Выступление на районном методическом объединении Презентация практического материала из опыта работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей с нарушением речи через театрализованную деятельность»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Ерёмзина Олеся Петровна

Работа логопеда в рамках театральной студии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа логопеда23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 5

Выступление на районном методическом объединении

Презентация практического материала

из опыта работы на  тему:

 «Развитие коммуникативных способностей
 детей с нарушением речи через театрализованную деятельность»

Подготовила учитель-логопед:

Ерёмзина О.П.

Лебедянь, 2016

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»

 Л.С. Выготский

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы  (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

 Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

 - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

 - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

 - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 - развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда в рамках театральной студии -  научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях в театральной студии можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

-умение владеть правильной артикуляцией,

-четкой дикцией,

-разнообразной интонацией,

-логикой.

-игры со словом, развивающие связную речь, 

-творческую фантазию,

-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

-подбирать простейшие рифмы.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции,  интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе  систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.  Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного  движения на другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.

Театрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.

Игровые упражнения

Развитие мимики        

Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.

Рассердитесь па драчуна. Дети сдвигают брови.

Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.

Испугайтесь забияку. Дети приподнимают брови,

широко раскрывают глаза, приоткрывают рот.

Обучение жестам

Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.

Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.

Покажите разных людей: я, ты, мы.

Развитее пантомимики

Расцвели, как цветы.

Завяли, как травка.

Полетим, как птицы.

Идет медведь по лесу.

Крадется волк за зайцем.

Развитее речевого дыхания

«Игра со свечой».

Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос,

затем подуть па горящую свечу, находящуюся па некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воз дух выдыхается топкой, упругой и плавной струей через плотно

сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

 «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).

 «Считай до пяти»

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

 Развитие  диапазона голоса, интонационной выразительности речи.

 «Самолет»

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

 «Звериные скороговорки»

Цель: учить четкости дикции,

Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

 Ткет ткач ткани на платок  Тане.

 От топота копыт пыль по  полю летит.

 Лежебока рыжий кот  отлежал себе живот.

 Кукушка кукушонку  купила капюшон.

     Игра «Чудо-лесенка». 

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой—ша-га-ю,

 Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:

Шаг—на—го-ры,

Шаг—на—ту-чи...

А—подъ-ем—все— вы-ше,  кру-че...

Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!

Встретил петушок кота

-         И спросил его тогда:

Почему ты черный, кот?

Лазал ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел.

Почему ты серым стал?

Пес меня в пыли валял.

             «Диалогические скороговорки»

 Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

 Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

 - Расскажи мне про покупки.

 - Про какие про покупки?

 - Про покупки, про покупки, про покупочки свои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания....

Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...