на лавочке около домика и подождём его хозяина. Закройте глазки и подставьте солнышку своё лицо. Солнышко своими лучами нежно касается нашего лица, нам приятно сидеть на солнышке. Покажем, как солнечные лучики скользят по нашему лицу.

                 Самомассаж лица.

      Солнышко проснулось,                           / Проводим поглаживание:

                                                                           - от середины лба к вискам/

       Лобика коснулось,

      Лучиками провело,                               / От крыльев носа к вискам/

      И погладило, и погладило.                   / От середины подбородка к ушам/.

                                                             

                                                         

    Логопед: -  Ребята, когда мы ехали на поезде, то рассказывали стихотворение, в котором встречалось очень много похожих слов, давайте их  вспомним.

    ( Дети припоминают похожие слова: ехали, подъехали, переехали, въехали, съехали, приехали).

    Логопед:– Молодцы, правильно. Эти слова очень похожи друг на друга, как родственники и называются они родственными.

    Логопед: – А вот идёт наш мальчик Дима. Давайте посидим тихонько и посмотрим, что он будет делать. Дети составляют предложения, комментируя действия мальчика. (Выделять предлог интонационно).

    - Дима к домику подошёл.

    - Дима за домик зашёл.

    - Дима вокруг домика обошёл.

    - Дима из-за домика вышел.

    Дети по заданию логопеда находят в предложении похожие слова (зашёл, вышел, подошёл, обошёл).

      Дима подходит к детям, здоровается с ними и говорит о том, что он потерял ключ от дома, не может его найти и  открыть дверь. А в домике осталась игра, в которую он хотел поиграть с ребятами.

    Логопед: – Ребята, Дима очень расстроился. Покажите, как он расстроился, изобразите грустного человека. (Дети выполняют задание. Логопед отмечает тех детей, у которых это получилось лучше ).

    Логопед: – Давайте попробуем помочь нашему мальчику Диме. Сейчас мы с вами произнесём волшебные цепочки слогов, не меняя их порядок и, может быть, замок откроется. (Произносит логопед, затем дети):

      Ас – ос – ус – ис.                            Са – со – су – си.

    Дети произносят слоговые ряды хором и индивидуально. Но замок не открывается т.к. некоторые дети допустили ошибки.

    Логопед предлагает детям вспомнить пальчиковую гимнастику про замок.

                                           Замок.   ( Русская народная потешка0

    На двери висит замок.                           / Пальцы рук соединены в замок./

    Кто его открыть бы смог?

    Потянули, покрутили,                               Движения по тексту

    Постучали и открыли.

                                          Замок открывается.

    Дети, по заданию логопеда, показывают, как обрадовался Дима.

    (изображают радостного человека)

       Дима выносит из домика ребус и игру. Он предлагает детям  отгадать ребус, т.к. в ребусе зашифровано название игры.

    Дети отгадывают ребус и узнают название игры «РЫБА  -  КИ».

    Дима даёт детям удочки с магнитами, два ведёрка (красное и синее) и приглашает детей к озеру на рыбалку. В озере  рыбки с магнитиками).

                                                           

    Логопед: – Ребята, рыбки в этом озере не простые, а очень грамотные.

    Каждый  из вас должен поймать одну рыбку. (Развитие координации движений. Дети ловят рыбок).

     Логопед: – Ребята, каждый из вас поймал одну рыбку. На каждой рыбке есть предметная картинка, назовите её чётко и определите первый звук слова, обозначающего эту картинку. Придумайте ещё по два слова на этот звук. Если звук гласный – положите свою рыбку в красное ведёрко, если согласный – в синее ведёрко.

    Логопед: – Ребята, а чем же отличаются гласные звуки от согласных?

     Дети: -  Гласные звуки можно пропеть, во рту нет преграды.

    Логопед: – Правильно, ребята. Гласные звуки могут петь звонко, как птицы. Когда они близко, их песни звучат громко. Давайте мы с вами покажем, как громко могут петь гласные звуки. (Дети громко пропевают гласные звуки: А, У, О, И, Ы).

    Логопед: – А когда гласные звуки уходят далеко в лес, их песни звучат тихо-тихо.

    Покажите, как звучат их песни в этом случае. (Дети тихо пропевают гласные звуки).

    Логопед: – А вы знаете, что когда поют гласные звуки, согласные очень расстраиваются. Как вы думаете почему?

    Дети: - Потому что согласные звуки петь не умеют.

    Логопед: – Гласные звуки очень добрые. Они сказали согласным звукам:

    « Не расстраивайтесь. Вместе мы одна семья, друг без друга нам нельзя. Становитесь рядом с нами, будем петь вместе».

    (Логопед предлагает мальчикам стать любым согласным звуком, а девочкам любым гласным звуком, стать парами и пропеть песенки, которые у них получились). Игра «Живые слоги».

     Дети поют слоги: АМ, ОП, ИН, УТ и т.д.

    Логопед: – Ребята, вы знаете, что согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими. Дима хочет поиграть с вами в игру «Наоборот». Он будет называть вам слоги с твёрдым согласным звуком, а вы ему слог с мягким звуком.

    Дима: –ПА           Дети: - ПЯ

    Дима: – ТО           Дети: – ТЁ  и т.д.

    Логопед: – Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Но автобус наш уже уехал. На чём бы каждый из вас хотел поехать в детский сад?

    Дети: - Я на машине, я на автобусе, я на мотоцикле, я на велосипеде и т.д.

    Логопед: – А как можно всё это назвать одним словом?

    Дети: - Транспорт.

    Логопед:–  Правильно, это транспорт. Давайте попрощаемся с Димой и отправимся в детский сад.

                (Дети прощаются с Димой).

                                                           

    Логопед:– Каждый из вас «прошагает» слово, обозначающее название транспорта, который он выбрал, назовёт количество слогов в этом слове и окажется в детском саду.

    Дети:  Ма-ши-на -3 слога;  ве-ло-си-пед – 4 слога и т.д.

     Вторая часть занятия.

    Дети садятся за столы.

    Логопед: – Ребята, пока мы ходили в гости к Диме, к нам пришёл наш друг Буратино. Он написал каждому из вас буквы на карточках. Посмотрите внимательно, все ли буквы он написал правильно. Найдите неправильно написанные буквы и обведите их кружочком. (Дети находят буквы, написанные зеркально и обводят их).

    Логопед: – Ребята, Буратино на второй карточке  тоже написал буквы.

    Но Карлсон решил пошутить над ним и стёр некоторые элементы букв.

    Допишите недостающие элементы букв.

    (Дети выполняют задание).

     Буратино: - Ребята, спасибо вам за помощь. Я принёс вам в подарок яблоки.

     Яблок столько, сколько слогов в моём имени. Выложите слоговую схему моего имени. (Дети хлопками определяют количество слогов в слове «Буратино» и выкладывают слоговую схему).

    Буратино угощает детей яблоками.

    Логопед подводит итог занятия. Отмечает работу каждого ребёнка.

                                                           5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)

    Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

    В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

    Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

    На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

    Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...