Тема: «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при взаимодействии с учителем – логопедом »
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Итоговый практико-значимый проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_proekt.docx86.16 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый практико-значимый проект

Тема: «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при взаимодействии с учителем – логопедом »

г. Серпухов, 2016г.

Введение

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов, и возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.

Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

Не развитая диалогическая речь отрицательно  влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как  полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению.

Цель проекта: Изучение организации комплексного воздействия детей дошкольного возраста с целью развития диалогической речи.

Задачи проекта:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.
  • Создать  педагогические условия для реализации проекта.
  • Разработать технологию логопедической работы  по развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Подобрать дидактический материал для использования в логопедической работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Проверить эффективность работы и сравнить полученный результат.

Методы  исследования:

         - наблюдение;

         - беседы;

          -анкетирование;

         - проведение диагностики;

         - обработка результатов.

Гипотеза:
Существует тесная взаимосвязь между развитием диалогической речи и разнообразными формами работы с детьми дошкольного возраста.
Предполагаем, что использование
разнообразных форм и методов работы с детьми по развитию речи  значительно повысит эффективность коррекционной работы по развитию  диалогической речи у детей с данной речевой патологией.

 Основная часть.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью.  Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. В.А. Петровский называет диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

А.Г. Рузская считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к  различному   рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Л.С. Выготский, изучая соотношения речи и мышления у детей, показал, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи.

У ребенка с ОНР могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ОНР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у дошкольников с ОНР весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из

органических нужд детей. Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями.

Дети с ОНР обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Длительное наблюдение показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности дети с ОНР пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной – ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно-личностная форма общения. Нередко дети с ОНР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным.

 Приведенные данные свидетельствуют о том, что для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР необходимо проведение специальной коррекционной работы.

Практическая часть.

В рамках проведения исследования мною был разработан проект.

Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители.

При поступлении в детский сад дети имели разный практический опыт и разный уровень речевого развития. Поэтому первые две недели сентября были посвящены мониторингу развития речи детей для выявления индивидуальных особенностей, их начального уровня знаний и умений с помощью совместных игр, пробных индивидуальных занятий, наблюдений.

Затем было составлено перспективное планирование работы по развитию диалогической речи  и подбор дидактического материала (см. приложение 1).

Обучение диалогической речи протекало  в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи  я использовала  неподготовленную беседа. Она проводилась во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. На занятии по теме «Весна» я использовала прием подготовленной беседы. В беседе я уточняла  и упорядочивала  опыт детей, приучала детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы; учила просто и понятно излагать свои мысли, читала веселые стихи, сказки, рассматривала с ними картинки. Целью беседы в данном случае являлось  не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

В совместном с взрослым рассказывании, я начинала  предложение, а ребенок его завершал. Получался своеобразный диалог. Этот же  прием

 использовала при описании предметов и игрушек, при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек или

 совместное составление детьми рассказа: один ребенок начинал рассказ, второй его продолжал, а третий завершал. Дети сами выбирали партнеров, договаривались о содержании, об очередности рассказывания.

Игры  применялись не только на занятия, но и в повседневной жизни ребенка.

 Заучивала с детьми  множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов (см. приложение 2).

Дети очень любили играть в подвижные игры, такие как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. (см. приложение 2).  Где  правила игры способствовали приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. В словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). Правила, которых, побуждали слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Игра-драматизация являлась благодатным полем для закрепления и формирования  диалогических умений, в  которой они активно упражнялись  в диалоге, на примере:   инсценировки  русской народной сказки «Заюшкина избушка».  Режиссерские игры, в которых дети озвучивали персонажей сказки «Три медведя»,  передвигая  фигурки настольного кукольного театра.

Таким образом, игровые упражнения в диалоге были  разнообразны. Их связь с литературными произведениями дало  детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги без опоры на литературный образец, приближало их к реальному общению.

 Оценка результатов деятельности.

        В рамках оценки я пользовалась диагностикой по методике Р.Е. Левиной (см. приложение 1).        

В процессе анализа результатов  эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей формирования диалогического высказывания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.  Результаты исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи были  представлены в диаграмме (рис 1).

Анализ обследования по методике Р.Е. Левиной  на начало года показал, что высокий уровень развития диалогической речи не показал ни один ребенок с ОНР.

У двух детей (Маша И., Рома А.) отмечается достаточный уровень активности  – 11%.

Маша И. и Рома А. быстро устанавливают контакт со взрослыми и сверстниками, стремятся к постоянному общению, хорошо общаются в присутствии незнакомых людей, легко сменяют способы общения, находят общность с разными партнерами.

Эти дети отвечают на все вопросы,  предложения полные, имеют интонационную выразительность, при этом отличалось полное самостоятельное логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных предложений.

У десяти детей (Максим К., Богдан К., Никита Б., Алексей Ж., Маша Х., Кирилл Д., Артем Л., Аня К., Дима С., Максим Ш.) отмечается средний уровень сформированости  диалогического высказывания – 56%. Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Но у них усталость от общения, стереотипность способов общения. Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечают на них при помощи подсказок. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.

И, наконец, у шести детей (Максим П., Иван Ф., Ева Е., Максим К., Лера П.,Рома П.) отличается низкий уровень диалогического высказывания–33 %. У них отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. У этих детей отмечаются нарушения в структурировании текста, постоянная помощь со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, аграмматизмы. После проведенной коррекционной работы уровни развития у детей изменились, результаты диагностики в целом хорошие. Количество детей с высоким уровнем развития речи стало 11%,  на 21% увеличился достаточный уровень, количество детей со среднем уровнем уменьшилось на 9% и на 21% сократилось количество детей с низким уровнем развития речи.

Высокий уровень – 11%(2 человека)

Достаточный уровень – 33%(6 человек)

Средний уровень – 45% (8 человек)

Низкий уровень – 11% (2 человека)

Для наглядности результаты эксперимента приведены в диаграмме (рис 1.)

Рис. 1 Уровни развития диалогической  речи детей с ОНР   старшего дошкольного возраста в начале и в конце года

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие диалогического высказывания, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми на начало года. После проведенной коррекционной работы уровни развития у детей улучшились.

 Преемственность комплексного подхода показал свою эффективность и получил подтверждение гипотезы,  что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по развитию речи значительно повысило  эффективность коррекционной работы по развитию  диалогической речи у детей с данной речевой патологией.

Заключение

Согласно взглядам отечественных педагогов и психологов общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество. Кроме этого, для развития диалога у детей могут использоваться различные игровые упражнения. Особое значение в работе над диалогом имеют игры – драматизации.

После проведения целенаправленной коррекционной работы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты с взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Выявился высокий уровень личностной активности.

Выводы:

При использовании проекта:

- у детей развиваются умения контролировать собственную диалогическую речь, носящую активный характер;

- отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек;

- дети проявляют интерес и желание играть с игрушками;

- у детей возрастает речевая активность детей, что положительно влияет на самостоятельную игровую деятельность детей;

- дети пытаются осуществлять ролевой диалог.

Практическая значимость

Использование разнообразных форм и методов работы с детьми по развитию речи  у детей с ОНР уменьшилось количество логических ошибок  в составлении диалогов, у большинства воспитанников улучшились взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Проект может использоваться  учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР.

 

        

Список литературы

1. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи. [Текст] / О.М. Вершина. - М., 2003г.

2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей у детей с системным недоразвитием речи. [Текст] В. К. Воробьева . – М., 2006г.

3. Ю.Ф. Гаркуша. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006г.

4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.П. Глухов. - М., 2004г.

5. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей. [Текст]  / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009г.

6.  Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. [Текст] / Н.А. Стародубова. - М., 2006г.

7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст]  / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 2000г.

8. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. [Текст]  / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003г.

9.  Якубинский, Л.П. О диалогической речи. [Текст] / Л.П. Якубинский.    -Спб., 2007г.

Приложение 1

Цель, задачи, этапы проекта

Проведение исследования

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проект применялся с целью развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.

Задачи:

1.  Развивать умение  детей пользоваться диалогом как формой общения.

2. Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Активизировать речевую деятельность.

3. Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

4. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

5.  Совершенствовать эмоциональную,  выразительную речь.

Этапы реализации проекта

        Подготовительный: (сентябрь)

        - определение целей и задач проекта;

        - изучение необходимой литературы;

        - разработка тематических игр;

        - обогащение предметно развивающей среды.

        Основной: (октябрь – апрель)

        - практическая работа с детьми по плану реализации проекта;

        - вызывать у детей интерес к творческой деятельности, игре, общению.

        Заключительный: (май)

        - подведение итогов, планирование дальнейшей работы по данной теме;

        - анализ результатов реализации проекта;

        - презентация проекта.

Подготовительный этап

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1.

Анкетирование родителей

Учитель-логопед

сентябрь

2.

Мониторинг

Учитель-логопед

сентябрь

3.

Подбор методической литературы и дидактического материала

Учитель-логопед

сентябрь

4.

Составление перспективного планирования работы по развитию диалогической речи

Учитель-логопед

сентябрь

Основной этап

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1

Проведение  игр направленных на развитие диалогической речи

Учитель-логопед

воспитатель

Октябрь - апрель

2

Проведение НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

Учитель-логопед

Октябрь - апрель

3

Консультация для родителей

«Значение диалогической речи в жизни дошкольника»

Учитель-логопед

Ноябрь

4

Консультация для воспитателей

Тема: «Игры – драматизации, как средство развития диалога».

Учитель-логопед

Декабрь

5

 Проведение досуга

«Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Учитель – логопед, муз. руководитель

Февраль

6

Консультация для родителей.

Тема: «Как вести беседу с ребенком»

Учитель-логопед, родители

  Апрель

7

 Открытая НОД  для родителей

 Учитель-логопед, родители, дети

апрель

Заключительный этап

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1

Мониторинг,

анализ результативности

Учитель-логопед

май

2

Представление материалов проекта на итоговом педсовете

Учитель-логопед

май

2.2. Перспективное планирование работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы

Месяц

Содержание работы

Октябрь

1.Сюжетно-ролевая игра «Гости»

Цель: Развитие умения вступать в процесс общения.

2. Беседа об овощах о фруктах

Цель: формировать умение отвечать на поставленные вопросы; расширять и активизировать словарь.

3. Словесная игра «Садовник»

Цель: развивать умение пользоваться в игре заученными репликами диалога.

 Инсценировка русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: закреплять навыки ведения диалога от лица героев.

Ноябрь

1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Цель: развивать умение брать на себя и выполнять различные роли, вести диалог.

2.  Беседа «Моя любимая игрушка»

Цель: развивать диалогическую речь; закреплять умение самостоятельно задавать вопросы.  

3. Беседа об осени.

Цель: продолжать формировать умение отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их.

4. П/и «Гуси, гуси…»

Цель: закреплять умение пользоваться в игре заученными репликами диалога.   

Декабрь

1.  Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, умение отвечать на поставленные вопросы.

2.          Инсценировка украинской сказки «Рукавичка»

Цель: воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству, закреплять навыки ведения диалога от лица сказочных героев.

3.     Сюжетно-ролевая игра «Встреча сказочных героев»

  Цель:  Развитие навыков диалогического общения в процессе контакта друг с другом, установление доверительного и дружелюбного отношения

4. Беседа «Встреча Нового года»

Цель: Закреплять у детей навыки ведения беседы; развивать диалогическую речь.

Январь

Февраль

1. Инсценировка по мотивам сказки Сутеева «Кто сказал: «Мяу»?»

Цель: Продолжать развивать умение точно передавать диалог из знакомого литературного произведения.

2.    П/и «Ладонь в ладонь»

Цель: Установление контакта между детьми, развитие навыков диалогической речи

3. Рассказывание по ролям потешки «Где ты, брат Иван?»

Цель: Развивать умение точно передавать реплики диалога из потешки.

4.Беседа о животных

Цель: расширять словарь детей по теме; закреплять умения отвечать на вопросы и  задавать вопросы самостоятельно.

 1. Досуг «Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цель: закреплять умение передавать содержание литературного произведения по ролям.

2.  Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» 

  Цель:  Дать детям представления о взаимодействии медицинского персонала и посетителей ; формировать умение творчески развивать сюжет игры; воспитывать уважение к профессии врача.

3.Инсценировка стихотворения «Кисонька – мурысонька…»

Цель: продолжать учить детей передавать стихотворный текст по ролям.

4. Д/и «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать логическое мышление.

Март

1. Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»

Цель: формировать умение самостоятельно вести диалог от лица сказочного персонажа.

2. Д/и «Телефон»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно вести диалог.

3. П/и «Коршун»

Цель: закреплять умение использовать в игре заученные реплики диалога; развивать выразительность речи.

4.  Инсценировка сказки «Лесные новости»

Цель: Закреплять умение инсценировать сказку, точно передавая диалоги.

Апрель

1.Сюжетно – ролевая игра игра «Космонавты»

Цель: Закреплять умения самостоятельно строить диалог в процессе игры.

2. Инсценировка потешки «Весна»

Цель: Закреплять умение в самостоятельной речи передавать фразы диалога из стихотворного произведения по ролям.

3. Д/и «Расскажу – не покажу»

Цель: Закреплять умение самостоятельно задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.   

4. Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишка»

Цель: Закреплять навыки передачи диалога по сюжету литературного произведения.

Оценка результатов деятельности.

        В рамках оценки я пользовалась диагностикой по методике Р.Е. Левиной.        

 Методика Р.Е. Левиной  предусматривала установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Мы посредством непринужденной беседы выясняли способы шестилетних детей вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы. Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Основное внимание уделялось оценке различных критериев, выделенных Р.Е. Левиной:

  • Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
  • Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
  • Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
  • Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.

Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы были направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.

Критерии оценки средств общения, выделенные Р.Е. Левиной, имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равнялась 10 баллам.

8 – 10 балла – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза – высокий уровень.

4- 7 балла – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения – достаточный уровень.

1 – 3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна – средний уровень.

0 балла – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения – низкий уровень

Таблица 1. Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи по методике Р.Е. Левиной

Ф.И. ребёнка

Баллы

Уровень

1

Маша И.

5

Д

2.

Максим К.

2

С

3.

Богдан К.

З

С

4.

Рома А.

5

Д

5.

Максим П.

0

Н

6.

Никита Б

1

С

7.

Иван Ф.

0

Н

8.

Алексей Ж.

2

С

9.

Маша Х.

1

С

10

Ева Е.

0

Н

11

Максим К.

0

Н

12

Лера П.

0

Н

13

Максим Ш.

1

С

14

Кирилл Д.

1

С

15

Артем Л.

2

С

16

Рома П.

0

Н

17

Аня К.

2

С

18

Дима С.

3

С

Приложение 2

Фольклорные миниатюры, потешки, стихи.

1. «Где ты, брат Иван?»

- Где ты, брат Иван?                                

- В горнице.                                                   

- А что делаешь?                                           

- Помогаю Петру.                                         

- А Петр что делает?                                       

- Да на печи лежит.        

2. «Уж как сладки гусиные лапки!»

 - Уж как сладки гусиные лапки!

 -  А ты едал?

- Нет, не едал,

- А мой дядя видал,

Как наш барин едал.

3. «Куда, Фома, едешь?»

- Куда, Фома едешь? Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

 - Коровок кормить.

- На что тебе коровки?

 - Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

4. «Кисонька-мурысонька»

- Кисонька-мурысонька, где была?  

  - Коней пасла.

- Где кони?     

 - За ворота ушли.

- Где ворота?  

 - Огонь сжёг.

- Где огонь?  

  - Вода залила.

- Где вода?      

 - Быки выпили.

- Где быки?     

 - За гору ушли.

- Где гора?      

- Черви выточили.

- Где черви?  

  - Утки склевали. 

5.«Зайка»

- Зайка, зайка, белый хвост, где ты был?    

  - Косил овес

- Где овес?         

- Журавль склевал.

- Где журавль?  

  - Медведь прогнал.

- Где медведь?   

 - Сидит в ловушке.

- Где ловушка? 

  - На горушке.

- Где горушка?  

 - Вечерком смыло в Каму ручейком.

 

6. «Весна»                                                               

  - Ну, весна, как дела?                                                

- У меня уборка.                                                         

- Для чего тебе метла?                                               

- Снег смести с пригорка.                                           

 - Для чего тебе ручьи?                                               

 - Мусор смыть с дорожек.                                         

 - Для чего тебе лучи?                                                 

 - Для уборки тоже.                                                     

  Все промою, просушу,

  Вас на праздник приглашу.

 

Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами.

1. Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Цель:   обучение детей умению обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

Ход: На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси.

На  другой – волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

- Гуси – гуси!   - Га – га – га.

- Есть хотите?  - Да – да – да.

- Гуси – лебеди! Домой? Серый волк под горой!

- Что он там делает?  - Рябчиков щиплет.

- Ну летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий ии быстрый гусь становится волком. 

2. Подвижная игра  «Коршун»

Цель: обучение детей умению поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.

Ход: Ведущий – Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог:

- Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.

Коршун, что делаешь?     - Ямочку рою.

- Зачем ямочка?  - Денежку ищу.

- Зачем тебе денежка?    - Иголку купить.

- Зачем тебе иголка?       - Мешочек сшить.

- Зачем мешочек?            - Камешки класть.

- Зачем камешки?            - В твоих детей шуркать - буркать.

- За что?   - Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их.!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет.

3. Словесная игра «Садовник»

Цель: воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре,  умение вступить в игровой диалог в свою очередь.

Ход: Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог:

– Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. – «Сообщает» водящий.

– Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.

– Что с тобой? – спрашивает водящий, «продолжая» разговор.

– Влюблен! – отвечает «георгин».

– В кого? – удивляется садовник.

– В астру, – сообщает «георгин».

– Ой! – реагирует «астра», и игра повторяется.

Дидактические игры по развитию диалогической речи.

1. «Чудесный сундучок» («Чудесный мешочек»).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, умение отвечать на поставленные вопросы.

Ход: Педагог достаёт предмет из мешочка и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают на вопрос. Основой для диалога является способность отвечать на вопрос или использовать нужный жест руки, мимический жест, движение головы.  Для безречевых детей очень важно владеть жестами и мимической речью. Рекомендуется использовать следующие жесты и мимику: «радость» (губы ребёнка растянуты в улыбке), «прошу» (руку вверх ладошкой вытянуть вперёд к собеседнику), «огорчение», «удивление» и т.п. эти жесты подбираются однотипными на определенный период обучения и имеют сигнальное значение в диалоге до тех пор, пока ребёнок не будет в состоянии заменить жест соответствующим словом.

2. «Найди пару».

Цель: закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них; воспитывать культуру общения.

Ход: На начальном этапе обучения логопед является ведущим в игре. Детям раздаются картинки (сначала по две, затем по 3-4), а у ведущего остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого шарик?». Ребёнок, у которого есть такая же картинка поднимает её вверх. Усложняя задание, педагог требует озвучивать действие ответом: «У меня шарик». Наглядный материал в данной игре разнообразен, поэтому круг вопросов может быть широким. Можно задавать вопросы о цвете, форме, назначении, о деталях предмета. Данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (однословные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов).

Данная игра может строиться по принципу «маленький учитель». Когда дети приобретают навык самостоятельной игры, логопед уступает им место ведущего. Таким образом формируется диалог между детьми.

3. «Вопрос или нет?».

Цель: учить детей различать интонации в речи.

Ход: Взрослый предлагает сесть тому, кто правильно ответит: то, что он сказал  – вопрос или нет?

Мама купила краски. – мама купила краски?

Нянечка принесла обед. – нянечка принесла обед?

4. Игра «Закрытая картинка».

Цель: закреплять умение самостоятельно задавать вопросы на основе возникшей ситуации.

Ход: Взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит детей:

Сделай то же самое, что делает девочка на этой картинке. Дай мне такой же мячик, как на этой картинке. Дай столько же кубиков, как на этой картинке.

Дети поставлены перед необходимостью спросить у взрослого: Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков? И т.д.

5. Игра «Телефон».

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно вести диалог.

Ход: Взрослый достаёт зазвонивший телефон. Снимает трубку и просит детей догадаться, о чем его спрашивает, например, заведующая детским садом. Взрослый  громко отвечает на воображаемые вопросы, после каждого из них дети дают свой вариант вопроса:

- Я веду занятие. (Что вы делаете?)

- Хорошо занимаются. (Как ребята занимаются?)

- Музыкальное занятие. (Какое занятие у них будет потом?)

- Пшенная каша. (Что было сегодня на завтрак?) и др.

Если детей увлекла эта игра, можно достать второй аппарат и предложить двоим детям поговорить, например, о любимых играх, о весёлом лете. Каждый ребёнок, ответив, сам должен задать вопрос собеседнику.

6. Игра «Сказочный зверь».

Цель: упражнять детей в самостоятельной постановке вопросов; закреплять навыки ведения диалога.

Ход: Взрослый  рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его.

Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой?

В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

7. Игра «Расскажу – не покажу».

Цель: Закреплять умение самостоятельно задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.   

Ход: На каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даёт детям задание: задавая  любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?

Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т.д.

Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку.

(Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии взрослого, а затем самими детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)

презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре...

Активные формы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

В данном опыте описывается метод интервьюирования как эффективный метод для построения диалога и развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста....

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"

Выделяют ряд диалогических уменийСобственные речевые умения:- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим...