Составление по пейзажной картине описательного рассказа на тему « Лето» с использованием схемы
материал по логопедии на тему

Заломнова Наталия Дмитриевна

Обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_po_peyzazhnoy_kartine_opisatelnogo_rasskaza.docx354.66 КБ

Предварительный просмотр:

Составление по пейзажной картине описательного рассказа

на тему « Лето» с использованием схемы.

Цели: Обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Лето», схему для описательного рассказа, запись А. Вивальди «Лето».

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в группу под музыку А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

Логопед рассказывает детям о музыке и предлагает послушать стихотворение поэта В. Орлова, и затем ответить, о каком времени года будем говорить на занятии.

Что ты мне подаришь, лето?

Много солнечного света!

 В небе pадyгy-дyгy!

 И ромашки на лyгy!

 Что ещё подаришь мне?

 Ключ, звенящий в тишине,

 Сосны, клёны и дубы,

 Землянику и грибы!

 Подарю тебе кyкyшкy,

 Чтобы, выйдя на опyшкy,

 Ты погpомче кpикнyл ей:

 "Погадай мне поскорей!"

 И она тебе в ответ

 Нагадала много лет! Владимир Орлов

Логопед задает вопросы детям:

-Лето (какое?)- долгожданное, теплое, жаркое, цветущее, веселое, радостное, яркое

- Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

Логопед рассказывает детям, что поэты пишут о лете стихи, композиторы музыку, а художники картины. И предлагает детям познакомиться с картиной И.И. Левитана «Лето»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Левитан Лето .jpg

Основная часть. Беседа по картине

Логопед выставляет репродукцию картины И.И. Левитана «Лето». Рассказывает об авторе картины и сообщает детям название картины.

- В какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж?

 (Летний, яркий, солнечный, теплый)

- Какие цвета художник использовал чаще всего?

 (Зеленый, желтый, голубой)

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радость, тепло , светит солнце, счастье, спокойствие)

3. Лексические упражнения 

а) Игра «Скажи иначе»

Логопед предлагает изменить слово-действие по образцу. (Тени лежат на земле – лежащие на земле тени).

Лучи скользят по ветвям – скользящие по ветвям лучи.

Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.

На полях растут цветы – растущие на полях цветы

б) Игра «Волшебная цепочка» на распространение предложений.

Логопед спрашивает:

- Что передает ощущение тепла и света на картине? (Солнце.)

Логопед предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.

На картине изображен день.

В небе виднеются облака.

На картине изображен летний день.

На картине изображен весенний июльский день.

В небе виднеются белые облака

На голубом небе виднеются белые облака.

Стройные березки стоят в лесу.

Стройные березки стоят в густом лесу.

В поле растет пшеница.

В поле растет желтая пшеница.

4 .Физминутка

 Вместе по лесу идём,

 Не спешим, не отстаём.

 Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

 Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)

 Вот ромашка, василёк,

 Медуница, кашка, клевер.

 Расстилается ковёр

 И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой.)

 К небу ручки протянули,

 Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)

 Отдохнуть мы все успели

 И на место снова сели. (Дети садятся.)

5. Составление плана рассказа с использованием схем.

Логопед выставляет схему – план.

Название картины, автор

Место действия

Время действия

Погода

Композиция картины (что изображено на картине)

Цветовая палитра

Настроение картины

Твое отношение к картине

 6. Составление рассказов детьми.

а) по цепочке (принимают участие все дети)

 б) индивидуально

Образец рассказа: «На картине «Лето» художник И. Левитан изобразил летний день. Это июльский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. В середине картины видна березовая роща. На лугу растут разные цветы. Слева на картине колосится золотая пшеница. Художник чаще всего использовал голубые и зеленые и желтые цвета. Эта картина радостная, потому что ярко светит солнце, цветут цветы».

Итог занятия. Анализ работы детей.

Логопед оценивает рассказы детей, говорит, что рассказы получились полными, последовательными, использовались длинные предложения, дети подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

«Составление описательных рассказов о животных с использованием схем-моделей в старшей группе»

Цель: Осуществление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя по применению метода наглядного моделирования в описательной, связной речи....

Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы.

Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание: - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в цел...