Семинар-практикум учителя-логопеда и педагога-психолога
консультация по логопедии на тему

Селивановская Дарья Александровна

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Разгрузка».

Подведение итогов совместной работы воспитателей и специалистов: учителя-логопеда и педагога-психолога, по особенностям взаимодействия с детьми дошкольного возраста и их родителями.

Задачи:

  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.
  • Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов логопеда и психолога.

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Провели: учитель-логопед Бельфорт Э.Б., педагог-психолог Селивановская Д.А.

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные».

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса).

Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

«Артикуляционная гимнастика»

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Участники семинара-практикума делятся на две команды.

Затем проводятся игры.

Знание артикуляционных упражнений.

Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье»). Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для каких звуков они используются.

Игра «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

  1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).
  2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет).
  3. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
  4. Психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства – это … (Изотерапия)
  5. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
  6. Повторите скороговорку: Три сороки – тараторки тараторили на горке.
  7. Условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют … (Комфорт)
  8. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
  9.  Какие наказания недопустимы? (телесные)
  10.  Чувство уверенности, защищенности, способствующее нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим ... (Эмоциональное благополучие)

2 команда.

  1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)
  2. Психологическое консультирование с использованием сказок – это  … (Сказкотерапия)
  3. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
  4. Баланс между внешней и внутренней гармонией человека – это … (Психологическое здоровье)
  5. Назовите признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
  6. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
  7. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
  8. Условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться … (Психологический комфорт)
  9. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
  10. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык).

Игра «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

1 команда.

• Ра – ра – ра — во дворе … (у нас гора).

• Ло – ло – ло — греет … (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры — летят … (синие шары).

• Ор – ор – ор — спеет … (красный помидор).

• Ши – ши – ши — гуляют … (наши малыши).

2 команда.

• За – за – за — в поле … (бегает коза).

• Ла – ла – ла — на пути … (у нас скала).

• Ор – ор – ор — острый … (топор).

• Лы – лы – лы — наши девочки … (милы).

• Сы – сы – сы — у папы … (нашего усы).

Игра «Закончи предложение». Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение.

1 команда.

1. Земля покрыта снегом, как…. 2. Лед блестит у берега, как … 3. Волны вздымаются, как… 4. Солнце нещадно палит, как… 5. Заря полыхает, как…. 6. Дверь в комнате скрипит, как … 7. Дети в группе галдят, как … 8. Девушка на обложке выглядит, как … 9. Мальчик плывет, как … 10. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда.

1. Туман стелется над озером, как … 2. Дождинки текут по лицу, как … 3. Малыши прыгают по траве, как … 4. Машина, едущая по дороге грохочет, как … 5. Балерина на сцене кружится, как … 6. Мысль в моей голове засела, как … 7. Человек подошел тихо, как … 8. Ветер завывает за окном, как … 9. На улице темно, как … 10. Девчонки порхают по группе, как …

Игра «Конкурс эрудитов»

Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда и психолога с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедом и психологом?

Время на подготовку ответа – 3 минуты.

Фрагменты бесед логопеда и психолога с ребенком и родителем.

1 вариант.

Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы? 

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья.

Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).

Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.

Родитель: Подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой. Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.

Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. (Ребенок плачет). Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

2 вариант. 

Мама с дошкольником, в нерешительности застывает перед входом в кабинет и спрашивает: Как нам лучше заходить, вместе или по одному?

Психолог: как хотите.

Мама и мальчик заходят из коридора в комнату. Мама и психолог садятся друг напротив друга, мальчик, мгновение постояв возле матери, быстро подходит к полкам с игрушками.

Мама (просительно, тревожно): Ваня, не надо брать игрушки! ...Нам надо поговорить с психологом. Мальчик в нерешительности смотрит на психолога.

Психолог (ребенку): Сядь за стол, порисуй. (Маме.) Вас, наверное, беспокоит поведение вашего ребёнка?

Мама, жалующаяся на невнимательность и неусидчивость ребёнка, после десяти минут своего диалога с психологом (ребенку): Не вертись, сядь ровно, слушай! Я же говорю о важных вещах! (Психологу.) Вы видите?!

Психолог: Ваня, успокойся, у нас важный разговор.

Игра «Угадай героя сказки».

Ведущий: на столиках разложены карточки с изображениями сказочных персонажей. Ваша задача по очереди с помощью мимики и жестов изобразить персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.)

Игра «Почему хорошо, почему плохо».

Ведущий: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

  • Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…
  • Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …

Рефлексия «Закончи фразу»

Ведущий: Спасибо, что вы посетили наш семинар, а теперь нам бы хотелось услышать от вас, что вы сегодня узнали и что вам понравилось, ваши замечания.

Участникам предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для учителей - логопедов Тема «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях».

      Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж - это нетр...

презентация доклада "«Логоритмика с детьми раннего возраста с алалией» на семинаре-практикуме МО учителей-логопедов Московского района г.Казани

Презентация доклада "«Логоритмика с детьми раннего возраста с алалией» на семинаре-практикуме МО учителей-логопедов Московского района г.Казани...

Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методическими аспе...

Семинар-практикум "Использование МЭО" в работе педагога-психолога

На семинаре-практикуме педагоги получат практические навыки использования МЭО для работы...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДО "Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников"

Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы, а некоторые даже читают. Основной задачей педагога на данном этапе является создание условий для поддержания и стимулирования познавательного интереса и...

Семинар практикум "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы в МБДОУ №11

Система осуществления преемственности в работе логопеда и воспитателей комбинированных групп, соблюдение единых требований к детям с речевой патологией....

Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"

В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...