Мониторинг и диагностика в организации коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Образовательный мониторинг, как система сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 79 компенсирующего вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга « Семицветик »

Мониторинг и диагностика в организации коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОНР  

Составили: Аникеенко Н.А.- учитель – логопед

Савенкова А.Б.- учитель – логопед

                                   

                                                               2016 г.

Структура

1. Введение (пояснительная записка)

3

2. Принципы логопедического обследования

5

3. Этапы логопедического обследования

6

4. Уровни, характеризующие речевой статус детей с ОНР (I, II, III, IV уровни развития)

8

4.1. I уровень развития речи

8

4.2. II уровень развития речи

8

4.3. III уровень развития речи

9

4.4. IV уровень развития речи

11

5. Возрастные нормативы речевого развития детей (условные эталоны)

13

5.1. Возрастные нормативы речевого развития детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет

13

5.2. Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста  5 – 6 лет

15

5.3. Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет

18

6. Параметры обследования познавательно-речевого развития детей с ОНР

19

6.1. Параметры обследования познавательно-речевого развития детей среднего (4-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-6лет)

19

6.2. Параметры обследования познавательно-речевого развития детей  старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

20

7. Шкала определения уровня познавательно-речевого развития

22

8. Диагностические таблицы

22

8.1. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет)

22

8.2. Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

22

9. Индивидуальный диагностический профиль познавательно-речевого развития ребенка

32

10. Литература

33

10.1. Методическое обеспечение

33

10.2. Диагностическое обеспечение

33

1. Введение (пояснительная записка)

Современная модель системы оценки качества образования предусматривает переход к системе мониторинговых исследований. Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных его компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой период времени и дающая прогноз его развития. Необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ. Наряду с этим существует и потребность образовательной практики, поскольку залогом эффективного проектирования коррекционно- развивающего процесса является наличие у учителя-логопеда полной информации о проблемах и возможностях каждого ребенка. Организация эффективного коррекционного обучения детей невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задачи которой - выявить характер речевой патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев. Диагностика позволяет выявить несформированные механизмы, обуславливающие некоторые отклонения в речевом развитии, выбрать адекватные методы коррекции и компенсации дефектных механизмов.

Дети с речевой патологией имеют различные стартовые возможности, вариативность недоразвития основных компонентов речевой системы. Динамика развития ребенка детерминирована большим количеством факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить уровень развития и возможность реализации компенсаторных возможностей. Важно иметь представления о различном реабилитационном потенциале детей, включающем когнитивный, мотивационный, коммуникативный компоненты.

 Работа специалиста невозможна без учета ряда важнейших принципов, ведущее место среди которых занимает принцип индивидуализации. Значимость индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО, его реализация способствует преодолению несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа ДОУ и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.

Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию работы в двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.

Диагностическое направление обеспечивается обследованием познавательно-речевого развития и динамическим наблюдением за ребенком.

Алгоритм логопедической работы

                                                     Этапы работы

Первый этап. Диагностико-организационный

(сентябрь)

Содержание:

  • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские работники.
  • обмен диагностической информацией
  • обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.
  • формирование информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно - развивающей работы с детьми.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.

Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе                                                                            

 строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Дифференциация коррекционно-педагогического процесса осуществляется на разных уровнях.

  • На уровне группы - данные диагностического обследования используются для отбора содержания работы с детьми и гибкого комплектования подгрупп.
  • На индивидуальном уровне – выявляются индивидуальные особенности и при необходимости намечается индивидуальный маршрут коррекционной работы. Для максимального раскрытия потенциала ребенка подбираются эффективные методы и приемы логопедического воздействия (использование технологий разноуровневого образования).

Результат 1-го этапа – проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование)

Второй этап. Основной: оперативно-прогностический

Содержание:

  • решение задач, заложенных в реализуемых программах
  • мониторинг динамики познавательно-речевого развития

Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей.

В  январе - делается  контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы.

Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.

Результат 2-го этапа – достижение определенного позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей.

Третий этап. Заключительный: контрольно-диагностический

(май)

Содержание:

  1. анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.
  2. оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня  сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.

Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.

Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе).

Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей

  • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер
  • отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников
  • способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития
  • создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития

2. Принципы логопедического обследования

  1. Комплексный подход. Реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях.

  • Всестороннее изучение и оценка деятельности ребенка различными специалистами, обмен диагностической информацией.
  • Отработка оптимальных приемов профессионального взаимодействия.
  • Обсуждение результатов комплексного медико - психолого - педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, обоснования и разработки коррекционного маршрута для каждого ребенка.
  1. Целостный, системный анализ.
  • Выявление симптомов нарушения развития, связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а также наличия сохранных звеньев.
  • Развитие речи взаимосвязано с такими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление.
  • Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснования выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы, для более рациональных условий организации коррекционно-развивающего обучения.

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход.

Отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом соотносится с уровнем реального психо-речевого развития ребенка и учитывают специфику его социального окружения и личностного развития.

  1. От общего к частному.

Сначала выявляются проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3. Этапы логопедического обследования

                   Технологическая цепочка обследования

I этап. Ориентировочный

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без решения следующих задач.

Задачи: 

выявление запроса родителей, жалоб;

  • сбор анамнестических данных;
  • выявление предварительных данных об индивидуально- типологических особенностях ребенка.

Методы обследования:

  • изучение медицинской и педагогической документации;
  • беседа с родителями.

Понимание личности ребенка и его социального окружения принципиально важно для адекватной организации следующих этапов обследования.

II этап. Диагностический

Задачи:

  • выяснить какие языковые средства сформированы, а какие не сформированы к моменту обследования;
  • определить характер несформированности языковых средств Методы обследования:
  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра.

Характер дидактического материала будет зависеть от:

  • возраста ребенка;
  • уровня развития речи;
  • уровня психического развития ребенка;
  • уровня обученности ребенка;
  • социального опыта ребенка.

III этап. Аналитический

Задачи:

  • интерпретация полученных данных;
  • заполнение речевых карт (с последующим развернутым логопедическим заключением).

IV эman. Прогностический

Это очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом решаются следующие задачи.

Задачи:

  • определение прогноза дальнейшего развития ребенка;
  • выяснение основных направлений коррекционной работы с ребенком;
  • решение вопроса об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.
  • составление перспективного планирования.

V этап. Информационный

Задача:

  • сообщение родителям заключения и направлений коррекционной работы и ее организационных форм;
  • Информирование родителей - деликатный и сложный этап обследования. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.
  • При информировании родителей следует учитывать следующее:
  • родительское чувство любви к ребенку;
  • особенности взаимоотношений родителей и ребенка;
  • у разных родителей разная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса (родители отличаются степенью "жертвенности");
  • незнание родителями основ педагогики и психологии;
  • недооценка или переоценка проблем ребенка;
  • образовательный и профессиональный уровень родителей ребенка.

4. Уровни, характеризующие речевой статус детей с ОНР

( I, II, III, IV – уровни развития)

4.1. I уровень развития речи

Понимание речи на бытовом номинативном или ситуативном уровне.

Пассивный словарь шире активного (ниже возрастной нормы). Понимание речи ограничено вне ситуации. Отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимает значение предлогов).

Активный словарь - в зачаточном состоянии (звукоподражания, звукокомплексы, лепетные слова, несколько общеупотребительных обиходных слов). Многозначность употребления слов (многоцелевое использование ограниченных вербальных средств). Экспрессивная речь характеризуется отсутствием грамматических связей между словами, а также отсутствием морфологических элементов, передающих эти грамматические отношения (т.е. грамматические изменения слов не сформированы или находятся в зачаточном состоянии).

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью, отмечается диффузный  неустойчивый характер произношения звуков (произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции). Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза.

Фраза отсутствует. Навыки связного высказывания не сформированы. Иногда наблюдаются первые словосочетания и лепетные предложения, звукокомплексы, которых используются при обозначении конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов сохраняется, в основном, корневая часть, но также, может быть, сохранен контур слова или фрагмент слова (существительных и глаголов).

Возможности слухового восприятия низкие.

4.2. II уровень развития речи

Понимание речи постепенно развивается, морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение.

Пассивный словарь недостаточен. Ребенок понимает простые  грамматические формы (ед. и мн. числа, значения предлогов, муж. и жен. род) только в хорошо знакомой ситуации.

Активный словарь ограничен качественно и количественно  - присутствует обиходная предметная и глагольная лексика. Появляются некоторые прилагательные (качественные), которые чаще употребляются в исходной форме. Отмечается многозначность употребления слов, семантические замены. Наблюдается использование слов в узком значении ( нет детализации), а также затруднения в усвоении обобщающих слов. Появляются простые предлоги.

Экспрессивная речь изобилует аграмматизмами. Выявляются грубые ошибки в понимании, употреблении предложно-падежных конструкций.

Появляются отдельные формы словоизменения, попытки изменять существительные, глаголы, согласовывать их. Способами словообразования не пользуется, существует недостаточность практического усвоения форм словообразования.

Слоговая структура и звуконаполняемость слов характеризуется трудностью усвоения и воспроизведения. Отмечаются грубо выраженные нарушения (упрощения слов, сокращения, перестановки слогов, их замена и уподобление), диффузный звуковой состав слов.

Фонематическое восприятие развито недостаточно, нарушены слуховые дифференциации звуков, отмечается неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Фраза короткая. Наблюдаются начатки общеупотребительной речи, простые 2-3-словные нераспространенные  предложения, отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций, смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными, предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются.

В связной речи присутствует простое перечисление событий без установления  временных причинно-следственных связей. Нарушение звукопроизношения имеет полиморфный характер (множественные искажения, замены и смешения).

4.3. III уровень развития речи

Понимание речи приближено к норме. Отмечаются трудности в различении морфологических элементов слов. Неточное понимание и употребление обобщающих слов, слов с абстрактным переносным значением. Наблюдаются сложности в понимании лексико-грамматических конструкций, выражающих причинно-следственные и пространственно-временные отношения.

Словарь качественно неполноценен. В активном словаре преобладают существительные, глаголы и прилагательные (чаще качественные). Отмечаются трудности актуализации словаря, незнание отдельных слов, выражений, выходящих за рамки повседневного бытового общения, смешение смысловых значений слов, неточное употребление слов, сходных по назначению. Наблюдаются  лексические замены по различным типам (по признакам внешнего сходства, родовидовые  смешения), а также затруднения в использовании большинства сложных предлогов.

Грамматические формы сформированы недостаточно. Характеризуется неправильным употреблением предложно-падежных конструкций, ошибками в падежных окончаниях (их смешение). Отклонения при использовании форм Р. п. мн. числа существительных (прилагательных), ошибки в использовании словосочетаний, включающих количественные числительные (нарушение согласования и управления). Отмечается недостаточная  сформированность навыков практического словообразования. Трудность переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Допускаются ошибки при образовании слов (существительных, прилагательных) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названий детенышей животных, а также при образовании относительных,  притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.

Отмечается недостаточность в восприятии и в воспроизведении ритма, слухоречевой памяти, трудность в  воспроизведении слов сложной слоговой структуры, а также отсутствие четкого слухового восприятия и контроля за речью.

Фонематическое восприятие развито недостаточно, наблюдается его неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Общеречевые  навыки недостаточно сформированы. Интонационные возможности  снижены (речь маловыразительна).

Связная речь. Фразовая речь. Синтаксис. Свободные высказывания состоят из простых предложений, структура более сложных предложений нарушена (пропуски, перестановки главных и второстепенных членов). В речи используются короткие малоинформативные фразы. Отмечается неправильное оформление связей слов внутри фразы (нарушение синтаксической связи в предложении). Связное высказывание отмечается отсутствием последовательного изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки. Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления характеризуется невозможностью четкого построения целостной композиции текста, бедностью и однообразием используемых языковых средств. В рассказе ребенок испытывает затруднения при построении единой сюжетной линии и в нахождении нужной формы высказывания. Таким образом, наблюдается нарушение связности, последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей (недостаточное понимание связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями). При пересказе – это сокращенный вариант. Пересказ неточен, недостаточно последователен. Отмечается низкая самостоятельная речевая активность детей.

Звукопроизношение  имеет полиморфный характер (искажения, замены, смешения звуков).

Неречевая симптоматика

Нарушение восприятия схемы тела, трудности ориентировки в пространстве, на листе бумаги. Нарушение восприятия целостного образа предмета (конструктивный праксис), фрагментарность при рассматривании сюжетных картин, сужение объема восприятия. Затруднение в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения, трудности вербализации пространственных отношений. Нарушение сукцессивных процессов. Познавательная активность снижена, мотивация к занятиям не устойчивая. Слабый уровень организации внимания, неравномерность работоспособности. Повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательное беспокойство. Ассенизация психических процессов. Синдром двигательных расстройств (нарушение процессов регуляции мышечного тонуса гипогипердистония). Недостаточность координации движений. Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук.

4.4. IV уровень развитие речи

Звукопроизношение. Грубых нарушений нет. Отмечается вялая артикуляция звуков, нечеткая дикция, недостаточная внятность, выразительность речи – общая «смазанность» речи. Отмечается снижение уровня дифференциации восприятия фонем, смешение звуков (акустически близких) в речи, снижение слухового контроля, несовершенство навыков автоматизации звуков (все это является показателями незавершенного процесса фонемообразования).

Звукослоговая структура слова – отмечается неполная ее сформиро-ванность. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости, поскольку детям трудно удерживать в памяти грамматический образ слова (персеверации, перестановки, замены звуков, слогов). Недостатки фонетико-фонематического характера сочетаются с отдельными нарушениями смысловой стороны речи. В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия.

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению, по ситуации, в неточном употреблении и смешении признаков. Словарь недостаточно детализирован. Отмечаются трудности в передачи системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Дети плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар абстрактных слов. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении существительных Р. п. и В. п. множественного числа, некоторых сложных предлогов, неточность употребления предлогов, нарушения в согласовании порядковых числительных,  прилагательных с существительными мужского и женского рода. Присутствуют специфические словообразовательные ошибки – ребенок затрудняется  в продуцировании более редких вариантов словообразования (с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов, суффиксов единичности), в образовании малознакомых сложных слов, трудности при дифференциации приставочных глаголов. Особую сложность для детей  представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске или замене союзов.

В связной речи дети испытывают трудности при  планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств; затрудняются в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета, пропуске главных  событий, повторы отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, при составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества дети используют в основном простые малоинформативные предложения.

5. Характеристика речевого развития детей в норме (условные эталоны)

5.1. Возрастные нормативы речевого развития детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет

Словарь

Идет интенсивное усвоение родного языка. К 5 годам словарный запас – от 2 тысяч слов до 3 тысяч слов. Словарь увеличивается и количественно и качественно. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, производимые с ними действия. Ребенок может определить назначение предмета, функциональные признаки начинает подбирать с противоположным значением, сравнивает предметы и явления. В словаре преобладают существительные, появляются в речи слова, обозначающие части и детали предметов, обобщающие слова, существительные с собирательным значением, существительные. Обозначающие названия отдельных профессий, инструментов, трудового оборудования. Появляются первые абстрактные понятия, существительные, характеризующие состояние и настроение людей. Прилагательные употребляются в речи для обозначения предмета, его качества (при определении цвета, кроме основных цветов, к пяти годам называет голубой  и оранжевый). Появляются притяжательные прилагательные и наречия (больше, меньше, короче, длиннее), а также сравнительная степень прилагательных, личные местоимения, которые чаще выступают в роли подлежащих. Совершенствуется глагольный словарь. Идет  усвоение глаголов  движения, а также глаголов, обозначающих трудовые действия. Ребенок определяет и называет местоположение предмета (около, рядом, между, справа, слева), время суток. Использует наиболее употребляемые наречия, служебные слова, местоимения, союзы и предлоги:

  • к трем годам – в, на, у, с, из, над, под, к, за;
  • к четырем годам – по, вместо, после, над, под;
  • к пяти – отмечается употребление большего количества предлогов и множество  союзов, предлоги употребляются в разных значениях, совершенствуется умение их правильно использовать.

Грамматический строй речи

Морфология. Усваиваются основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных ед. мн. числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляет формы повелительного наклонения, возвратных глаголов, приставочные глаголы. Усваивается согласование прилагательных с существительными в роде и числе, числительных, местоимений с существительными. Еще имеют место нарушения согласования числительных с  существительными в косвенных падежах, в употреблении Р. п. мн. числа существительных.

Словообразование. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности, увеличительности. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта). Осваивается особый вид словообразования – называние (номинация предметов), при котором  в структуре слова отражаются связи с его функциями и другими предметами (сахарница, учительница, выключатель). Образует существительные, обозначающие детенышей животных, употребляет их в И. п. и Р. п. Учится образовывать приставочные, звукоподражательные глаголы.

Синтаксис. Предложения становятся распространенными. Употребляет предложения с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями, правильно согласует слова в простом предложении. Учится использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используя в своей речи вводные конструкции. Чаще использует сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Появляется возможность устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинает с союза потому что) имена существительные могут заменяться местоимениями. Некоторые типы предложений вызывают у ребенка затруднения. В связи с усложнением предложений возрастает количество синтаксических ошибок в них. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, у ребенка появляется чуткость к слову, рифме, ребенок придумывает новые слова и выражения (словотворчество).

Связная речь. Диалогическая форма. Активно стремится к интеллектуальному общению. Задает вопросы: Что? Кто? Почему? Когда? Как? Зачем? Для чего? (возраст «почемучек»). Отвечает на вопросы: Кто? Как? Почему? Использует в речи вопросительные предложения.

 Овладевает связной монологической речью. Осваивает  разные типы высказываний – описание и повествование. После четырех лет ребенок может пересказать сказку, рассказать стихотворение. К пяти годам появляется пересказ прочитанного текста (после двукратного повторения), небольших рассказов, сказок. Речь становится более связной последовательной. Ребенок осваивает описательную речь – составляет небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины. Может нарушаться структура и последовательность изложения, что затрудняет связь между предложениями и частями высказывания. Начинает развиваться внутренняя речь (свернутая сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности), ребенок использует в речи элементы рассуждения. К пяти годам у ребенка совершенствуется диалогическая речь, он поддерживает беседу, передает свои впечатления об увиденном.

Общие речевые навыки. Просодика. Улавливает в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражает им (при пересказе сказки). Может произвольно менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа, может говорить шепотом. Интонационная выразительность речи еще недостаточно развита. Совершенствуется речевое дыхание, может произнести на выдохе фразу из четырех-пяти слов.

Фонематический (речевой) слух. Совершенствуется речевой слух, может осознавать особенности своего произношения. Узнает звук на фоне слова, подбирает слова с заданным звуком. Развиваются простейшие формы звукового анализа. Появляется интерес к звуковому оформлению слова, подбирать рифмы. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.

Слоговая структура. Присутствуют нарушения в словах сложного слогового состава.

Фонетическая сторона речи. Идет дальнейшая нормализация (вводятся звуки позднего онтогенеза) звукопроизношения, в речи к четырем годам появляются шипящие  Ш, Ж, Ч, Щ . Может наблюдаться смешение свистящих и шипящих; отсутствие вибрантов  Р, Р’; отсутствие сонора  Л ; замена Р-> Л, Р’-> Л'. Дифференциация С – Ш, З – Ж, С’ – Щ, Т’ – Ч.

5.2. Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста  5 – 6 лет

В этом возрасте развиваются все стороны речи ребенка. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи.

Словарь. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный, (но ребенок еще не может достаточно свободно пользоваться ими). Ребенок понимает, осознает оттенки значений глаголов, отражающих характер движения и прилагательных оценочного характера, многозначность слов. Появляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Идет формирование видовых родовых понятий. Отмечается качественное увеличение словаря.

Существительные – ребенок чаще использует слова с обобщающим значением, собирательные существительные, более тонко дифференцирует их, в словаре больше слов названий, отдельных деталей и частей, существительных, обозначающих названия профессий, социальных учреждений, инструментов оборудования.

Глаголы – возрастает не только их количество в речи, но и качество. Использует разные формы глаголов, приставочные глаголы, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей.

Прилагательные – употребляет прилагательные, обозначающие различные признаки предметов. Больше качественных прилагательных, меньше относительных и притяжательных.

Наречия – употребляет наречия, характеризующие отношения людей к труду, качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Числительные – отдельные числительные. Деепричастие – сидя.

Предлоги – использует как простые, так и сложные предлоги. Предлоги, союзы употребляются в самых разных значениях (встречаются неточности их употребления).

Совершенствуется умение подбирать слова с противоположным значением – антонимы (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), а также сова со сходным значением – синонимы.

Грамматический строй речи

Морфология. Совершенствуется умение согласовывать в предложении прилагательные, числительные с существительными, формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребенок правильно пользуется многими грамматическими формами. К 6-ти годам усваивает предложно – падежные формы единственного и множественного числа, изменения большинства прилагательных по падежам, числам, родам, правильно употребляет глаголы, наречия. Встречаются еще ошибки при образовании разных грамматических форм, особенно Р. п. мн. числа существительных.

Словообразование. Совершенствуются способы словообразования (суффиксальный, суффиксально-префиксальный, способ словосложения). Ребенок образует форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

Синтаксис. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений – в структурном отношении речь усложняется, возрастает объем высказываний. Ребенок еще испытывает затруднения в правильном построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении.

Связная речь

Диалогическая речь. Совершенствуется диалогическая речь. Ребенок более активно участвует в беседе, разговоре, дает более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая  правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания.

Монологическая речь.  Совершенствуется связная монологическая речь. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картине, по серии картинок, по плану, образцу,  из личного  и коллективного  опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера. Появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственные, временные и другие отношения, зависимости между предметами. Высказывания становятся выразительнее,  содержательнее, и точнее, а фраза более развернутой. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в повествовательном высказывании. Активно осваивает построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи ребенок начинает пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, предложений между собой. Ребенок еще испытывает затруднения при построении связного текста с использованием всех структурных элементов (начало, середина, конец), в соединении различными способами цепной и параллельной связи частей высказывания.

Речевой слух. Совершенствуется речевой слух. Появляется критичность к собственной речи и речи окружающих, умение замечать речевые недостатки, контролировать  собственную речь (вырабатывается самоконтроль).

Просодика. Совершенствуется речевое дыхание, выдох становится более продолжительным (5 – 6 слов на выдохе). Ребенок регулирует темп и громкость речи в зависимости от ситуации, более свободно использует средства интонационной выразительности. Часто пользуется в речи вопросительной, повествовательной интонацией, может передать свои чувства.    

5.3. Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он может свободно общаться со взрослыми и сверстниками и поддерживать разговор на тему доступную его возрасту. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (одежда – зимняя, летняя, инструменты); при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов (кисло-сладкий); а также качеств и свойств по степени выраженности (тяжелее, темно-зеленый); название материалов и их признаков, профессии (строительные, военные).  Ребенок все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Чаще в речи начинает употреблять отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользуется антонимами, эпитетами, понимает метафоры (море смеялось). У детей складывается представления о многозначности слов. Ребенок понимает и использует в своей речи  слова с переносным значением, в процессе высказывания может подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, подмечая в них сходство и различие (белый, как снег). Подбирает рифмы.

Грамматика. Морфология. Закрепляется умение согласовывать  существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Ребенок овладевает всеми грамматическими формами имен существительных и прилагательных, формами спряжения наиболее употребляемых глаголов. Совершенствуется навык словообразования. Образует (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова. Для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) в речи пользуется наречиями. Правильно использует ударение. Встречаются еще трудности при употреблении несклоняемых существительных. Чутко реагирует на грамматические ошибки как свои, так и других людей, наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка.

Синтаксис. Использует в речи разнообразные конструкции и виды предложений. Правильно составляет простые предложения, предложения с однородными членами, употребляя при этом соединительные, противительные, разделительные союзы. Использует в своей речи и сложные предложения, чаще сложноподчиненные, выражающие разнообразные синтаксические отношения (дополнительные, целевые, условные отношения), употребляет причастный и деепричастный обороты, (свободно владеет родным языком).

Связная речь. Речь становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. Строит различные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). Соблюдая их структуру и разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказывания. Ребенок свободно пользуется монологической речью, способен пересказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения.

Фонетико-фонематические процессы. Ребенок не только правильно произносит, но и хорошо различает фонемы и слова. Имеет элементарное представление о языковой действительности (о звуке, слове, предложении).

Важнейший итог развития речи дошкольника к семи годам – речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, также средством планирования и регуляции поведения.

6. Параметры обследования познавательно-речевого развития детей с ОНР

6.1. Параметры обследования познавательно-речевого развития детей среднего (4-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-6лет)

I.Базовые (неречевые) психические процессы

  1. Восприятие (зрительное, слуховое)

  а) простые виды (цвет, форма, величина)

  б) пространственно- временное

  2. Внимание (слуховое, зрительное)

  3. Память (мнестические процессы)

  4. Мыслительная деятельность (мыслительные операции)

  5. Познавательная активность

II. Ручная моторика.  Графо-моторные навыки

III. Мимическая и артикуляционная моторика

IV. Динамическая сторона речи (общие речевые навыки, просодика)

  1. Дыхательная и голосовая функция

  2. Темп, ритм, паузация, выразительность

V. Слуховой гнозис. Восприятие и воспроизведение

  1. Ритмико-интонационных структур

  2. Звукослоговой структуры слов

VI.Фонематические процессы (восприятие, слух ,анализ, (синтез),                представления)

VII. Импрессивная речь

  1. Пассивный словарь

  2.Дифференциация грамматических форм слова и словообразовательных  моделей

  3. Дифференциация различных типов синтаксических конструкций

VIII.Экспрессивная речь. Фонетическая сторона речи (звукопроизношение)

IX. Активный словарь (предметный, предикативный, адъективный)

X. Грамматический строй речи. Навыки:

  1. Словоизменения

  2. Словообразования

XI. Фразовая речь. Синтаксическая структура предложений

XII. Связная речь (диалогическая, монологическая)

  1. Пересказ

  2. Рассказ

6.2. Параметры обследования познавательно-речевого развития детей  старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

I.Базовые (неречевые) психические процессы

  1. Зрительный гнозис, внимание, память

  2. Слуховой гнозис, внимание, память

  3. Память (мнестические процессы)

  4. Мыслительная деятельность (мыслительные операции)

  5. Познавательная активность

II.  Графо-моторные навыки (готовность руки к письму)

III. Мимическая и артикуляционная моторика

IV. Динамическая сторона речи, просодика

V. Словарь (пассивный, активный)

VI. Фонетика (звукопроизношение, дифференциация звуков)

VII. Грамматика

  1. Словоизменение

  2. Словообразование

  3. Синтаксис

 VIII. Связная речь

  1. Диалогическая форма

  2. Монологическая форма

IX. Восприятие и воспроизведение звукослоговой структуры слов

X. Фонематические процессы (слух, звукослоговой анализ, синтез)

XI. Элементарные навыки грамоты (

XII. Личностная готовность к обучению в школе

  1. Эмоциональна

  2. Социальная

  3. Коммуникативные навыки


7. Шкала определения уровня познавательно-речевого развития

1.

Высокий уровень

(9-10 баллов)

Ребенок самостоятельно способен

Реализовать свое умение. Пользуется своим знанием, навык устойчиво развит

2.

Выше среднего

(7-8 баллов)

Навык развит, ребенок пользуется своим знанием при умеренной поддержке взрослого

3.

Средний

(5-6 баллов)

Навык находится в развитии, требуется поддержка взрослого или владеет знанием не в полной мере

4.

Ниже среднего

(3-4 балла)

Навык в начальной стадии, или помощь носит значительный характер

5.

Низкий

(1-2 балла)

Навык в начальной стадии или не

сформирован

8. Диагностические таблицы

  1. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет)

  1. Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

ГДОУ №79

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                             Утверждаю

Зав. ГДОУ____________/Одинцова Т.Д./

Ст.логопед ___________/Аникеенко Н.А./

Диагностика познавательно-речевого развития детей средней группы

201__  -  201__  учебный год                                                                        логопед_________________

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Заключение ТПМПК

Базовые (неречевые) психические процессы

Восприятие

Внимание

(слуховое и зрительное)

Память

(мнестические процессы)

Мыслит деят-ть (операции)

Ручная моторика

простые виды

простр.- временное

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Лист 1

ГДОУ №79  

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                              Утверждаю

Зав. ГДОУ ______________/Одинцова Т.Д./

Ст. логопед ______________/Аникеенко Н.А./

Диагностика познавательно-речевого развития детей средней группы

201__   -  201__        учебный год                                                           логопед_____________

п/п

Мимическая и артикуляц-ая моторика

Динамическая сторона речи

Слуховой гнозис, восприятие и воспроизведение

Фонематические процессы (восприятие, слух, анализ, синтез, представления)

Импрессивная речь

Пассивный словарь

Дифференциация

дыхательные,

голосовые

функции

просодика

(интонац.

выразит-ть)

ритмико - интонац. структур

звуко - слоговой структ. слов

грам. форм слова

типов синтакс. конструкций

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Лист 2

ГДОУ №79  

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                              Утверждаю

Зав. ГДОУ ______________/Одинцова Т.Д./

Ст. логопед ______________/Аникеенко Н.А./

Диагностика познавательно-речевого развития детей средней группы

201__  -  201__  учебный год                                                                             логопед_________________

п/п

Экспрессивная речь

Фразовая речь,

синтаксическая

структура

предложений

Связная речь

(последовательность, смысловая целостность, связность)

фонетическая

сторона речи

активный

словарь

грамматический строй

словоизменение

словообразование

пересказ

рассказ

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

        Лист 3

ГДОУ №79

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                                   Утверждаю

Зав. ГДОУ____________/Одинцова Т.Д./

Ст.логопед ___________/Аникеенко Н.А./

Диагностика познавательно-речевого развития детей старшей группы

201__  -  201__  учебный год                                                                        логопед_________________

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Заключение ТПМПК

Базовые (неречевые) психические процессы

Восприятие

Внимание

(слуховое и зрительное)

Память

(мнестические процессы)

Мыслит деят-ть (операции)

Познават. активность

Графо- моторные навыки

простые виды

простр.- временное

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Лист 1

ГДОУ №79  

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                              Утверждаю

Зав. ГДОУ ______________/Одинцова Т.Д./

Ст. логопед ______________/Аникеенко Н.А./

Диагностика познавательно-речевого развития детей старшей группы

201__   -  201__        учебный год                                                           логопед_____________

п/п

Мимическая и артикуляц-ая моторика

Динамическая сторона речи

Слуховой гнозис, восприятие и воспроизведение

Фонематические процессы (восприятие, слух, анализ, синтез, представления)

Импрессивная речь

Пассивный словарь

Дифференциация

дыхательные,

голосовые

функции

просодика

(интонац.

выразит-ть)

ритмико - интонац. структур

звуко - слоговой структ. слов

грам. форм слова

типов синтакс. конструкций

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

Лист 2

ГДОУ №79  

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                              Утверждаю

Зав. ГДОУ ______________/Одинцова Т.Д./

Ст. логопед ______________/Аникеенко Н.А./

Диагностика познавательно-речевого развития детей старшей группы

201__  -  201__  учебный год                                                                             логопед_________________

п/п

Мимическая и артикуляц-ая моторика

Динамическая сторона речи

Слуховой гнозис, восприятие и воспроизведение

Фонематические процессы (восприятие, слух, анализ, синтез, представления)

Импрессивная речь

Пассивный словарь

Дифференциация

дыхательные,

голосовые

функции

просодика

(интонац.

выразит-ть)

ритмико - интонац. структур

звуко - слоговой структ. слов

грам. форм слова

типов синтакс. конструкций

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

                               Лист 3

ГДОУ №79

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                                      Утверждаю

Зав. ГДОУ ______________/Одинцова Т.Д./

ст. логопед ______________/Аникеенко Н.А./

Диагностика познавательно-речевого развития детей подготовительной  группы

201__   -  201__        учебный год                                                      логопед___________________

№ п/п

Фамилия, имя

Заключение

ТПМПК

Базовые (неречевые) психические процессы

Психомоторика

Зрительный гнозис, внимание,

память

Слуховой гнозис, внимание, память

Пространственно-временное

восприятие

Мыслительная

деятельность

Познавательная

активность

Графо-

моторные навыки

Мимическая,

артикуляция

моторика

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

Лист 1

 

ГДОУ №79  

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                                Утверждаю

Зав. ГДОУ ______________/Одинцова Т.Д./

ст. логопед ______________/Аникеенко Н.А./

                                                                                                                                                                                                                                   

Диагностика познавательно-речевого развития детей подготовительной группы

201__  -  201__  учебный год                                                                логопед_____________

п/п

Динамич.

ст. речи,

просодика

Словарь

Экспрессивная речь

Связная речь

Пассивный

Активный

Фонетика

Грамматика

Синтаксис

Диалогическая

форма

Монологическая

форма

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Лист 2

ГДОУ №79

Фрунзенского р-на СПб                                                                                                                                                             Утверждаю

Зав. ГДОУ ______________/Одинцова Т.Д./

ст. логопед ______________/Аникеенко Н.А./

Диагностика познавательно-речевого развития детей подготовительной группы

201__ - 201__ учебный год                                                                    логопед______________        - 201        учебный год                                 логопед_____________

№ п/п

Восприятие,

воспроиз-ие

звукослоговой

структуры слов

Фонематические процессы

Элементарные

навыки грамоты

Коммуника-тивные

навыки

Личност. готовность  к обучению в школе

Слух

Звукослог-ой

анализ, синтез

Представления

Эмоциональная

Социальная

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

Лист 3


9. Индивидуальный диагностический профиль познавательно-речевого развития ребенка

Ф.И.                Гр.        

10. Литература

10.1. Обследование.  Методическое обеспечение

1.   Г. А. Волкова «Методика обследования нарушений речи у детей » СПб, 1993 г.

2.   «Психолого-логопедическое обследование детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ » СПб, 2000 г. 

3.   Г.А.Волкова «Методика психолого-логопедического обследования                                                                          детей с нарушениями речи»  СПб,  изд. « Детство-Пресс», 2003 г.

4.   Г. А. Волкова «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон  речи дошкольников» СПб, изд. «Детство-Пресс», 2004 г.  

5.   «Методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений) под редакцией Г.В.Чиркиной изд. «Аркти»,  Москва 2003 г.

6.   О.Е. Грибова «Технология организации логопедического обследования», изд. «Айрис-Пресс», «Арис-Дидактика», Москва 2007 г.

7.   О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи  детей»

    - словарный запас, грамматический речи  1999 г.

    - звуковая сторона речи  2000 г.

8.   И. А. Смирнова «Логопедические альбомы

    -  для обследования звукопроизношения» СПб, изд. «Детство-Пресс», 2004 г.;

    -  для обследования фонетико-фонематической системы речи» СПб, изд. «Детство-Пресс», 2004 г.;

    -  для обследования грамматического строя и связной речи» СПб, изд. «Детство-Пресс», 2006 г.

9.   В.С.Володина «Говорим правильно» Альбом по развитию речи,                                                           изд. Росмэн», Москва 2007 г.

10. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда», изд. «Владос», Москва   1998 г.

11. Г. А. Волкова « Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников», изд. « Детство-Пресс», СП-б 2006 г.

12. Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина « Альбом для обследования восприятия и   произношения слов различной структурной сложности», изд. «Книголюб», Москва 2005 г.

13. И. А. Смирнова « Логопедический альбом для обследования  лексико-грамматического строя и связной речи», изд. «Детство-Пресс», СП-б 2006 г.

10.2. Диагностическое обеспечение

  1. «Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста» СПб, изд. РГПУ им. А. И. Герцена 1998 г. 
  2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, 2012
  3. «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств» СПб, 2001 г.
  4. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» СПб, изд. «Детство-Пресс», 2000 г.
  5. «Психолого-педагогическая диагностика» под ред. Н. Ю. Левченко, С. Д. Забральной, Москва, 2003 г.
  6. «Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста» СПб, изд. РГПУ им. Герцена, 2008 г
  7. Р. А. Кирьянова «Комплексная диагностика дошкольников  (5-6 лет)» СПб, изд. «Каро», 2002 г.
  8. О. Е. Микляева «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста»
  9. А. В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Москва, 2002 г.
  10. Л. С. Цветкова «Методика нейропсихологической диагностики у детей» Москва, Педагогическое Общество России, 2002 г.
  11. Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е Соболева «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» СПб, изд. «Питер», 2008 г.
  12. Н. И. Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников» Москва, изд. «Сфера»,2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида

В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...

Особенности организации коррекционно - развивающей работы с умственно отсталыми дошкольниками в условиях детского дома.

В статье приведен пример организации   образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в специальном (коррекционном) детском доме. Раскрыты основные цели,  задачи и направления ...

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении  в школе...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами), I этап обучения .Тема: «Вместе мы сможем».

Тема: «Вместе мы сможем».ЦЕЛЬ: формировать интерес к занятиям физической культурой с учётом возможностей детей с ОВЗ (дети со сложными дефектами).ЗАДАЧИ: Воспитательные:- воспитывать у дет...

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....