Методическая разработка "Картотека игр по формированию лексико-грамматического строя речи в логопедической группе (из опыта работы)"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Юрченко Наталья Александровна
Коррекция лексико-грамматического строя речи позволяет детям с ОНР сознательно использовать в активной речи точные определения существительных, прилагательных, глаголов. Работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР проводится в специально организованной деятельности по лексическим темам, в игровых упражнениях. Учитель-логопед, специалисты ДОУ, родители детей формируют у старших дошкольников с ОНР речевые навыки. Комплексная работа по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР уменьшает количество лексических ошибок в речи детей, переносит положительный речевой опыт на свободную деятельность, способствует употреблению верных лексико - грамматических конструкций в совместных играх, повышает процент детей с улучшенным словарем в ходе изучения лексических тем в течение всего года. В формировании лексико-грамматического строя используется игра, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №5 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

Методическая разработка                                    

                                               

Картотека игр по формированию лексико-грамматического

 строя речи в логопедической группе

(из опыта работы)

                       

 

 Автор: учитель-логопед            

                                                                               Юрченко Н.А.

                                                                                     

г. Курганинск

2016

 Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….     3

Тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе…………………………………………………………………………….     4

Методические рекомендации к проведению игр……………………………...     5

Практические разработки карточек  игр по формированию грамматического строя речи………………………………………………………………………..     6

Список литературы……………………………………………………………..    25

2

Пояснительная записка

       Проведя первичный мониторинг состояния речи детей с ОНР,  логопеды выявляют, что словарный запас не сформирован.  Бедность словаря порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико – грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетически и грамматически правильном выражении своих мыслей в свободном речевом высказывании.

        На необходимость коррекции лексико-грамматического строя речи у  детей особое внимание обращали такие авторы как  Р.И. Лалаева,

Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т. П. Горюнова,

В.С. Минашина, Н.И. Сереброва, Н. Е. Ильякова.

       Цели методической разработки -  корректировать и обогатить словарный запас у старших дошкольников  с ОНР, позволяющий сознательно использовать в активной речи точные определения существительных, прилагательных, глаголов.

       Эти цели реализуются в систематизированной  работе по развитию словаря: существительных, относительных и притяжательных прилагательных, глаголов по лексическим темам в течение всего учебного года в группе для детей с ОНР. Работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР проводится в специально организованной деятельности по лексическим темам, в игровых упражнениях.

       Задачи методической разработки: логопед, специалисты ДОУ, родители  предполагают  сформировать у старших дошкольников  с ОНР следующие речевые навыки:

- ребёнок умеет образовывать существительные множественного числа Р.п.;

- ребёнок умеет согласовывать существительные с числительными;

- ребёнок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- ребёнок умеет образовывать притяжательные, относительные прилагательные;

- ребенок сознательно использует в активной речи притяжательные местоимения «мой – моя», «моё» в сочетании с существительными мужского и женского рода;

- ребёнок употребляет обиходные глаголы с новым лексическим значением.

      Комплексная работа по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР предполагает уменьшить количество лексических ошибок в речи детей, перенос положительного речевого опыта на свободную деятельность, употребление верных лексико - грамматических конструкций в совместных играх, повышение  процента  детей с улучшенным словарем в ходе изучения лексических тем в течение всего года.

      Предложенная  разработка базируется на использовании игры, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

      Методическая разработка предназначается для логопедов, воспитателей логопедических детских садов, родителей. 

3

Тематическое планирование лексических тем в логопедической

группе для детей с общим недоразвитием речи

месяц

Лексическая тема

№ карточки

сентябрь

Диагностическое обследование

Детский сад, игрушки

1

Овощи, огород

2

 

октябрь

Фрукты, сад

3

Осень, грибы

4

Одежда, головные уборы

5

Обувь

6

Продукты питания

7

ноябрь

Посуда

8

Домашние животные

9

Дикие животные наших лесов

10

Домашние птицы

11

декабрь

Наш город, улица

12

Мебель, бытовые электроприборы

13

Транспорт, спецмашины

14

Рыбы

15

Новый год

16

январь

Зима

17

Зимние забавы

18

Зимующие птицы

19

 

февраль

Человек, части тела и лица

20

Семья

21

День защитника Отечества

22

Профессии, инструменты

23

март

8-е Марта, женские профессии

24

Животные холодных стран

25

Животные жарких стран

26

Перелетные птицы

27

Весна

28

4

апрель

Школа, школьные принадлежности

29

День космонавтики

30

Деревья, кустарники

31

Насекомые

32

май

День Победы

33

Цветы

34

Ягоды

35

Лето

36

Методические рекомендации к проведению игр

         В играх с детьми создается ситуация, которая стимулирует поисковую активность в сфере словообразования. При организации речевых игр можно руководствоваться такими рекомендациями:

  - игры не должны быть длительными по времени: 5 - 10 - 15 минут;

  - они проводятся в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а взрослый – помочь ему в этом;

  - игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за правильный ответ;

  - игра может быть частью занятия или проводиться в один из режимных моментов;

  - в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

  - в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и за своей речью и  стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание;

  - интерес к игре поддерживается наглядным материалом;

  - в процессе игры взрослый принимает непосредственное участие, вносит поправки в речь детей, поощряет детей.

         Начинают работу по словотворчеству  с существительных. Самый простой вид словообразования - образование их множественного числа: игра «Один – много», усложняя в дальнейшем образованием родительного падежа множественного числа (мост – мосты – мостов). В работе с детьми по словообразованию большое место уделяется  согласованию числительных с существительными.  Продолжая работу с существительными, образовывают их при помощи уменьшительных суффиксов, для этого можно использовать игру «Назови ласково» (гриб – грибочек).

5

       В теме «Прилагательные» дети допускают ошибки при образовании относительных и притяжательных прилагательных. Для исправления аграмматизмов проводят игру «Скажи, какой?» (сумка из кожи какая? – кожанная); игру «Чье это?» (чей это хвост? чья это голова?). Учат ребенка сознательно использовать в активной речи местоимения «мой – моя»,

«моё» в сочетании с существительными мужского и женского рода;

        В своей речи дети допускают ошибки в изменении глаголов. Для этого их нужно научить различать глаголы настоящего и прошедшего времени в игре «Что мы делаем? Что мы сделали?».                  

        Кроме того, что эти игры способствуют  формированию грамматически правильной речи, они способствуют успешному обучению детей в школе, так как дети допускают меньше ошибок при образовании или изменении слов при помощи приставок, суффиксов, окончаний слов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РАЗРАБОТКИ  КАРТОЧЕК ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

КАРТОЧКА  №1

Тема: «ДЕТСКИЙ  САД»  

СЛОВА: д/с, вос-ль, занятие, зарядка, игра, группа, игрушки..

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(стул – стульев; карандаш - карандашей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

(одна игра, две игры, 3…, 4…, пять игр)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

тельно -ласкательным суффиксом (мяч – мячик)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных к сущ-м (вос-ль: добрая, заботливая,…)
  2. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относительных  прилагательных ( д/с из кирпича – кирпичный)
  3. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

(мой – д/с, моя – группа)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (дети – играют, бегают, занимаются,…)

6

КАРТОЧКА №2

                                  Тема: «ОВОЩИ»

СЛОВА: лук, огурец, помидор, капуста, баклажан, картофель…

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(помидор-помидоров)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

(один огурец, два огурца, 3…, 4…, пять огурцов)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

тельно -ласкательным суффиксом (лук - лучок)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных к сущ-м (морковь - сладкая, оранжевая, твёрдая…)
  2. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относительных  прилагательных (сок из капусты -капустный)
  3. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – огурец, моя – тыква)

  1. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (баклажан-

чистят, режут, солят, жарят…)

           

 КАРТОЧКА  № 3

Тема: «ФРУКТЫ»  

 

    СЛОВА: яблоко, слива, груша, персик, абрикос, гранат.

1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа  

    Р.п.(яблоко - яблок, слива - слив)

2. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

     (одна груша, две груши, 3…, 4…, пять груш)

3. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –  

    тельно -ласкательным суффиксом (яблоко - яблочко)

4. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -подбор прилагательных

     к сущ-м (персик - сладкий, круглый, шершавый…)

5. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование  

    относительных  прилагательных (сок из сливы-

    сливовый, варенье…)

6. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям(мой-

    гранат, моя - груша, моё - яблоко)

7. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (яблоко-

    срывают, моют, кушают…)

7

    КАРТОЧКА  №4

      Тема: «ОСЕНЬ»  

     

СЛОВА: осень, листопад, дождь, туман, туча, ветер...

  1. Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(лист - листьев, дождь - дождей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

(одна капля, две капли, 3…, 4…, пять капель)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

тельно -ласкательным суффиксом (туча - тучка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных к сущ-м (ветер - холодный, сильный…)

  5.  Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование    

относительных  прилагательных ( если днём дождь-день дождливый)

  1. Игра « Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

(мой – лист, моя – туча)

  1. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (осенью-копают, пашут)

6

КАРТОЧКА  №5

Тема: «ОДЕЖДА»

               

                СЛОВА: пальто, куртка, кофта, жилет, рубашка, юбка, платье.

  1.  Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(рубашка - рубашек, брюки - брюк…)

  1.  Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

(одна куртка, две куртки, 3…, 4…, пять курток)

  1.  Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

тельно -ласкательным суффиксом (кофта - кофточка)

  1.  Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

к сущ-м (платье - нарядное, новое, длинное, любимое,…)

  1.  Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-

 ных  прилагательных (шуба из меха - меховая)

  1.  Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

(мой - плащ, моя - юбка, моё - пальто)

  1.  Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м(майку-

стирают, гладят, сушат, покупают, шьют…)

8

                          КАРТОЧКА  №6

                                   Тема: «ОБУВЬ»  

     

СЛОВА: туфли, сапоги, босоножки, ботинки, тапки.

  1. Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (ботинок - ботинок, туфли - туфель)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (один сапог, два сапога, 3…, 4…, пять сапог)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (тапки - тапочки)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (ботинок - новый, грязный, детский, чёрный…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-

 ных  прилагательных (туфли из кожи - кожаные)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – ботинок, моя - босоножка)

     7    Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (туфли–      

покупают, чистят, сушат, дарят,…)

 

                                                       

КАРТОЧКА  № 7

Тема: «ПРОДУКТЫ»  

   

 СЛОВА: хлеб, колбаса, рыба, молоко, яйца, сахар и т.д.

           1   Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (пирожок - пирожков, рыба - рыбы)

     2   Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одно яйцо, два яйца, 3…, 4…, пять яиц)

     3   Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (булка - булочка)

     4   Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (хлеб - белый, круглый, вкусный свежий,…)

     5   Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-

 ных  прилагательных (каши из молока-молочная)

     6   Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – мёд, моя – конфета, моё - мясо)

     7   Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (рыба –  

         ловят, чистят, варят, жарят, солят, маринуют,…)

9

                                                           

                                                       

КАРТОЧКА  №8

                                      Тема: «ПОСУДА»

   

 СЛОВА: ложка, стакан, тарелка, нож, кастрюля и т.д.

  1. Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

      (ложка - ложек, нож - ножей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна тарелка, две тарелки, 3…, 4…, пять тарелок)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (стакан - стаканчик)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (сковорода - железная, круглая, тяжёлая, новая…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

ных  прилагательных (кувшин из глины - глиняный)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – нож, моя – чашка, моё - блюдо)

  1. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (вилка – моют, покупают, накалывают, сушат,…)

КАРТОЧКА  № 9

                 Тема: «ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ»  

   

 СЛОВА: кошка, собака, корова, конь, коза, свинья, овца.

  1. Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(кошка - кошек)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

(одна собака, две собаки, 3…, 4…, пять собак)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

тельно -ласкательным суффиксом (лошадь - лошадка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (молоко у коровы - коровье; мех..; рога...)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – баран, моя –свинья)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (собака–лает,

охраняет, кусает, бегает, спит,…)

10

КАРТОЧКА  № 10

       Тема: «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»  

   

 СЛОВА: волк, заяц, медведь, лиса, белка, ёж, барсук, олень.  

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

  (тигр - тигров, рысь - рысей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

  (одна лиса, две лисы, 3…, 4…, пять лисиц)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно - ласкательным суффиксом (заяц - зайчик)

  1. Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (волк – серый, быстрый, хищный,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая?» - образование относитель-

ных  прилагательных (хвост у белки - беличий)

  1. Игра «Мой, моя » - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – енот, олень; моя – медведица)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (медведь –

       охотится, плавает, стоит, идёт,..)

                                       

                                       

                                     КАРТОЧКА  № 11

                     Тема: «ДОМАШНИЕ  ПТИЦЫ»  

     

СЛОВА: курица, утка, индюк, гусь, цыплёнок, утёнок...

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (утка - уток, гусь - гусей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна курица, две курицы, 3…, 4…, пять куриц)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (утка - уточка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (петух - большой, красивый, голосистый, драчливый)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (голова у гуся - гусиная)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – селезень, моя – индейка)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (курица –  

           несётся, бегает, клюёт, пьёт,…)

11

КАРТОЧКА  № 12

                                Тема: «ГОРОД, УЛИЦА»  

   

СЛОВА: светофор, переход, улица, парк, магазин, памятник.. .

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (улица - улиц, парк - парков)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна дорога, две дороги, 3…, 4…, пять дорог)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

 тельно - ласкательным суффиксом (магазин - магазинчик)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (дорога из асфальта - асфальтированная)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – музей, моя – почта)

         6.  Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (улица-  

                подметают, асфальтируют, поливают, переходят…)

                                               

КАРТОЧКА  № 13

                                     Тема: «МЕБЕЛЬ»  

   

 СЛОВА: стол, стулья, кровать, диван, кресло, шкаф и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(стул – стульев, кровать - кроватей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (один диван, два дивана, 3…, 4…, пять диванов)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно - ласкательным суффиксом (стул - стульчик)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (кресло - мягкое, удобное, коричневое,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

  ных  прилагательных (стол из дерева - деревянный)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – шкаф, моя – кровать, моё - кресло)

  1. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (стол –

покупают, ремонтируют, протирают, переставляют,…)

12

                                                 КАРТОЧКА  № 14

                             Тема: «ТРАНСПОРТ»  

                 

           СЛОВА: машина, поезд, корабль, самолёт, велосипед и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(машина - машин, вертолёт - вертолётов)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (один трактор, два трактора, 3…, 4…, пять тракторов)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (самолёт - самолётик)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (такси - быстрое, скорое, удобное…)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – экскаватор, моя – «Скорая помощь»,моё - такси)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (грузовик –

едет, перевозит, стоит, заправляют,…)

                                                 

КАРТОЧКА  № 15

                                         Тема: «РЫБЫ»  

   

 СЛОВА: сом, окунь, дельфин, акула, кит, щука ,ёрш и т.д..

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(сом - сомов; дельфин - дельфинов)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна щука, две щуки, 3…, 4…, пять щук)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

 тельно - ласкательным суффиксом (ёрш - ёршик)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (сом - усатый, большой, серый,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (икра из осетра - осетровая)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – толстолобик, моя – сельдь)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (кит– плавает,

 ныряет, охотится, питается )

13

КАРТОЧКА  № 16

                                  Тема: «НОВЫЙ  ГОД»  

   

 СЛОВА: ёлка, игрушки, подарки, Снегурочка, Дед Мороз...

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (костюм - костюмов)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

      (одна игра, две игры, 3…, 4…, пять игр)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

тельно - ласкательным суффиксом (ёлка - ёлочка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

к сущ-м (Снегурочка: добрая, заботливая, весёлая…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-

 ных  прилагательных (игрушка из стекла - стеклянная)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – праздник, моя – мишура)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (дети – играют,

бегают, веселятся, наряжаются…)

                                                   

                                                 

КАРТОЧКА  №  17

                                      Тема: «ЗИМА»  

   

 СЛОВА: снег, лёд, метель, мороз, снежинка, сосулька...

  1. Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (снег - снега, сосулька - сосулек)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна вьюга, две вьюги, 3…, 4…, пять вьюг)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

тельно - ласкательным суффиксом (лёд-ледок)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

к сущ-м (зима - снежная, холодная, морозная,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (сугроб из снега - снежный)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – мороз, моя – метель)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (снег – метёт,

 идёт, заносит, засыпает,…)

14

                                             

                                                 КАРТОЧКА  № 18

                     Тема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

               

            СЛОВА: санки, коньки, лыжи, снеговик, снежок, горка, …

  1.  Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (санки - санок, лыжи-лыж)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

       (один снежок, два снежка, 3…, 4…, пять снежков)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (гора- горка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (лёд- прозрачный, холодный, твёрдый,…)

  1. Игра «Кому что нужно?» - употребление В.п.существительных

    (лыжнику нужны лыжи, хоккеисту -…, фигуристу-.., саночнику-..)

  1. Игра «Почему так назвали?» - словообразование:

хоккеист (играет в хоккей), конькобежец, лыжник, фигурист.

                                   

                                КАРТОЧКА  № 19

                     Тема: «ЗИМУЮЩИЕ  ПТИЦЫ»  

     

СЛОВА: синица, воробей, голубь, сова, снегирь и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

  (воробей - воробьёв, синица - синиц)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

  (один снегирь, два снегиря, 3…, 4…, пять снегирей)

  1.  Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (синица-синичка)

  1.  Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

  к сущ-м (сорока - крупная, шустрая, крикливая,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (клюв у вороны - вороний)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – дятел, моя – ворона)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (воробей–

       летает, клюёт, чирикает, купается, дерётся,…)

                                                   

                                                   

15

КАРТОЧКА  № 20

                    Тема: «ЧЕЛОВЕК, ЧАСТИ ТЕЛА»  

     

СЛОВА: голова, глаза, уши, рука, нога, спина, плечо, палец…

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (рука - рук, ухо - ушей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (один палец, два пальца, 3…, 4…, пять пальцев)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (нога-ножка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое7» - подбор прилагательных

 к сущ-м (нога - детская, маленькая, загорелая, ровная,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-

 ных  прилагательных (глаз - глазной, рука - ручной)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – нос, моя – стопа, моё- лицо)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (голова– моют.

 расчесывают, подстригают, сушат, лечат,…)

                                         

                                             

КАРТОЧКА  № 21

                                            Тема: «СЕМЬЯ»  

           

             СЛОВА: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочка, внук,

                            внучка, тётя, дядя.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

  (бабушка – бабушек, дедушка - дедушек …)

2   Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

   (одна сестра, две сестры, 3…, 4…, пять сестёр)

3   Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

     тельно - ласкательным суффиксом (мама - мамочка)

4   Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных

     к сущ-м (папа - сильный, трудолюбивый, серьёзный, строгий)

5   Игра «Скажи, чьё это?»-образование притяжательных

   прилагательных (носок, рубашка, платье, лицо, вещи)

6   Игра «Мой, моя » - подбор сущ-х к местоимениям(мой - папа,

     моя -тётя)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (мама –

готовит .стирает,убирает, отдыхает, шьёт, вяжет ,читает…)

16

                                  КАРТОЧКА  № 22

                         Тема: «НАША  АРМИЯ»  

   

СЛОВА: пограничник, танкист, автомат, ракета и т.д..

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

     (солдат - солдат, патрон - патронов)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна пушка, две пушки, 3…, 4…, пять пушек)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (корабль-кораблик)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (защитник - смелый, сильный, отважный,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (танк из железа - железный)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – пограничник, моя – пушка)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (солдаты –

стреляют, бегают, защищают, охраняют,…)

                                 

                                 

                                КАРТОЧКА  № 23

                           Тема: «ПРОФЕССИИ»  

   

СЛОВА: учитель, строитель, продавец, водитель и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (учитель - учителя;…)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (один лётчик, два лётчика, 3…, 4…,лётчиков)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (воспитательница: добрая, заботливая,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (класс в школе - школьный;…)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – д/с, моя – воспитательница)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (спортсмены – играют,

           бегают, занимаются,…)

    7  Игра «Кому что нужно для работы?»  (портному – игла, и т.д.)

 

                                               

17

КАРТОЧКА  № 24

                                                     Тема: «8 МАРТА»

               

                 СЛОВА: бабушка, мама, дочка, сестра, тётя, праздник,

                                  букет, открытка

  1. Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

  (бабушка – бабушек, букет - букетов)

2.   Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

  (одна сестра, две сестры, 3…, 4…, пять сестёр)

3.   Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

                тельно - ласкательным суффиксом (подарок - подарочек)

4.   Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных

                к сущ-м (мама -добрая, ласковая, нежная, родная, любимая)

5.   Игра «Мой, моя » - подбор сущ-х к местоимениям

  (мой –праздник, букет; моя – тётя, открытка, салфетка)

           6.   Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (бабушка –  

                    готовит, стирает, убирает, отдыхает, шьёт, вяжет, читает…)

                                                   КАРТОЧКА  № 25

              Тема: «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»  

     

СЛОВА: белый медведь, северный олень, тюлень, морж…

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (медведь - медведей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (один олень, два оленя, 3…, 4…, пять оленей)

  1. Игра «Назови детёнышей» (у медведицы – медвежонок,…)
  2. Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (медведь - огромный, белый, неповоротливый,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая?» - образование относитель-

ных  прилагательных (голова у оленя - оленья)

  1. Игра «Мой, моя» - подбор сущ-х к местоимениям

(мой – морж, моя – медведица)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (тюлень –

ныряет, плавает,…)

18

                                             КАРТОЧКА  № 26

 Тема: «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»  

   

 СЛОВА: слон, бегемот, зебра, жираф, крокодил, кенгуру.

           1.   Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (тигр - тигров, лев - львов)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

  (один слон, два слона, 3…, 4…, пять слонов)

  1. Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных

       к сущ-м (бегемот - огромный, серый, неповоротливый,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (голова у тигра - тигриная)

  1. Игра «Мой, моя» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – лев, жираф; моя – львица, антилопа)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (крокодил–

       ныряет, плавает, стоит, идёт, нападает,…)

                                                   

КАРТОЧКА  № 27

                   Тема: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ  ПТИЦЫ»  

   

СЛОВА: журавль, ласточка, грач, скворец и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

  (грач - грачей, гусь -гусей )

2.  Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (один журавль, два журавля, 3…, 4…, пять журавлей)

 3.  Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (утка - уточка)

 4    Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (цапля -крупная, длинноногая ,крикливая,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (клюв у лебедя – лебединый )

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

  (мой – соловей, моя – кукушка)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (гусь– летает, клюёт)

19

                                                КАРТОЧКА  № 28

                                                 Тема: «ВЕСНА»  

     

СЛОВА: ледоход, капель, оттепель, проталина, почки и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (почка - почек)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна фиалка, две фиалки, 3…, 4…, пять фиалок)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

      тельно - ласкательным суффиксом (солнце-солнышко)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

к сущ-м (весна - тёплая, ранняя, дождливая,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-

 ных  прилагательных (день весной - весенний)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – ледоход, моя – проталина, моё - солнце)

  1. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (весной –

сажают, поливают, обрезают (сухие ветки),…)

                                               

КАРТОЧКА  № 29

    Тема: «ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»  

   

 СЛОВА: портфель, ручка, учебник, пенал, тетрадь и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (учебник - учебников; карандаш - карандашей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна тетрадь, две тетради, 3…, 4…, пять тетрадей)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

 тельно - ласкательным суффиксом (стёрка - стёрочка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

к сущ-м (учительница: добрая, заботливая,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое? - образование относитель-

 ных  прилагательных (двор в школе - школьный)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – класс, моя –ручка)

7   Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (ученик–    

                  учится, читает, считает, пишет, сидит,…)

20

                                       КАРТОЧКА  № 30

                                       Тема: «КОСМОС»

   

 СЛОВА: космонавт, ракета, звёзды, луна и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (космонавт - космонавтов; звезда - звёзд)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 одна ракета, две ракеты, 3…, 4…, пять ракет)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

тельно -ласкательным суффиксом (звезда-звёздочка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (ракета - большая, быстрая, длинная,…)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – месяц, моя –луна, моё - небо)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (ракета –

взлетает, стартует, летит, пристыковывается,…)

                           

                         КАРТОЧКА  №  31

         Тема: «ДЕРЕВЬЯ,  КУСТАРНИКИ»  

   

 СЛОВА: берёза, сосна, яблоня, крыжовник, сирень и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (берёза - берёз, смородина - смородины))

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна  ель, две ели, 3…, 4…, пять елей)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно - ласкательным суффиксом (орех-орешек)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (дуб - большой, могучий, раскидистый,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

 ных  прилагательных (ветка клёна - кленовая)

  1. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (самшит–

сажают, поливают, подстригают,…)

21

                                        КАРТОЧКА  №32

                                 Тема: «НАСЕКОМЫЕ»  

   

 СЛОВА: бабочка, кузнечик, комар, муха, пчела, жук и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

 (жук - жуков, комар - комаров)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

 (одна пчела, две пчелы, 3…, 4…, пять пчёл)

  1. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –

 тельно -ласкательным суффиксом (жук- жучок)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (муравей - маленький, коричневый, трудолюбивый,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование притяжа-

льных  прилагательных (нос у комара - комариный)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

 (мой – жук, моя – бабочка)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (пчела-

летает, жужжит, перелетает, прячется,…)

                                               

                                                КАРТОЧКА  № 33

                   Тема: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»  

                 

          СЛОВА: защитник, ветеран, боец, герой, война и т.д..

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

            (солдат - солдат, патрон - патронов)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

            (одна пушка, две пушки, 3…, 4…, пять пушек)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

             к сущ-м (зашитник - смелый, сильный, отважный,…)

  1. Игра «Скажи наоборот»-подбор антонимов(смелый - трусливый,

             защитник -…,герой -…,победа -…,наступают -…)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

             (мой – защитник, моя –пушка)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (солдаты–            

              стреляют, бегают, защищают, охраняют,…)

  1. Игра «Родственные слова»: герой - героический, геройский…,

               защита - защитник, защищать, защищённый..

22

                                            КАРТОЧКА  № 34

                            Тема: «ЦВЕТЫ»  

             

                 СЛОВА: роза, ромашка, василёк, фиалка, тюльпан и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

      (ромашка - ромашек, мак - маков)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

    (одна роза, две розы, 3…, 4…, пять роз)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

   тельно -ласкательным суффиксом (тюльпан - тюльпанчик)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое? - подбор прилагательных

    к сущ-м (роза - белая, душистая, нежная, красивая, колючая,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

    ных  прилагательных ( поле с ромашками - ромашковое)

  1. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (тюльпан –

сажают, поливают, срезают…)

                                           

                                           КАРТОЧКА  № 35

                             Тема: «ЯГОДЫ»  

                 

           СЛОВА: смородина, крыжовник, малина, клубника и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

                      (малина - малины)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

     (одна ягода, две ягоды, 3…, 4…, пять ягод)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

    тельно -ласкательным суффиксом (малина-малинка)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

     к сущ-м (ежевика - круглая, чёрная, вкусная, полезная,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-

    ных  прилагательных (варенье из клубники - клубничное)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

    (мой – крыжовник, моя – калина)

  1. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (смородина –

сажают, поливают, собирают, закатывают,…)

23

                                        КАРТОЧКА  № 36

                                                 Тема: «ЛЕТО»  

СЛОВА: солнце, жарко, цветы, море, трава, фрукты, ягоды и т.д.

  1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.

(солнце - солнца, дождь - дождей)

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми

(одна ягода, две ягоды, 3…, 4…, пять ягод)

  1. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –

 тельно - ласкательным суффиксом (солнце-солнышко)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных

 к сущ-м (лето- жаркое, знойное, весёлое,…)

  1. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-

ных  прилагательных (день летом - летний)

  1. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям

(мой –дождик, моя –травка, моё - солнце)

  1. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (летом – загорают…)

24

Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и  

    родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у          

    дошкольников с ОНР. - С-Пб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010г., с.128

2. Бородич А.М. Методика развития речи.- М.:Просвещение, 1995г., с.130-149

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим  

    недоразвитием речи). - М.:Просвещение, 1995г.,с.65-80

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., . Филичева Т.Б. Преодоление общего  

    недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Издательство ЛИТУР,  

    2000г., с.171-263

5. Парамонова Л.Г.Говори и пиши правильно.-С-Пб.:ДЕЛЬТА,1996г.,с.246-278

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа логопедической работы по  

    преодолению ОНР III уровня у детей. - М.:Просвещение, 2001г., с.101-106

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

Организация работы с детьми с ОВЗ в логопедической группе (из опыта работы)

В статье представлена организация  коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Прослеживается взаимосвязь в работе всех специалистов, соприкасающихся с детьми....

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...

Дидактические игры на формирование грамматического строя речи. (подготовительная логопедическая группа) по лексической теме: «Новый год»

Дидактические игрына формированиеграмматического строя речи. (подготовительная логопедическая группа)  по лексической теме: «Новый год»...