Значение артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (младшая, средняя группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение артикуляционной гимнастики.

Основные комплексы упражнений».

Подготовила

Голикова Е. О.

Учитель- логопед, к.п.н.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, точности и дифференцированности движений органов артикуляции.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.

Артикуляционную гимнастику всегда следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для чёткого, правильного произношения всех звуков. Далее отрабатывается комплекс упражнений. Подготавливающий артикуляционный аппарат к постановке того или иного звука.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы закрепить двигательные навыки детей. Лучше её делать в утренние часы перед утренней зарядкой в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений.  Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно упражнение, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, так как в таком положении тело у ребёнка не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых движений (точность, плавность, темп, переход с одного движения на другое. Сначала воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, затем показывает его выполнение. Далее дети выполняют упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения.

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Далее воспитатели под руководством логопеда проводят комплексы артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика для звуков [С, Сь ,  З,  Зь,  Ц]

Наказать непослушный язык

     Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

     Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от  одного до пяти.

     Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

     Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Лопаточка.

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

     Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Кто дальше загонит мяч?

     Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

     Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

     Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы.

     Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

     Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Артикуляционная гимнастика для звуков [Ш, Ж, Ч, Щ]

   Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка.

Наказать непослушный язык.

     Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

     Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Лопаточка.

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Грибок
     Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).    

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Гармошка
    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Чашечка

     Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки

Фокус
     Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
    Сделать «Чашечку» и сдуть ватку, расположенную на ладошке на уровне носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

    Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 Артикуляционная гимнастика для звуков [Л, Ль]

      Для произнесения этих звуков необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.

Наказать непослушный язык.

     Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

     Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье

     Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

     Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
   
Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким

Качели
     Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].

     Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

     Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка
     Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)  

 Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Артикуляционная гимнастика для звуков[Р, Рь]

 Наказать непослушный язык.

     Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

     Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Лопаточка.

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Грибок
     Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).    

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Гармошка
    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо

стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем

положении.

Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Чьи зубы чище?

     Цель: вырабатывать подъем языка вверх.

     Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону
   
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык

Маляр
    Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
    Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад

     Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

 Барабанщики
    Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным

     Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп

     Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара - не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться

Заводим мотор

     Выполняем упражнение «Барабанщик» и чистым пальцем или соской от бутылки проводим  по краю языка, вызывая вибрацию (появляется звукокомплекс  ДРРР).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду

Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...

Значение артикуляционной гимнастики.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...

Значение артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...