Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФНР Тема: «Мы едем, едем, едем…»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сецко Альбина Нуршатовна

Данная НОД направлена на развитие правильного звукопроизношения у детей старшей группы, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи. Основной целью образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ш в словах, автоматизация звука Л в начале слова.

Конспект образовательной деятельности разработан для индивидуального занятия.

Для  предупреждения утомляемости ребенка в процессе занятия, производится постоянная смена деятельности.

В занятии применяются наглядные, словесные, практические методы обучения, используются приемы демонстрации, показа, объяснения.

Общая продолжительность логопедического занятия составляет 15 минут, но в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, может меняться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_setsko_a.n.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение муниципального образования г. Нягань «Детский сад №1 Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по социально-личностному развитию детей

Конспект индивидуального  логопедического занятия

для детей старшей группы с ФФНР

Тема: «Мы едем, едем, едем…»

Учитель-логопед

Сецко А.Н.

г. Нягань, 2015

Конспект занятия

Цель: дифференциация звуков [с], [ш] в  словах, автоматизация звука [Л] в начале слова.

Задачи:

коррекционно-образовательные: 

-уточнить характеристику и правильную артикуляцию звуков [с], [ш], [л];

- повторить правильное произношение звуков изолированно;

- упражнять в правильном произношении звуков [с], [ш], [л]  в  словах.

-обогащать словарный запас по лексической  теме «Транспорт».

 коррекционно-развивающие:   

- развивать артикуляционную и общую моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать плавность и длительность выдоха;

- учить правильно, различать на слух и в произношении звуки [с], [ш] в  словах;

- развивать память, внимание, мышление. 

   коррекционно-воспитательные: 

 - воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения;

- закреплять навыки самоконтроля;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуре.

 

Оборудование:  Ноутбук, зеркало, карточки с изображением характеристики звуков, светофор, головной убор дежурного по станции, флажки (красный, зеленый, желтый), дудочка.      

                           

План занятия:

Название этапа занятия

Отведённое время

1.

Организационный момент

1 минута

2.

Артикуляционная гимнастика

2 минуты

3.

Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

3 минуты

4.

Развитие фонематического слуха

2 минуты

5.

Дифференциация звуков С-Ш в словах

2 минуты

6.

Дыхательная гимнастика

1 минута

7.

Уточнение характеристики звука Л и его правильной артикуляции

1 минута

8.

Автоматизация звука Л в начале слова

2 минуты

9.

Рефлексия

1 минута

Ход занятия

Этапы  занятия  и время

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1 Организационный момент

1 минута

«Здравствуй (Имя). Ты любишь путешествовать? Как ты думаешь, на чем можно путешествовать? А как можно это все назвать, одним словом? Какие бывают виды транспорта?

Давай и мы с тобой отправимся в путешествие на поезде?»

Беседует с логопедом.

2 Артикуляционная гимнастика

Слайд №2

2 минуты

«Это паровоз (на экране выезжает паровоз), к которому нужно присоединить вагоны.  Для этого нужно выполнить упражнения для язычка, они нарисованы на вагончиках». (На экране, при нажатии левой кнопкой мыши,  выезжают вагоны, логопед  предлагает ребенку выполнить артикуляционные  упражнения, проводит контроль за качеством их выполнения).

Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом («Дудочка», «чашечка», «вкусное варенье», «качели»).

3.  

Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

3 минуты

«Посмотри, какой красивый и длинный поезд у нас получился. Пора отправляться  в путь. Когда поезд едет быстро дует сильный ветер, который свистит с-с-с-с, а когда медленно ветер стихает, поезд тормозит и шипит ш-ш-ш-ш. Давай согнем руки в локтях и поедем быстро, а теперь медленно….

Мы так быстро ехали, теперь пора немного отдохнуть. Давай вспомним характеристику этих звуков: С - согласный, глухой, твердый; Ш – согласный, глухой, твердый. Получается, что эти звуки одинаковые? Нет, чем они отличаются?»

Выполняет вращательные движения вперед, согнутыми в локтях руками,  и произносит звуки по команде логопеда:  С-с-с;   ш-ш-ш.

Выполняет характеристику звуков и выкладывает соответствующие карточки.

Объясняет, чем отличаются данные звуки по произношению.

4.

Развитие фонематического слуха

Игра «Дежурный по станции»

2 минуты

«Мы немного отдохнули, а теперь пора отправляться дальше. Но на пути у нас стоит светофор (логопед демонстрирует игрушку-светофор).  Для чего он нужен? Светофор нужен для того, чтобы контролировать движение поездов. Как ты думаешь, что бы было, если бы не было светофоров? А что означают его цвета?

Так как у нас поезд необычный, то и светофор не простой (пытается включить светофор, но он не включается). Ой, светофор сломался, что же делать? На каждой станции есть  дежурный, который показывает машинисту знаки.  Он должен быть очень внимательным (надевает на ребенка кепку дежурного  и дает флажки разных цветов). Сейчас ты будешь настоящим дежурным по станции. Когда я скажу слово со звуком С – ты должен поднять зеленый флаг (движение разрешено), когда я назову слово со звуком Ш – красный (поезд тормозит и издает шипящий звук), а если в слове нет ни того ни другого звука, то ты должен поднять желтый флаг. Ты готов? Слушай внимательно: сапоги, санки, шапка, слон, сова, дом, шуба, стрела, шпоры, подушка, кран, жаба, шинель, стол.

Молодец! Из тебя получился очень хороший и внимательный дежурный по станции».

Встает возле стола, слушает логопеда, определяет, какой из заданных звуков есть в названном слове  и в соответствии с ним поднимает нужный флажок.

5.  Дифференциация звуков С-Ш в словах

Игра «Рассади животных по вагонам»

Слады №3-9

2 минуты

«Мы с тобой так увлеклись светофором, что даже и не заметили, что подъехали к зоопарку. Как ты думаешь, кто здесь живет? Дело в том, что в этом зоопарке решили сделать ремонт, а его обитателей нужно перевести в другой зоопарк. Но машинист - Лосяш никак не может  их рассадить по вагонам. Давай мы поможем ему и рассадим питомцев в названии которых есть звук С в первый вагон, а у которых в названии есть звук Ш – во второй вагон».

Определяет наличие одного из заданных звуков в слове, с помощью компьютерной мыши выбирает нужный вагон и перемещает туда животных, объясняя свои действия.

6.  Дыхательная гимнастика

1 минута

«Молодец, ты отлично справился с заданием, а нам пора отправляться дальше. А ты знаешь, когда поезд приближается к станции или отъезжает от нее, машинист должен подать сигнал, чтобы предупредить людей. Давай и мы с тобой подадим один длинный предупредительный сигнал; два коротких; два длинных; один короткий, один длинный. Не забывай, что вдыхать воздух нужно через нос, а выдыхать через рот».

С помощью дудочки подает сигналы в соответствии с командой логопеда.

7.

Уточнение характеристики звука Л и его правильной артикуляции

Слайд № 10

1 минута

«Кажется, все пассажиры на местах и наш путь свободен, можем отправляться дальше. Но кто это на перроне? Это Лунтик. Какой первый звук в его имени? Правильно, это звук Л. Давай вспомним, как нужно правильно его произносить? А на что похож этот звук? Давай представим, что над нашим поездом пролетает самолет и гудит: л-л-л-л…

  Молодец! Ты, знаешь, я совсем забыла характеристику звука [Л]. Ты напомнишь мне ее? Правильно! Звук [Л] - согласный, звонкий, твердый».

Проговаривает артикуляцию звука [Л] и произносит его.

Выполняет характеристику звука и выкладывает соответствующие карточки.

8. Автоматизация звука Л в начале слова

Игра: «Помоги Лунтику собрать вещи»

Слайд № 10

2 минуты

«Ой, мы с тобой совсем забыли про Лунтика! Посмотри, что с ним случилось? Дело в том, что он никогда не был на море и решил туда съездить. Он так торопился на поезд, что не заметил кочку, споткнулся, упал и уронил чемодан, из которого выпали все вещи. Он может опоздать. Давай мы поможем ему собрать все вещи и четко произнесем их названия».

«Молодец! Благодаря твоей помощи, Лунтик, не опоздал на поезд, и его мечта скоро сбудется – он увидит море»

Выбирает картинки на экране, произносит их названия и перемещает в чемодан.

9. Рефлексия

Слайд №11

1 минута

«Мы с тобой так долго путешествовали. На улице уже стемнело и нам пора отправляться домой. Ты не забыл, что должен сделать машинист перед тем как поехать? Тогда подавай длинный звуковой гудок и поедем. Сначала мы поедем медленно: ш-ш-ш, а потом быстро: с-с-с…. И наконец мы оказались дома!

 Тебе понравилось наше путешествие? А какие приключения тебе понравились больше всего?

Мне тоже очень понравилось с тобой путешествовать. Ты – молодец!»

Дует в дудочку, имитирует движение колес поезда руками и проговаривает звуки.

Беседует с логопедом.

Литература:

  1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.-176с.
  2. http://pedsovet.su

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему "Транспорт. Мы едем, едем, едем."

Понедельник   Тема недели «Транспорт. Мы едем, едем, едем»   Режимные моментыСодержание работыОО,Виды деятельностиФорма работыУТРО1.Беседа: «Машины на нашей улице».Цель: ...

КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности ТЕМА: «Путешествие в Спортландию » «Познавательное развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский район  КОНСПЕКТ  НОДдля детей старшей...

КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов » «Познавательное развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ  НОДдля детей старшей  группы ...

Конспект НОД для детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: Автоматизация звука «ш» в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.Задачи: - закрепить навык автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, предложениях и чистоговорках; развивать фон...